
В недавнем интервью секретарь СНБО А. Турчинов заявил, что в декабре-январе, т.е. до инаугурации нового президента США ополченцы якобы попытаются обострить ситуацию, предприняв локальные наступательные операции. С точностью до наоборот данный «прогноз» подтвердился уже 18 декабря, когда ВСУ предприняли попытку прорыва на дебальцевском направлении. Сначала украинские войска осуществили наступление под Калиновкой, а после его провала традиционно обвинили во всем военнослужащих ДНР. В Министерстве обороны Украины сообщили, что целью ополченцев был захват двух опорных пунктов возле Луганского.
В Киеве также отметили, что в результате боев погибли пять украинских солдат и шесть получили ранения. По другим данным, ВСУ понесли гораздо большие потери. 19 декабря на очередном брифинге заместитель начальника управления Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил, что в результате боев более 10 украинских силовиков погибли и более 20 получили ранения. Конечно, на Украине слова Э. Басурина могут быть восприняты как «пророссийская пропаганда», но о том же сообщают её собственные СМИ. Сначала телеканал «1+1» сообщил, что было ранено около 30 украинских военных, а затем известный украинский журналист Елена Белозерская призвала не верить «никаким официальным объяснениям первопричин». По ее словам, из большого количества потерь украинских солдат можно сделать вывод, что ВСУ ведут наступление.
Киев целенаправленно занизил цифры, чтобы скрыть действительные причины боестолкновений под Дебальцево. В свою очередь, военный обозреватель Борис Рожин считает, что эскалация конфликта является результатом спланированных действий ВСУ. Поскольку атака поддерживается артиллерийским огнем по позициям армии ДНР, причем жители Углегорска, Дебальцево и других населенных пунктов подтверждают работу артиллерии ВСУ в течение дня, считает он, «вряд ли можно говорить о "вышедших из под контроля" батальонах, больше похоже на усиленную разведку боем, которую в случае успеха смогут подкрепить вводом в бой резервов из артемовского направления, которые подпирают фронт на светлодарской дуге и в районе Попасной. В случае же провала хунта, скорее всего, заявит, что никакого наступления не было, как это было в аналогичных случаях такого рода под Новой Ласпой или на Светлодарской дуге».
Напомним, что предыдущая попытка ВСУ прорвать фронт под Дебальцево в июне текущего года также закончилась неудачей. Очередное, декабрьское, наступление свидетельствует о важности данного участка фронта для обеих сторон конфликта. Во-первых, от контроля над городом зависит контроль над стыком Донецкой и Луганской народных республик. Расчленение Новороссии, к чему украинские силовики стремятся с лета 2014 г., невозможно без взятия Дебальцево. Во-вторых, после проведения в феврале прошлого года Дебальцевской операции остался так называемый светлодарский выступ, который вклинивается вглубь территории ДНР. Он служит неплохим плацдармом для разворачивания наступления войск хунты.
При нынешнем соотношении сил у ВСУ практически нет шансов провести успешное наступление в этом районе. Тем не менее боестолкновения продолжаются. Наверняка они будут и в дальнейшем, поскольку вызваны не только военно-оперативными, но и политическими причинами. Прошлая атака войск хунты совпала с предстоявшим тогда саммитом НАТО в Варшаве, на который Украина возлагала большие надежды по усилению военного давления на Россию. Но Киев не получил от своих западных союзников ничего, кроме моральной поддержки. Конечно, члены альянса осудили «агрессию» России, но решения о поставках вооружения на Украину так и не было принято.
Судя по всему, очередное обострение ситуации под Дебальцево также вызвано желанием украинских властей получить военное финансирование и поставки летального оружия. Еще в марте 2015 г. Э. Басурин, комментируя очередное заявление боевиков «Азова», отметил: «Слухи о якобы подготовке нашего широкомасштабного наступления Киев активно распространяет, чтобы получить на Западе летальное вооружение». В продолжение сказанного отметим, что вышеупомянутое интервью А. Турчинова преследует аналогичную цель. Мол, чтобы новое руководство США не забывало о необходимости бороться с «российской угрозой», Киеву следует регулярно напоминать об этом.
Несмотря на заявления посла США в РФ Джона Теффта о том, что американская сторона не собирается поставлять украинской смертоносное оружие, Народная милиция ДНР располагает данными о подобных поставках. Летом текущего года Киев получил тысячу винтовок, 350 пистолетов, более 500 пулеметов, около 200 гранатометов и 450 снайперских винтовок. При этом на западе Украины американские инструкторы занимаются подготовкой бойцов нацгвардии.
В течение ноября в порту Мариуполя было разгружено пять торговых судов под иностранными флагами, последнее из которых доставило боеприпасы для минометов и артиллерии общим весом до полутора тысяч тонн. После разгрузки, которая осуществлялась под охраной солдат регулярной армии и «Азова», доставленные боеприпасы вывезены в направлении Волновахи.
Также известно, что на Украину поставляются боеприпасы не только к тяжелому вооружению, но и к стрелковому оружию. Подтверждением тому служат патроны калибра 12,7 мм, предназначенные для стрельбы из пулемета «Браунинг-М2» и крупнокалиберных снайперских винтовок образца НАТО. Другими словами, поставки оружия на Украину из других стран осуществляются давно. Киев всего лишь хочет, чтобы они были прямыми и в больших масштабах, но пока США задействуют посредников из Восточной Европы. Например, через Болгарию были доставлены беспилотные авиационные комплексы KS-1, а через Польшу – тяжелое вооружение.
Ополченцы, принимавшие участие в обороне Славянска, не раз отмечали, что войска хунты применяли иностранное оружие с первых дней конфликта. «Когда в мае 2014 года каратели захватили комбикормовый завод, мы оказались под постоянным прицелом снайперов. Дело в том, что наш блокпост находился в районе хутора Соболевка, что примерно в 2,5 км от украинских позиций, поэтому он хорошо просматривался с завода. Судя по дальности стрельбы, применялось оружие иностранного производства», – рассказал журналисту «Ритма Евразии» зампредседателя общественного движения «Славянское братство» Анатолий Хмелевой.
За два с половиной года аппетиты Киева заметно возросли, поэтому иностранные поставки уже не ограничиваются стрелковым оружием. Еще в прошлом году посол Украины в США Валерий Чалый утверждал, что летальную военную помощь его страна получает от десяти европейских стран. Так, Литва передала Украине 150 тонн боеприпасов, а с Польшей было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, которое предполагает отдельный бюджет. Кроме Европы, военную помощь оказывают все те же США, Япония и страны Ближнего Востока. Напомним, ранее Сенат США одобрил выделение Украине 350 млн. долларов, Япония пожертвовала почти два млрд. долларов, а Саудовская Аравия – 40 млн. долларов.
А поскольку аппетиты хунты растут, ВСУ явно не будут отсиживаться в обороне. Характерно, что о необходимости соблюдать соглашение о разведении противостоящих сил Киев даже не заикается.