Сегодня: 25.09.2017 |

Иоанн Вишенский – ревнитель Православия, родом – галичанин

Иоанн Вишенский – поистине замечательная фигура на небосводе южнорусского богословия. Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что будущий ревнитель Православия и яркий оратор родился в 1550-х гг. в Судовой Вишне (ныне Львовская обл.).

С младых ногтей будучи преданным вере православной, Иоанн много путешествует, поселяется в Манявском скиту, а затем добирается до Афона. Оттуда он выступал с горячим проповедями в защиту Православия, порицая сторонников унии среди галицкого священничества – епископа Луцкого Кирилла Терлецкого, митрополита Киевского и Галицкого Михаила Рогозу, епископа Брестского Ипатия Потия.

Иоанн Вишенский

Иоанн Вишенский

Уния… Западнорусскому народу она принесла тяжелые испытания. Итогом спровоцированного Ватиканом раскола русско-православного мира стал захват Галицкой Руси на долгие столетия польскими феодалами. Отныне между Западной Русью и остальными русскими землями не было непосредственной культурно-политической связи. Галицкая Русь находилась в изолированном положении, где господствующим социальным классом была польская шляхта, господствующим политическим направлением – идея Речи Посполитой, господствующей конфессией – католицизм.

Для русинского населения Галиции (многие ошибочно думают, что русинами называли себя только закарпатцы) единственным способом выбиться в люди было либо принятие польской идентичности и католической веры, либо, как промежуточный вариант, переход в греко-католицизм (униатство). Но сопротивление галичан унии было велико, и Ватикану пришлось затратить немало времени, сил, денег и энергии, прежде чем удалось перекроить православную Галицию в Галицию униатскую. На это ушло несколько столетий, и на всем их протяжении не утихала бурная полемика между православными, с одной стороны, и католиками и греко-католиками -  с другой.

В годы, когда жил Иоанн Вишенский, уния еще не имела перевеса над душами и сердцами галичан. Иоанн Вишенский положил на алтарь борьбы за веру Православную все свое красноречие и полемический дар. Он поддерживал тесные отношения с православным Львовским братством, которое, как и все православные братства на тогдашней Западной Украине, выступало оплотом русского Православия. Православные братства Западной Руси принято считать зачатками того духовно-идеологического движения, которое позже получит название западнорусизма.

Западнорусизм рассматривает украинцев (малороссов) и белорусов как юго-западную и северо-западную ветви триединого русского народа. И это не отвлеченная научная теория, а народная практика, ведь история сохранила множество западнорусских письменных источников, подтверждающих общерусское самосознание населения Западной Украины и Белоруссии. Например, в Львовской братской школе в 1591 г. была напечатана знаменитая грамматика греческого и церковно-славянского языка «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искусства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду». Тогда «украинского рода» еще не существовало, и этноним «украинцы» появится позже, не без соучастия в его насаждении австро-венгерского и германского карательного аппарата.

Галицко-русское движение было юго-западным ответвлением единой западнорусской жизни. И не случайно видный галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик посвятил Иоанну Вишенскому отдельную статью в сборнике «Краткий очерк истории галицко-русской письменности» (1968). Приверженцы галицко-русской мысли XIX-XX вв., которые тысячами попадали за свои убеждения в концлагеря Талергоф и Терезин в Первую мировую, были продолжателями традиций Иоанна Вишенского, жившего почти за 300 лет до этого.

«Афонский анахорет [отшельник], – пишет В.Р. Ваврик, – написал около 20 ярких посланий, которые отличаются живым, образным, увлекательным, своеобразным, патриотическим словом, сильным слогом, остроумной диалектикой и глубокой болью за судьбу народа Юго-западной Руси. Папу с легионом иезуитов и доминиканцев он подвергает острой критике в «Обличении диавола-миродержца» и отступников от веры предков немилосердно бичует в «Послании к митрополиту и епископам, принявшим унию». В посланиях Иоанна Вишенского преобладает крепкий слог, который производил сильное впечатление на простой народ и низшее духовенство».

Как говорили современники, язык произведений Иоанна Вишенского уступал по пластичности и индивидуальной выразительности разве что «Слову о полку Игореве». Как аскет, Иоанн не видел спасения, кроме как в христианизации, и, порицая феодальный строй Речи Посполитой, в проповедях призывал крестьян и ремесленников не подчиняться епископам и феодалам, навязывающим унию. До монашества Вишенский имел общение с сановниками латинской церкви («и я некогда в той пробе был») и еще больше укрепился в правоте Православия.

На его глазах Ватикан отторгал от русского тела целые семьи, которые уходили от Православия, чтобы затем отойти и от русских корней. Стоит отметить, что долгие годы многие искренние русофилы Галиции считали униатство «русской верой», и из униатской среды вышли многие звезды галицко-русской жизни. Но разрушительный посыл, заложенный в унии, помноженный на физическое уничтожение униатов-русофилов, постепенно привел к превращению греко-католицизма в религию украинских национал-радикалов.

Находясь на Афоне, Иоанн Вишенский шлет на Русь свои богословские сочинения «Писание до всех обще, в Лядской [Ляшской] земли живущих», «Извещение короткое о латинских прелестях», «Писание к утекшим от православныя веры епископам» и «Краткословный ответ». Последний адресовался вдохновителю унии Петру Скарге. В русских кругах П. Скарга вызывал только отрицательные эмоции, в то время как поляки считали его положительным героем, а его деяниями вдохновлялись многие польские литераторы последующих столетий, в т. ч. Адам Мицкевич.

