18 февраля истекает 15-дневный срок, отпущенный правоохранительными органами на освобождение захваченных административных зданий в Киеве и в регионах. На сегодняшний день боевики-неонацисты (скромно именуемые в западных СМИ радикалами) удерживают шесть зданий областных госадминистраций (ОГА) преимущественно в западных областях. По всей стране ощущается временный паралич центральной власти, вызванный колоссальным давлением на президента В. Януковича извне и изнутри (со стороны олигархических финансово-политических групп, контролирующих часть парламентской фракции Партии регионов и региональных элит).
И тем не менее ситуация в целом находится под контролем центральной власти. Удалось освободить захваченные здания ОГА в ряде областей, в местные бюджеты, пусть с задержками и в малом объеме, поступают средства (даже в западные регионы!). Одновременно ведется очень медленная и малозаметная, но все же приносящая некоторый эффект работа по привлечению к ответственности лиц, замешанных в участии в государственном перевороте.
Более высокой эффективности этой работы препятствует странная позиция Службы безопасности Украины, уже вызвавшая недоуменные комментарии части депутатского корпуса страны. Следует напомнить, что состав СБУ комплектовался преимущественно выходцами из западных областей Украины, а имевшихся к тому времени сотрудников подвергали постоянным кадровым чисткам и проверкам на лояльность бандеровской идеологии. Неонацистское бандподполье, так громко заявившее о себе в киевских акциях последних трех месяцев, было выпестовано украинскими спецслужбами (тема, которой можно посвятить отдельное исследование). Это заставляет предположить, что СБУ играет достаточно самостоятельную (в отношении высшего политического руководства страны) роль в этой «странной войне».
И тем не менее, несмотря на откровенное предательство интересов страны компрадорским истеблишментом «оппозиции» и частью правящей Партии регионов (ее бизнес-крыла), трусость и боязнь инициативы некоторых региональных «элит», невзирая на политику ультиматумов со стороны Запада, ситуация все же медленно выправлялась в сторону восстановления порядка. Время работает на власть и против «оппозиции» и «революции». Официальную «оппозицию» сотрясают перманентные скандалы, да и персональный подбор первых лиц «большой тройки» оказался на редкость неудачным. Настоящим подарком для президента Януковича стал коллективный формат руководства «евромайдана». Даже такая слабая политическая фигура, как В. Ющенко, был единственным лидером государственного переворота в режиме онлайн.
Борьба за лидерство – не единственный «родовой» признак лидеров «евромайдана». В их адрес со стороны радикальной части «евромайдана» звучали открытые обвинения в предательстве «дела революции» (в частности, в присвоении многомиллионных средств, выделенных американцами на нужды майдана). Еще один их общий грех, с точки зрения радикалов, – недостаток решительности.
Однако насколько преуспели в решительных действиях сами «радикалы», то есть боевики-неонацисты? Захвачены ряд зданий ОГА – часть которых уже освобождена правоохранительными органами, причем без всякого кровопролития, в результате спускания флага. Захвачены административные здания и часть улиц в центре Киева – в результате среди горожан былая поддержка сменяется стойкой неприязнью идей и лиц «национальной революции».
Как и во времена первого майдана, западному обывателю предложена картинка – протестующий народ и жестокое полицейское государство. Однако даже на Западе, особенно в Польше [эта страна, а не советская Россия была первым главным врагом Организации украинских националистов обоих толков – мельниковского и бандеровского, поляки же и ополяченные жители восточных кресов наиболее пострадали от оуновцев (резня евреев и поляков в Лемберге/Львове, Волынская резня, акты террора в послевоенной Польше)] становится все более ясно, что ждет страну в случае прихода к власти украинских «радикалов», борющихся с «режимом Януковича». Специалистам по новейшему украинскому национализму известно, что проект ВО «Свобода» был запущен с финансовой подачи и технологической поддержки Партии регионов, дабы создать удобного спарринг-партнера Виктору Януковичу на президентских выборах. Прием, как известно, не нов и весьма эффективен. Но при условии, если не дает сбой.
Совершены походы на вражеские территории русского Юго-Востока Украины – самый громкий провал необандеровцев. Пассивно-выжидательное настроение жителей индустриальных областей исторической Новороссии очень быстро сменилось воинственным и почти военной организацией сил сопротивления галичанскому неонацизму. Ни один лидер русского или левого движения не мог бы добиться большего успеха для мобилизации антибандеровских настроений, да еще в столь поразительно короткий срок. Итог – весь Донбасс сегодня только и говорит о федерации или даже об отделении от Украины.
Как и немецкий блицкриг 1941 года, этот оказался столь же авантюрным и столь же провальным. Автобусы с двумя-тремя, много четырьмя сотнями неонацистов из Галичины разъезжали с «гастролями» по территории южных и восточных областей. В тех случаях, где население было быстро сорганизовано местным активом (наиболее активной частью Партии регионов, как в Харькове, военно-спортивными организациями (тот же Харьков), русскими организациями и казаками (Донецкая и Луганская области, Крым), диверсанты отступали без боя. Кто знает историю походов викингов, может провести параллель с событиями на Украине: северным завоевателям сопутствовал успех, главным образом, в странах с ослабленной центральной властью и, напротив, ждали затяжные войны или поражения в случае столкновения с организованным государством (мавританская Испания, Уэссекское королевство Альфреда Великого и др.).
Захват зданий ОГА в Западной и Центральной Украине, захватнические рейды на Восток и Юг – меры, скорее, эффектные, чем эффективные. Это скорее элемент информационной войны. Если бы у центральной власти дрогнули нервы – война была бы выиграна. Но инстинкт самосохранения не позволяет официальному Киеву идти на капитуляцию.
С другой стороны, вряд ли лидеры «Правого сектора» настолько глупы и нерешительны, чтобы не понимать пагубности топтания на месте. Они явно ошиблись в своих расчетах на оппозиционные и протестные настроения среди граждан Украины. Да, даже в родном для Януковича Донбассе уровень его поддержки очень серьезно упал из-за алчности финансово-политических групп «донецких» – попросту говоря, олигархии. Однако нынешнее сопротивление Новороссии необандеровцам – это не поддержка Януковича и Партии регионов, а очень жесткое, вплоть до готовности вооруженной борьбы противостояние «западенцам». Перевести «войну империалистическую в войну гражданскую» в русских регионах Украины не удалось.
А теперь переходим к главному: что могут предпринять боевики «Правого сектора», которые координируют свои действия с легальной оппозицией (публично поругивая друг друга) и с западными дипломатами (публично проклиная друг друга), в ситуации, в целом проигрышной для них? Привлечь под свои знамена значительно более широкие массы потенциальных боевиков – с этим у них обстоит не лучшим образом. Одно дело получать плату за стояние на протестной акции или даже метание коктейлей Молотова, другое дело – получить уголовный срок или даже пулю в ходе силовой зачистки майдана.
Оружие слабых – терроризм. Неонацисты на Украине слабы. Они не могут сломить не только государство (а силовые структуры пока еще сохраняют лояльность законной власти), но и поднявшееся общерусское сопротивление в Новороссии. Поэтому следует с высокой долей вероятности ожидать актов диверсий и терактов. Тем более что уже прозвучали предупреждения, не случайно СБУ усилила охрану режимных объектов (аэропортов, атомных электростанций и др.).
12 февраля последовало «официальное заявление» со стороны лидера «Правого сектора» Д. Яроша, ни много ни мало обвинившего российскую ФСБ совместно с украинским МВД в подготовке терактов на территории Украины. Зачем делать столь странное и абсурдное заявление? Мы не видим иных целей, кроме действительной подготовки боевиками-неонацистами актов терроризма с целью последующей дискредитации «режима Януковича» и поддерживающей его «империалистической Москвы». Взрыв в Киеве или на каком-либо режимном объекте, провоцирование огня по «мирным» демонстрантам со стороны правоохранителей – повод для украинского Бенгази вполне подходящий. И тогда в дело включается «мировое сообщество»…
Авторская фантазия? Дай бог! Но, надеясь на лучшее, готовься к худшему. Ждать осталось очень немного, срок ультиматума власти истекает.
_____________
Фото – http://blog.polemika.com.ua/blog/ukrainskie-neonacisty-obyyavili-mobilizaciyu.html; http://www.utro.ru/articles/2014/01/20/1169494.shtml