По итогам саммита Россия–ЕС 28 января с.г. Владимир Путин предложил создать зону свободной торговли между Евросоюзом и странами будущего Евразийского экономического союза. Российский президент выразил понимание всей сложности данного процесса, а также необходимости обсуждений на экспертном и техническом уровнях, но при этом выразил твердую уверенность, что думать о будущем свободном пространстве между ЕС и ЕАЭС нужно уже сейчас (1).
Главу Российского государства поддержал его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев, акцентировав внимание на экономической составляющей интеграции и призвав экспертов к более детальному изучению сути будущего Евразийского союза (2).
Евразия без границ
Идея создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока не нова. В октябре 2011 года тогда кандидат в президенты России В.В. Путин писал: «Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции» (3).
В октябре прошлого года президент России продолжил говорить о необходимости развивать интеграционные связи в качестве эффективного инструмента борьбы с глобальным кризисом (4). Важным шагом на этом пути он назвал подписание соглашения о зоне свободной торговли между странами СНГ в 2011 году. Большие надежды президент РФ возлагал на расширение сотрудничества ТС с другими странами.
Приверженность концепции свободного экономического пространства в Евразии высказывали и представители Евросоюза. Глава Еврокомиссии Жозе Мануел Баррозу в 2011 году положительно высказывался об идее президента России (5), а в марте 2013-го отметил: «Я думаю, что на основе разделяемого видения мы можем создать пространство свободных государств от Лиссабона до Владивостока, где будет обеспечено свободное передвижение товаров, услуг и людей» (6).
Особенно часто такие предложения звучали в конце 2013 года от комиссара ЕС по вопросам расширения и политики европейского соседства Штефана Фюле во время его визитов в страны, включенные в программу «Восточного партнерства». Посетив Ереван 13 сентября прошлого года, он отметил: «Нашей конечной целью является создание условий для формирования зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока. Ассоциативное соглашение существенно приближает нас к осуществлению этой цели» (7).
Ту же риторику Фюле взял на вооружение и в Киеве. 19 сентября в одном из интервью он сказал: «Европа без торговых барьеров – это цель, к которой мы стремимся» (8). При этом еврокомиссар выразил уверенность, что Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной внесет вклад в формирование зоны свободной торговли на просторах Евразии.
Разность подходов
По мнению руководителя отдела Восточной Европы и главного редактора русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфеля, еврочиновникам следует принять предложения президента России. Формирование зоны свободной торговли, как он считает, снимет противоречия и напряженность в российско-европейских отношениях.
На деле же идея «единого пространства от Лиссабона до Владивостока» пока далека от воплощения в жизнь. Несмотря на громкие заявления, процесс экспертных переговоров по данному вопросу еще даже не начинался. И дело, скорее всего, в том, что стороны понимают процесс создания свободного евразийского экономического пространства по-разному.
Говоря о зоне свободной торговли между Евросоюзом и странами ТС, президент России последовательно отстаивал многополярную суть нового объединения, где не будет единого центра принятия решений. Согласно российской модели, должно созреть полноценное интеграционное объединение – Евразийский союз, который и должен вступать в равноправные переговоры с ЕС, отстаивая интересы всех стран-участников.
Руководство Евросоюза, по-видимому, иначе видит создание единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Судя по программе «Восточное партнерство», Брюссель хочет интегрировать каждую из стран по отдельности и на приемлемых для себя условиях. Вступать в равноправные переговоры с межгосударственными объединениями ЕС не торопится. Вариант с интеграцией мелких стран по отдельности выглядит для него куда более выгодным, чем необходимость идти на компромиссы с влиятельным игроком.
Балканские страны могут служить ярким примером такой логики. Намного легче оказалось включать в свою орбиту отдельно Словению, Хорватию, Черногорию, Македонию, Боснию, Сербию, чем иметь дело с целостной Югославией, претендовавшей на лидерство в регионе.
Потому предложение о конкретных шагах по воплощению в жизнь соглашения о ЗСТ с Евразийским союзом явно пугает европейских чиновников. Как заявил первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, «ЕС нам ответил […], что это вопрос очень сложный, деликатный». И добавил: «Это нам кажется достаточно смешным, потому что когда ЕС обсуждал с Украиной соглашение об ассоциации, они были готовы к зоне свободной торговли, а при инициативе со стороны России – правда, эта инициатива касается всех трех государств, которые должны будут войти в Евразийский экономический союз, – европейцы заявляют, что это очень сложно и им нужно понять в целом, как исторически будет складываться эта кооперация» (10).
Категорического «нет» еврочиновники все же не сказали и уже стали выдвигать свои условия для начала переговоров. От Беларуси и Казахстана требуют войти в ВТО (11). Очевидно, что на выполнение данного притязания уйдут годы, после чего – не исключено – от ЕАЭС могут потребовать новых уступок.
Стоит на пути единого экономического пространства и множество мелких барьеров. Технические регламенты Евразийского союза пока только готовятся вступить в силу, кроме того, существует целый ряд вопросов, по которым у ЕС и ТС диаметрально противоположный подход. Главным из них, безусловно, является «третий энергетический пакет». Документ направлен на либерализацию рынка ЕС и предусматривает раздел вертикально интегрированных энергетических компаний по видам деятельности (добыча–транспортировка–сбыт). Третий энергопакет бьет в первую очередь по интересам российского Газпрома и других государственных монополий, ставя под вопрос их функционирование на рынке Евросоюза.
Каждый своим путем?
Конечно, все имеющиеся препятствия можно при желании устранить, но вот есть ли оно у Брюсселя – большой вопрос. Более вероятным выглядит вариант развития событий, когда Евросоюз будет продолжать двигаться в заданном направлении, развивая взаимодействие с постсоветскими странами по программе «Восточное партнерство».
Следующий саммит по ней назначен на 2015 год в Риге. Старый ее вариант уже признан европейскими политиками неэффективным, и уже представлен новый проект развития этой программы. Документ называется «20 тезисов Восточного партнерства». В нем предлагается уделять особое внимание развитию ситуации на Украине, а также обсудить т.н. «Европейский пакет», в котором пойдет речь о свободе передвижения, студенческих обменах, двусторонних программах и расширении участия в общественных инициативах ЕС. Кроме того, еврочиновники хотят ускорить подписание соглашения об ассоциации с Грузией и Молдавией и «подготовить координированный ответ в случае, если Россия начнет оказывать давление на эти страны» (12). Таким образом, можно сделать вывод, что политика конфронтации с Таможенным союзом будет развиваться.
Россия же будет продолжать налаживать интеграционные процессы на евразийском пространстве. Глава МИД России рассказал журналистам о переговорах, которые ведет ТС с Вьетнамом и Новой Зеландией о создании зоны свободной торговли. «Рассчитываем, что в случае успеха – а на это есть весьма неплохие шансы – они могут послужить моделью аналогичных переговоров о зоне свободной торговли между ТС и АСЕАН», – отметил Сергей Лавров (13).
Нурсултан Назарбаев озвучил возможность вступления в ТС Турции, а Владимир Путин заявил о стремлении Индии создать общую зону свободной торговли с Россией, Казахстаном и Беларусью. «Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом. Я думаю, что, имея в виду объемы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам нужно самым серьезным образом отнестись к этому предложению», – сказал российский президент (14).
Похоже, ЕС и ЕАЭС пока решили идти своими собственными путями.
____________
Фото – http://analitikaua.net/2013/armeniya-lomaet-stereotipyi/
- http://ria.ru/world/20140128/991831599.html#ixzz2suvVxrZu
- http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-evropy/european_union/entry1008197842.html
- http://izvestia.ru/news/502761#ixzz2dkyQ6Snd
- http://top.rbc.ru/economics/25/10/2013/884987.shtml
- http://www.rg.ru/2011/02/25/putin.html
- http://www.newsmoldova.ru/society/20130321/193228544.html
- http://www.kommersant.ua/doc/2282429
- http://www.regnum.ru/news/1707413.html#ixzz2sv6VNOcO
- http://www.regnum.ru/news/polit/1762797.html
- http://1prime.ru/News/20140128/776513104.html
- http://rusevik.ru/ekonomika/31087-belarus-tormozit-zonu-svobodnoy-torgovli-es-i-eaes.html
- http://www.svoboda.org/content/article/25256223.html
- http://www.rosbalt.ru/business/2013/12/14/1211368.html
- http://www.gazeta.ru/business/2013/10/24/5722545.shtml