Кроме этих произведений, Вишенский шлет на Русь «Древо, зовомое разумное, философия не поганского учителя Аристотеля, але православных Петра и Павла». Как христианский богослов, Вишенский выступал против некритичного восприятия античной греческой философии. Иногда он подходил слишком радикально к этому вопросу, призывая окунуться в полноту Священного Писания и не касаться никогда трудов древнегреческих философов. Но не следует забывать, что это был XVI в., и то, что сегодня может казаться нелепым, в ту эпоху воспринималось как норма. Тем более что светская мудрость без света Слова Божьего ведет к плотолюбию и забвению Духа Святого.

Вишенский посещает Жидачев, Острог, долгое время живет в Луцке, находится в переписке с патриархом Александрийским Мелетием Пигасом и др. церковными иерархами, пишет обращение к кн. Константину Острожскому с призывом стоять в вере Православной. Среди его соратников – преп. Иов Манявский (Княгиницкий).

 

 Отрывок из книги галицко-русского писателя Д.Н. Вергуна «Что такое Галиция?» (1915). Среди признаков галицкой русскости значится «восточный обряд униатской церкви»

Особый интерес представляет «Зачапка мудраго латынника з глупым русином в диспутацию или, попросту рекши, в гадание или беседу». В тексте явно чувствуется влияние польского языка, что неудивительно. В ту эпоху православные книги нередко печатались по-польски. Мудрый латынник спрашивает «глупых русинов», почему «не хочете до нас приступить, жебысмы [чтобы мы] были едно, где есть зродло [источник] разуму и науки, чого вы не имеете?».

На что «глупый русин» отвечает: «Для того, ласковый и мудрый латинниче, есмо глупы, бо есмо апостола Павла ученицы», и «премуд­рость бо мира сего буйство у Бога есть». Далее русин говорит, что «глупая Русь» видит, как «ваша милость ухватилися за мирскую (хитрую и сварливую, любопрепиралную, веку сему, а не будущему, служащую и угожающую) премудрость», которая «есть мерзска и глупа пред Богом».

«Мы тежь, – продолжает «глупый русин», – глупая Русь, вашего ко­стела разума и хитрости не хочем и на ваше жродло [источник] поганских наук, которое славу света сего гонит, не лакомимося… та весть (кто от кого отступил, греки ли з Русию от латинскаго костела или латинский костел от греков и от Русии и от православные веры отступил) всему свету явна есть. И если бы, по Христову глаголу, языки людские на свидетельство умолкли альбо [или] угасли, тогда и камение возопиют и бездушная тварь сведчити [свидетельствовать] будет, иж то есть не смиреннаго мудрования истинны ко­рень, але мучительское и гордостное лжи и силы потварь…»

Не менее интересен «Ответ Скарзе [Скарге] на зазрость [зависть] греков». П. Скарга старался оторвать Галицкую Русь от остальной православной Руси, и поэтому Вишенский обращается к нему громогласным «Пытаю тебе, Скарго…» («Спрашиваю тебя, Скарга…»). Эта фраза звучит частым рефреном в тексте как допрос виновника.

Иезуит П. Скарга уничижительно отзывался о славянском языке, превознося язык латинский, на что Вишенский обвиняет его в слепоте и пагубных намерениях. П. Скарга у Вишенского, «аки аспид глухий затыкает уши», чтобы не «доведатися святоплодия в языку словенском породившихся, чего николи язык латынскии не имел и имети не может». И далее особенно актуально: «Пойди, Скарго, в Великую Россию и прочитай истории житии оных святых мужей, чюдотворцов великих».

Для галичанина Иоанна Вишенского Великая Россия – не чужой край, а такая же Русь, как и Галиция. И он предлагает хитрому иезуиту, «если не хочеш плодоносил спасителнаго языка словенскаго от Великой России доведоватися, доступи в Киеве в монастырь Печерский, а ту же у тебе дома, в державе короны Польской, не ленися и выспрашивай о святых оных, чюдотворством мало не равно великоросийским от Бога почтенных святым мужем. И сих, ударованных и возвеличенных и по смерти от Бога прославленных, которых естеством род росийский породил, спасенными же быти и освятити тот же святый язык славенский исходатаил».

«Род российский» у И. Вишенского – это и Великороссия, и Киев, и восточные земли короны польской. Эти слова идут вразрез с украинской националистической пропагандой, будто Галиция и Великороссия, украинцы и русские – это разные планеты и разные народы.

Забыты сегодня отеческие послания Вишенского в угоду политической конъюнктуре. Не поведают о нем ни школьные учебники, ни вузовские программы по истории Украины. Светские власти решили, что монаха Иоанна Вишенского из официальной истории лучше вычеркнуть.

г. Судовая Вишня. Памятник земляку Иоанну Вишенскому

В Галиции многие места, 400-500 лет назад связанные с Православием, превращены в оплот греко-католицизма. Но не того греко-католицизма XVI-XIX вв., который дал русской истории целую плеяду пламенных патриотов Руси (Тит Блонский, Василий Залозецкий, Иосиф Левицкий, Владимир Хиляк, Николай Устианович), а отравленной русофобией и расизмом идеологии, «осчастливившей» Галицию бандерами, шухевичами и шептицкими.

Тем больше поводов у нас не забывать Иоанна Вишенского, помнить о его трудах и передавать память эту будущим поколениям.

_____________

Фото – http://io.ua/3459367

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1146
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» 1025-летие Крещения Руси G20 G7 Human Rights Watch OPAL SWIFT Waffen SS Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Бронзовый солдат» «Великое русское слово» «Волошинский сентябрь» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «НОВАТЭК» «Новая волна» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия бизнес Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дагестан Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Закарпатье ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киевская Русь Киргизия Китай КНДР Красносельский Крым КСОР Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС Олланд ООН ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Санкции Саргсян СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд ТАПИ Татарстан Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция Центральная Азия ЦРУ Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Эквадор энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония Яценюк
Видеоматериалы
все видеоматериалы

При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика