Битва цензуры с эфиром, или Как Литва с российским телевидением сражается
18.07.2016 | Роман ХОЛОДОВ | 00.04
A
A
A
Размер шрифта:

На днях Литва получила весьма увесистый щелчок по носу – местная государственная Комиссия по радио и телевидению (ЛКРТВ) по указанию из Брюсселя была вынуждена отменить своё решение о перенесении российских телеканалов «РТР Планета» и «НТВ Мир» в пакет платных. Таков оказался промежуточный итог крестового похода, объявленного Вильнюсом против «кремлевской пропаганды». Итог, вызвавший кое у кого из местных консервативных политиков крайнее раздражение и, хуже того, подозрения в том, что коварная «рука Москвы» проникла даже в кулуары Еврокомиссии.

Привести к единомыслию

Первые попытки Вильнюса искоренить неугодную точку зрения в телеэфире имели место три года назад. Тогда Вильнюсский окружной административный суд на время остановил трансляцию в стране Первого Балтийского канала (телекомпания, созданная на основе российского Первого канала для вещания в Прибалтике), обвинённого в показе «лживой пропагандистской передачи» о событиях 13 января 1991 года в столице Литвы. По мнению литовских цензоров, «в программе была представлена разжигающая ненависть ложная информация, насмехались над жителями Литвы и унижали память борцов за свободу страны».

А на самом деле в передаче была приведена нелицеприятная для официоза версия о том, что жертвы среди гражданского населения в тот трагический день пали в результате провокации литовских националистов, которым требовались «сакральные агнцы», дабы «повесить» их на советских военнослужащих.    Однако к наиболее решительной борьбе с «вражеской» точкой зрения в Литве приступили в октябре прошлого года, когда там вступили в силу законодательные поправки, позволяющие штрафовать телевизионных ретрансляторов, если государство усмотрит в их контенте признаки «пропаганды войны или призывов к смене конституционного строя и покушению на суверенитет».

Внесение соответствующих изменений в закон «Об информировании общества» инициировала президент Даля Грибаускайте, аргументируя это «необходимостью борьбы с враждебной пропагандой». В результате было предусмотрено, что если в программах найдут «недружественную пропаганду», то штраф за это может достигать 3% годового дохода. Д. Грибаускайте обусловила необходимость такого предложения тем, что Литва, дескать, «сейчас живет в условиях информационной войны».

Сторонники принятия данных поправок разглагольствовали в сейме, что эти меры, мол, «окажутся надлежащим ответом на российскую пропаганду», но нашлись и критики, указывавшие, что таким образом в государстве фактически вводится цензура. Ведь, как известно, в Прибалтике «пропагандой ненависти» считается любая точка зрения на острые мировые проблемы, наподобие кризиса на Украине, расходящаяся с мнением Брюсселя и Вашингтона. Соответственно, под действие новых поправок, предусматривающих цензурирование массмедиа, подпадали, в первую очередь, именно телеканалы РФ. Недаром в пояснительном письме к законопроекту говорилось, что российские телепрограммы, в которых демонстрируется «пропаганда», постоянно смотрят 400 тысяч (15%) жителей Литвы.

Не замедлили последовать и реальные репрессии. В декабре администрация многострадального Первого Балтийского канала объявила, что с 2016 года под давлением властей останавливает производство русскоязычной программы «Литовское Время». «Будучи зарегистрированным в ЕС частным телеканалом, ПБК неоднократно заявлял о своей готовности, посредством создаваемых в Литве передач, являться площадкой для выражения различных точек зрения на актуальные события и процессы и служить действенным каналом коммуникаций с нелитовским населением страны. Но канал убедился, что медиаполитика нынешних литовских властей имеет мало общего с европейскими ценностями, непреложной частью которых является свобода слова и соблюдение законов ЕС», – отмечалось в заявлении ретранслятора.

Легче всего – запретить!

В начале нынешнего года стало известно, что ЛКРТВ обвинила российский телевизионный канал «РТР-Планета», зарегистрированный в Швеции, в подстрекательстве к войне и разжиганию розни и составила на него донос в полицию этой страны. До этого, в декабре, ЛКРТВ обязала всех действующих на территории Литвы ретрансляторов перевести «РТР-Планету» в разряд платных. Репрессии против «РТР-Планеты» были обусловлены показанной 29 ноября программой «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Комиссия нашла, что «во время дискуссии о сбитом Турцией российском военном самолете имели место подстрекательство к войне и разжигание нетерпимости».

На заседании комиссии был показан отрывок из программы, в котором депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский назвал турок «диким варварским народом» и призвал «поставить на колени» это государство. Отметим, что ЛКРТВ в прошлом году уже запрещала ретрансляцию канала «РТР-Планета», данный запрет действовал с 13 апреля по 13 июля. Еще ранее, 7 января 2015 года, Комиссия по телевидению и радиовещанию постановила приостановить ретрансляцию созданных в России передач телеканала «Рен-ТВ Балтия». Кроме того, члены комиссии усмотрели множество якобы имевших место «нарушений журналистской этики» в передачах канала «НТВ-Мир». Правда, позже Вильнюсский окружной административный суд отказался подтвердить решение ЛКРТ о необходимости приостановки ретрансляции передач «Рен-ТВ Балтия»…

Гонения на телеканалы не остались незамеченными в российском Министерстве иностранных дел. «Безусловно, эта политика идет вразрез с основными, базовыми международными стандартами в области свободы слова и свободы СМИ», – сказала официальный представитель МИДа Мария Захарова. Естественно, в Вильнюсе на это замечание не обратили ни малейшего внимания.

В нынешнем мае ЛКРТВ заявила, что намерена рассмотреть вопрос о переводе российского канала NTV Mir Lithuania в пакет платных. Недовольство комиссии вызвала показанная 15 апреля передача «ЧП. Расследование», где, по мнению литовских чиновников, «высказывались утверждения, которые могли разжигать национальную рознь». Кстати, этот канал впервые навлек на себя немилость литовских чинуш еще два года назад. ЛКРТВ в марте 2014 года громогласно заявила, что в передаче «Осужденные. Ловушка для группы «Альфа» имело место «распространение разжигающей ненависть ложной информации о событиях 13 января 1991 года в Литве», и приняла решение временно запретить ретрансляцию изготовленных в России программ. Суд в своём вердикте указал, что в программе «была распространена ложная информация, принижался факт советской агрессии, имело место насмехательство над литовским народом и пренебрежительное отношение к борцам за свободу Литвы».

А два месяца назад суд Литвы отклонил жалобу почти тридцати местных ретрансляторов. Те слезно просили признать недействительным решение ЛКРТВ о запрете тех передач телеканала NTV Mir Lithuania, что произведены в России. Заявители в тексте жалобы указали, что принятый два года назад запрет самым серьёзным образом осложняет их работу и «объективно не представляется возможным». Они также высказали упрёк, что комиссия не уточнила, каким образом такое решение должно быть выполнено. Но эти претензии были признаны необоснованными. «Суд констатировал, что предусмотренные в решении комиссии меры воздействия являются законными и обоснованными. Таким образом, при наличии упомянутых обстоятельств нет никаких оснований отменять решение – апелляция отклонена, как необоснованная», – отпихнулись в суде от жалобы ретрансляторов.

Проиграно сражение, а не война

Однако в конце июня вмешалась Еврокомиссия, представители которой выразили недовольство тем, что власти Литвы, не посоветовавшись ни с транслятором, ни с Брюсселем, переводят «неприятельские» каналы в платный пакет. Под давлением ЕК Вильнюсу пришлось убрать санкции с «НТВ-Мира» и «РТР Планеты», правда, гнев и обида литовских «борцов с пропагандой» оказались так сильны, что они даже не предупредили зрительскую аудиторию о снятии ограничений. Журналист Витаутас Бруверис заявил газете Lietuvos rytas, что это личное поражение президента Д. Грибаускайте в информационной войне с Россией. «Геройски воевали, лихо громили восточного врага, но как услышали, что затопал Брюссель, гаубицы потихоньку свернули. Такой конфуз в информационной войне с Россией испытала маршал Даля Грибаускайте и ставшая её гвардией Литовская комиссия по телевидению и радиовещанию», – иронизирует В. Бруверис.

Журналист напомнил, как ЛКРТВ, подбадриваемая президентом, постановила перенести «РТР Планету» и «НТВ Мир» в пакет платных каналов «в связи с распространяемой пропагандой и дезинформацией». «Чтобы руки ЛКРТВ были свободнее, Сейм по предложению президента даже изменил законы и позволил комиссии без каких-либо оговорок и церемоний, предусмотренных в европейском законодательстве, указать ретрансляторам перенести русские программы в пакет платных. Под гром фанфар это и было сделано. Но ЛКРТВ пришлось отменить своё решение, так как Еврокомиссия предостерегла Литву, что это идёт вразрез с европейским законодательством и может грозить тяжбами в суде. Словом, из Брюсселя мы получили ножом в грудь. С другой стороны, можно прийти к выводу, что со всеми этими информационными войнами, которые, впрочем, по данным общественных опросов, не особо и интересны для наших граждан, мы в Европе доигрались. Этот нагоняй от Брюсселя и есть тому подтверждение. Тем не менее, данная история может оказаться лишь цветочками. Ведь в парламентском Комитете национальной безопасности и обороны ожидает своей очереди ещё один законопроект, предлагающий сажать в тюрьму за «дезинформацию», который реально опасен для государства. Но члены комитета отбросили эту чушь (опасность для государства. – Р.Х.) опасаясь, что их обвинят и нарекут «русскими агентами», и всё проталкивают данный законопроект из ящика в ящик, обещают вернуться к нему осенью. А в таком случае мы можем дождаться от Европы и Еврокомиссии не только ножа в грудь, но тяжёлого топора по шее», – резюмирует В. Бруверис.

Таким образом, как видим, «борьба с пропагандой» в Литве отнюдь не закончена. В Вильнюсе считают, что проиграли лишь сражение, а не всю войну, и намерены с новыми силами вернуться к «боевым действиям». Единственным положительным моментом в этой истории видится лишь то, что пока что борьба с инакомыслящими ведётся лишь посредством штрафов и отключений. Но если упомянутый Бруверисом закон о «дезинформаторах» предстоящей осенью действительно будет принят, то мы дождемся и посадок…

Рейтинг Ритма Евразии:
1
0
Отправить в ЖЖ Отправить на email
  Число просмотров:534