
При вхождении Киргизии в Таможенный союз три крупных рынка объявят свободными экономическими зонами. Об этом 7 февраля на заседании парламентской фракции социал-демократической партии Киргизии заявил заместитель министра экономики Данил Ибраев. «На трех крупных рынках страны – "Кара-Суу", "Дордой", "Мадина" – работают 55 тыс. человек. Чтобы защитить их права при вхождении в Таможенный союз, мы намерены объявить рынки свободными экономическими зонами. Сейчас прорабатываются соответствующие механизмы», – объяснил чиновник мотивы действий своего ведомства.
Что же, защищать права нескольких десятков тысяч человек, безусловно, надо. Одного не объяснил Д. Ибраев: а как скажется эта мера на утверждении таможенного режима в целом, не затруднит ли она вступление страны в ТС и, если затруднит, интересов скольких уже не десятков, а сотен тысяч киргизстанцев коснется?
А ведь в Киргизии и без того активизируются противники вступления страны в Таможенный союз. Властям страны пока некогда заниматься экономическими проблемами – выборы мэров двух столиц, пограничные инциденты на таджикской и китайской границах отвлекают внимание правительства и парламента.
Недавно в центре Бишкека прошла широко разрекламированная акция против вступления Киргизии в Таможенный союз «За свободный Кыргызстан», организованная оппозиционной партией «Реформа». Участники мероприятия разложили на столах некоторые товары широкого потребления, разместив на них ценники с обозначением, сколько платят за вещи сегодня, до вступления в ТС, и сколько придется платить после. Естественно, цифры «двигались» в сторону увеличения. Акция, продолжавшаяся два часа, не вызвала у прохожих большого интереса, она воспринималась как обычная ярмарка, а журналистов было чуть меньше заинтересовавшихся мероприятием граждан. Но сама по себе акция показательна тем, что противники евразийской интеграции не просто существуют, но и стремятся аргументировать свою позицию наглядностью.
Как заявил председатель партии, организовавшей акцию, Мирбек Асангариев, его соратники считают, что вступление в ТС невыгодно стране в экономическом плане. По его мнению, это ударит по местным потребителям и производителям. «Этот союз создаст интеграционный процесс в экономическом русле, но Кыргызстан может при этом потерять суверенитет, – сказал М. Асангариев. – Мы не критикуем власть, есть просто альтернативный путь развития экономики через ВТО. В случае принятия навязываемого проекта вхождения в ТС, Кыргызстан может потерять свое будущее. Когда начнут подниматься цены на товары всеобщего потребления, революции прошлого времени могут показаться просто шуткой по сравнению с волнениями, которые начнутся после вхождения республики в союз».
Здесь необходимо отметить, что, по информации Национального банка страны, сумма денежных переводов в Киргизию, в основном от гастарбайтеров в России, за 11 месяцев 2013 года составила 1,733 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7%. При этом экспорт товаров за тот же срок составил 1,82 млрд., а импорт – 4,96 млрд. В свою очередь, начальник управления государственным долгом Министерства финансов Бакыт Сыдыков заявил, что Киргизия «сможет рассчитаться с внешним долгом к 2053 году при условии, что страна не будет брать новых заимствований». На фоне этих цифр становится ясно, что противники вступления Киргизии в ТС многое недоговаривают.
За день до акции в центре города независимый эксперт, как ее представили, Аида Алымбаева дала пресс-конференцию, тема которой была та же – против участия страны в ТС. «При вступлении в ТС Кыргызстан может стать заложником не обнадеживающего в политическом плане союза, – заявила эксперт. – У Таможенного союза пока кроме экономических рычагов ничего нет. Его лидеры не раз заявляли, что в будущем это будет Евразийский союз. Но с [этим] объединением у нас нет общих ценностей».
И в этом случае следует отметить, что «независимый эксперт» А. Алымбаева далеко не так свободна в своих взглядах, как хочет показать. Будучи членом правления грантовой Ассоциации социальных предпринимателей Кыргызстана и преподавателем Американского университета Центральной Азии, в прошлом сотрудницей некоторых международных организаций, она транслирует доводы вполне определенных политических сил, которым перспектива вступления Бишкека в ТС – словно кость в горле.
Одновременно с А. Алымбаевой негативное отношение в Таможенному союзу высказал Мирсулжан Намазалиев, директор CAFMI (Центрально-азиатский институт свободного рынка), финансируемого Фондом Сороса, ЮСАИД и другими организациями. «Таможенный союз может увеличить стоимость сырья в два раза, – заявил он. – Мы импортируем много товаров, если на них будут налагаться дополнительные пошлины, то это отразится не только на карманах наших граждан, но и на себестоимости продукции предпринимателей. Она может повыситься в два раза».
Однако М. Намазалиев не стал раскрывать схему двойного увеличения цен, так что проверить корректность таких выводов невозможно. Впрочем, также поступила и А. Алымбаева, которая делала упор не на экономических показателях, а на политических: «…лидеры [ТС] не раз заявляли, что в будущем это будет Евразийский союз. Но с [этим] объединением у нас нет общих ценностей. Мы долго строили нашу демократию, тогда как в странах ТС авторитарный режим управления. Если мы вступим в союз, то можем потерять наши достижения».
А известная в республике общественная деятельница Бурул Макенбаева пошла еще дальше в своих высказываниях. Она считает, что «Кыргызстан загоняют обратно в стойло» для того, чтобы лишить страну независимости и уничтожить главные ценности, каковыми являются ценности демократические.
Популизм такого рода доводов очевиден. Людей пугают «страшилками», всерьез не анализируя экономических последствий присоединения страны к Таможенному союзу. На этом фоне противовесом высказываниям противников ТС звучат слова советника президента Киргизии Олега Панкратова: «Заседание Высшего совета Евразийской экономической комиссии, где продолжится обсуждение дорожной карты, намечено на март. Если Кыргызстан считает необходимым продлить срок с учетом экономических интересов, никто не будет настаивать на сроках, нас никто не торопит вступать в Таможенный союз. Многие наши предложения найдут отражение в процессе».
На состоявшейся на днях конференции «Угрозы и риски от невступления КР в ТС» О. Панкратов также заявил: «Вне Таможенного союза кыргызские товары не смогут конкурировать на рынках стран ТС, это интеграционное экономическое объединение, которое устраняет все барьеры, убирает таможенную границу… Изменение цен на товары после вступления Кыргызстана в Таможенный союз будет колебаться в пределах четырех процентов».
«Много сказано о том, что ТС вводит серьезные требования к техническим регламентам. Это действительно так. Страны Таможенного союза ставят задачу по защите внутреннего рынка. Поэтому требования безопасности вполне законны. Другой вопрос, что в случае неприсоединения к Таможенному союзу нашим предпринимателям будет тяжело конкурировать на внутреннем рынке ТС. Им придется нести дополнительные расходы, чтобы войти на него, следовательно, это будет увеличивать себестоимость продукции», – добавил он.
Необходимо отметить, что главными противниками вступления страны в Таможенный союз являются бизнес-круги и связанные с ними политики, которые имеют интерес в реэкспорте товаров из Китая. Именно ими контролируются крупнейшие в Центральной Азии вещевые рынки «Дордой», «Кара-суу». При вступлении страны в ТС и с учетом того, что Россия, как и Киргизия, входит в ВТО, эти предприниматели могут лишиться огромных доходов. Точных данных по товарообороту рынков нет, но это в любом случае миллиарды долларов.
Перспектив реального «очеловечивания» ситуации в Кыргызстане не видно, считает в связи с этим обозреватель бишкекской телекомпании НБТ Сергей Апасов. По его мнению, «видны лишь олигархическое лобби и "дордоизация" всей республики». Под пресс лоббистов попали и властные структуры, не случайно затягивается утверждение правительством дорожной карты, не случайно правительственные чиновники выступают с заявлениями, подобными тому, которое приведено вначале, и сводящимися к стремлению любой ценой сохранить статус-кво в положении «Дордоя» и других рынков.
А ведь совершенно ясно, что правила игры давно пора менять, коль скоро руководители страны заявляют о стремлении выстроить конкурентоспособную экономику. Этой цели не достичь, пока экономический климат в стране будут определять «Дордой», «Кара-Суу», «Мадина» и другие рынки. При этом С. Апасов, как и ряд других экспертов, призывает отдавать себе отчет в том, что переход на режим Таможенного союза гладким не будет: «И первые встряски от новых правил ТС-рынка переживать нам самим, никто не покормит с ложечки...»
Тем временем обращает на себя внимание активное проникновение Китая в экономику Киргизии. Имеются в виду не только торговля, но и другие отрасли экономики. Это, как представляется, должно стать для руководства страны еще одним побудительным мотивом к присоединению к ТС. Оппозиционеры пугают, что вступление в ТС приведет к авторитарному режиму управления страной. Завоевание Пекином командных высот в экономике Киргизии демократии ей уж точно не прибавит.
_____________
Фото – http://www.inoforum.ru/forum/lofiversion/index.php/t46191.html