Энергетика Армении и евразийская интеграция - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.06.2023 |

Энергетика Армении и евразийская интеграция

Основополагающим фактором, сформировавшим энергетическую политику Республики Армения, являются уроки  жесточайшего энергетического кризиса 90-х годов. Ни по своей тяжести и масштабам, ни по радикальности предпринятых мер по  преодолению кризиса мы не видим аналогов в истории постсоветских республик. Об этом пишет армянский экономист Ара Марджанян в статье "Энергетика Армении и евразийская интеграция" в газете "Голос Армении". Метариел посвящен в том числе роли энергетического сотрудничества в евразийских интеграционных процессах.

Ещё в начале 90-х Армения осознала приоритетное значение энергетической безопасности в контексте всей национальной безопасности – много раньше своих соседей. И именно тогда сформировались уникальное отношение армянского общества, его сверхчувствительность к энергетическим проблемам. Неудивительно, что Армения первой в нашем регионе и на всем постсоветском пространстве провела радикальные реформы энергетического сектора – от его структурного разделения до создания независимого органа, проводящего тарифную политику, от глубокой модернизации законодательного поля до проведения многоэтапной процедуры формирования, а затем и приватизации генерирующих, передающих и поставляющих компаний.

В это время в наше сознание крепко вошли  до этого многим непонятные, а некоторым и вовсе чуждые понятия: диверсификация энергоносителей и технологий, диверсификация энерготранспортной инфраструктуры, развитие возобновляемой энергетики. Наконец, именно тогда, в условиях начавшейся и продолжающейся по сей день энерго-транспортной блокады Армении, была осознана важность региональной энергетической и геополитической интеграции, особенно по оси Север - Юг.

Эти уроки помогли сформировать 4 базовых принципа энергетической политики Армении, которые зафиксированы во всех официальных документах республики. 

1. Диверсификация первичных энергоносителей, путей их доставки и структуры генерирующих мощностей.

2. Эволюционное развитие атомной энергетики.

3. Использование местных возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности.

4. Активная региональная интеграция.

Сегодня энергетический сектор Армении - это динамично развивающийся сектор экономики. За последние годы была проведена масштабная модернизация высоковольтного хозяйства республики, проведен апгрейд  ГЭС Воротанского каскада, пущен новый, 5-й блок Разданской ТЭС (450 МВт) и газотурбинный блок  Ереванской ТЭЦ (250 МВт), строится новая, 3-я по счету высоковольтная линия с Ираном класса 400 кВ, строится Мегринская ГЭС мощностью 150 МВт, внедрена система СКАДА, бурно развивается малая гидроэнергетика. Однако за истекшие 20 лет вследствие ряда объективных и субъективных причин не все базовые принципы энергетической политики были реализованы в Армении с одинаковой глубиной и темпом.

ДОКТРИНА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО предполагает, что энергетическая инфраструктура может и должна стать основой Евразийского союза, его главным региональным интегратором, которая, сохранив здоровую рыночную конкуренцию, обеспечит странам - участницам процесса равные возможности по использованию энерго-транспортной инфраструктуры. Причем отмечается, что крайне важно не ограничиться исключительным объединением стран, уже обладающих развитой инфраструктурой, а вовлечь в объединение те страны, которые сегодня эту инфраструктуру создают. Это положение доктрины сформулировано в виде компоненты "инфраструктурное партнерство" евразийской энергетической политики.

Следующее положение доктрины сформулировано так: технологическая глобализация и ресурсная регионализация. Имеется в виду, что энергетические технологии сами по себе имеют сильную тенденцию к глобализации. С другой стороны, отдельные регионы Евразийского союза как в своих нынешних границах, так и в будущих обладают своей ресурсной спецификой, уникальным для регионов энергобалансом и режимом покрытия нагрузки. И разумная евразийская энергетическая  политика, безусловно, должна сочетать в себе эти реалии.

Помимо этого, отдельные регионы евразийского пространства в силу ряда причин находятся на разных этапах развития и реформирования своих энергетических комплексов. Этот очевидный факт, разумеется, должен быть положен в основу любой разумной евразийской энергетической политики. И это сделано в рассматриваемой доктрине положением о многоукладности  интегрируемого энергетического пространства. При таком подходе можно будет избежать ошибок ускоренной и унифицированной интеграции, которые поставили на грань экономического и политического кризиса страны еврозоны. И, напротив, подобный подход позволит реализовать наиболее эффективный принцип партнерства, основанный на многообразии форм, форматов и механизмов интеграции.

Наконец, последним принципом доктрины является ее полицентричность. Учитывая масштабы евразийского пространства, его географическое и экономическое многообразие, энергетический интеграционный проект  может быть осуществлен только при наличии нескольких региональных центров, функцией которых будет не столько соперничество друг с другом за зоны влияния, сколько разумная политика по "сшиванию", а следовательно, объединению энергетического и даже экономического пространства Евразии.

Несложно заметить, что основные положения Евразийской энергетической доктрины идеально вписываются в логику основных положений энергетической стратегии Армении. Действительно, наше положение о диверсификации первичных энергоносителей и путей их доставки есть не что иное, как положение об инфраструктурном партнерстве Евразийской энергетической доктрины, особенно если учесть важное дополнение о вовлечении тех стран, которые сегодня эту инфраструктуру создают.

Энергетический сектор Армении - это динамично развивающийся сектор экономики.ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ  ГЛОБАЛИЗАЦИЮ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ В АРМЕНИИ САМЫМ непосредственным образом. Так, с помощью наших российских партнеров был запущен 5-й блок Разданской ТЭС, с помощью наших японских коллег – современная газотурбинная станция на Ереванской ТЭЦ, а с помощью  европейских коллег модернизированы гидростанции Воротанского каскада, несколько десятков высоковольтных подстанций и многое другое. Наконец, энергетическая доктрина Армении прямо указывает, что региональная интеграция является одним из 4 столпов ее энергетической политики. И это не просто слова, а газопроводы из России и Ирана, активный региональный обмен потоками электроэнергии с Грузией и НКР, три межсистемные высоковольтные линии с Ираном, лучшая (не побоюсь этого слова) на Южном Кавказе система СКАДА и многое другое.

В многочисленных сопутствующих документах и рассуждениях о Евразийской энергетической  доктрине мы встречаем – и совершенно обоснованно – перечень кандидатов на роль различных региональных энергетических центров. Это Каспийский бассейн, плато Устьюрт в пограничной зоне между Туркменистаном и Узбекистаном,  граница РФ с Китаем и др. Но чего вы тут не увидите,  так это Армению.

Между тем в полном согласии с принципом полицентричности Евразийской энергетической  доктрины Армения может и должна стать одним из таких интегрирующих региональных центров, в первую очередь  в электроэнергетической сфере. Для этого имеются веские геополитические, экономические, энергетические, инфраструктурные и даже просто географические основания. Ведь  Армения –  единственная республика Южного Кавказа, чьи долгосрочные геополитические интересы направлены на сохранение региональной стабильности, которая совмещает стратегическое сотрудничество с Россией с эффективными взаимоотношениями на самом высоком уровне с Ираном, арабским миром, ЕС и США. Кроме того, Армения  десятилетиями была и остается региональным экспортером электроэнергии, чьи генерирующие мощности имеют гармоничную трехкомпонентную структуру (гидроэнергия, атомная энергия, тепловые электростанции); страна способна на незамедлительный экспорт 1,5-2,0 млрд кВт/ч электроэнергии в год по весьма конкурентоспособной цене. И наконец, Армения может совместить свою высоковольтную электросеть одновременно с Ираном и Турцией, с Грузией и Азербайджаном, с Нахиджеваном и НКР. Это уникальная возможность для балансирования и успешной диспетчеризации региональных потоков электроэнергии.

Армения может и должна стать одним из таких интегрирующих региональных центров, в первую очередь в электроэнергетической сфере.ИГНОРИРОВАНИЕ АРМЕНИИ КАК ЕСТЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА с чисто инженерной точки зрения – непрофессионально, с экономической точки зрения – необоснованно, а с геополитической точки зрения - просто недальновидно. Почти полвека энергосистема Армении развивалась как системообразующий фактор всей электроэнергетики Кавказа с мощной генерирующей базой, развитой инфраструктурой, с одной из лучших энергетических школ подготовки кадров. Потенциал этот в наличии и продолжает наращиваться. С другой стороны, насильственная изоляция Армении в регионе в рамках пресловутой "доктрины Алиева" продолжается уже десятилетия. Она доказала свою полную несостоятельность еще до августа 2008 г. Ну а после этого  продолжать логику блокады Армении, особенно теперь, после подписания дорожной карты по интеграции Армении в Таможенный союз, просто абсурдно.

Региональное сотрудничество в области электроэнергетики явилось бы самым эффективным решением проблемы дефицита генерирующих мощностей в северо-восточных областях Турции и Северного Ирана, Южного Кавказа, Краснодарского края и ряда южных областей России. Это могло бы стать и наиболее продуктивным решением тяжелых проблем нашего региона с чисто политической точки зрения,  механизмом установления добрососедских отношений и сглаживания существующих противоречий путем создания взаимовыгодного сотрудничества и взаимозависимых экономических связей в нашем регионе. Ведь электроэнергетические системы, в отличие от нефти и газа, являются наименее политизированным сегментом современной энерготранспортной инфраструктуры.

Энергетический сектор Армении довольно тесно связан с аналогичным сектором РФ. Наши российские партнеры уже контролируют Севано-Разданский гидроэнергетический каскад, Разданскую ТЭС, финансовые потоки Армянской АЭС, армянские распределительные сети, поставки газа. Однако более эффективному энергетическому сотрудничеству, подлинной энергетической интеграции с РФ и странами Евразийского союза мешает отсутствие согласованной, единой энергетической и тарифной политики, проводимой различными участниками процесса: "АтомСтройЭкспорт", "Силовые машины", "Газпром", ИНТЕР РАО ЕЭС, бизнес-структуры, банки, министерства т.д. Но эти генерирующие мощности, инфраструктурные и иные возможности во многом используются изолированно, несогласованно, а иногда и вступая в прямое корпоративное противоречие между собой. Между тем выработка подлинно региональных основ энерготранспортного регионального сотрудничества позволит резко увеличить эффективность работы и принципиально повысить конкурентоспособность энергетики как Армении, так и стран Таможенного союза - и не только в регионе Южного Кавказа, но и за его пределами. 

Вопросы эти назрели, а политическая ситуация на Южном Кавказе, в первую очередь в Грузии и  Армении, благоприятствует тому, как никогда, за истекшие два десятилетия.

По материалам: Голос Армении

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1372
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика