Недавно возникшая «новая оппозиция» Киргизии начинает осваивать политическое пространство республики при содействии неправительственных организаций. И те и другие ставят перед собой задачу отстранения от власти президента, смены правительства всеми возможными способами вплоть до украинского варианта.
Парламент Киргизии 19 июня прошлого года одобрил закон о денонсации договора с США о пребывании их военной базы в аэропорту «Манас» Бишкека. В тот же день в столицу страны прилетел бывший министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфелд.
Официально он прибыл, чтобы вручить денежные премии фонда своего же имени общественным деятелям Киргизии, отличившимся на ниве продвижения демократии. Полный список награжденных остался неизвестным. Но в их числе значился Мирсулжан Намазалиев, руководитель общественной организации «Центрально-азиатский институт свободного рынка», задача которой – активное противодействие вступлению Киргизии в Таможенный союз, и руководитель одной из ведущих неправительственных организаций «Коалиция за демократическое и гражданское общество» Динара Ошурахунова. Обе организации существуют на гранты ЮСАИД, Фонда Сороса и других НПО.
Прошло время, и вот 27 февраля с.г. на круглом столе ««Возможен ли евромайдан в Кыргызстане?» – совместном форуме властей и представителей гражданского общества – та же Динара Ошурахунова заявила, что «причина недавних событий в Украине и апрельских событий в Кыргызстане похожа – узурпация власти». По ее мнению, президент Алмазбек Атамбаев сконцентрировал в своих руках всю власть в стране. И это утверждается несмотря на то, что, согласно новой Конституции, президент лишен многих полномочий в пользу премьер-министра. Например, губернаторов назначает именно глава правительства.
Д. Ошурахунова не зря упомянула события на Украине. В правозащитной среде усиленно муссируется и распространяется в обществе мнение, что народ имеет право на насильственное свержение власти. Это прослеживается в выступлениях активистов гражданского общества, в высказываниях в прессе. Точно так же об этом заговорили и участники «новой оппозиции», сформированной в минувшем месяце. Они аналогичным образом утверждают, что президент сконцентрировал всю власть в стране, и точно так же говорят о «воле народа».
На том же форуме лидер оппозиции депутат Равшан Жээнбеков сказал: «Если президент Алмазбек Атамбаев не будет принимать разумные меры, я боюсь, что в Кыргызстане произойдут украинские события». Он провел параллели между событиями на Украине и в Киргизии, сравнил А. Атамбаева и В. Януковича, обвинив обоих в узурпации власти. «Оба они – ставленники Кремля и они политически и экономически зависимы от Кремля. Отсутствует многовекторность (во внешней политике. – Р.Ф.). Непомерные расходы – мы тратим 900 миллионов сомов (примерно $20-23 млн. – Р.Ф.) на институт президентства. И здесь и там правительство, парламент, силовые и судебные органы зависимы от президента», – заявил Р. Жээнбеков.
Депутат условно разделил политические пристрастия населения Киргизии по географическому принципу – на север и юг и провел аналогию с Украиной восточной и западной. Сделано это не случайно. Такое сравнение говорит о том, что клановая, родоплеменная карта в политической игре «новой оппозиции» будет разыгрываться непременно, особенно с учетом того, что президент считается «северянином», а большинство активистов-оппозиицонеров являются «южанами». Таковы, например, «бульдозер революций» бывший депутат и генпрокурор Азимбек Бекназаров, бывший мэр южной столицы Оша Мелис Мырзакматов, бывший депутат Камчибек Ташиев, отбывший срок за попытку насильственного захвата власти.
В многочисленных интервью лидер оппозиции Р. Жээнбеков отвергает обвинения в свой адрес в подготовке майдана по-киргизски, но каждый раз не исключает возможности повторения украинского сценария. На днях на прямой вопрос, не планирует ли он повторить майданную ситуацию в Киргизии, он вновь ответил: «У нас нет таких планов. Но сегодня очень глобализированы мировые социальные сети, социальная политика, поэтому украинские события повлияли на наши заявления и на определённом уровне воодушевили нас. Украина, по моему мнению, взяла направление на построение демократического государства и народовластие. Поэтому мы также стремимся построить демократическое государство в Кыргызстане. Но мы не желаем повторения кровавых украинских событий в Кыргызстане».
И далее на вопрос «Если в Кыргызстане вдруг возникнет конфликт, кто понесёт ответ?» он ответил: «У оппозиции нет возможности дать гарантии безопасности. За все вопросы безопасности должна отвечать власть. Мы не берём курс на кровопролитие, чтобы нести ответственность. Поэтому успех оппозиции или, наоборот, её разгром всецело в руках власти».
Пока что власть готова сесть за стол переговоров и обсудить с оппонентами возникшие проблемы, как заявил об этом вице-премьер Токон Мамытов. Можно также констатировать, что «новая оппозиция» не столь устойчива, как те объединения, которые «воевали» с прежними режимами. Неоднородность, слабый политический вес партий-участников, отсутствие лидеров, «не запятнавших себя сотрудничеством с нынешней и прежней властями», усталость населения от постоянных акций протеста, которые сказываются на благополучии граждан, пока не дают повода говорить о возможности силового захвата власти. Попытка может быть предпринята, но шансов на то, что она удастся, мало.
Однако это не должно успокаивать ни власти, ни те общественно-политические силы, которые борются за стабильность в стране, за последние несколько лет пережившей две «революции» и могущей новую революцию просто не пережить.
Оппозиция наверняка сделает попытку победить на парламентских выборах, которые пройдут в 2015 году. Как бы оппозиционеры ни настаивали на правоте своего тезиса об узурпации власти А. Атамбаевым, парламент, состоящий из противоборствующих партий, вполне реально может влиять на президента. Вхождение «новых» в состав парламента и будет для них основной среднесрочной задачей. Собственно возросшую в последние недели активность оппозиции можно вполне считать началом предвыборной кампании. И совсем не исключено, что именно в расчете на решающие депутатские голоса нового созыва оппозиционные парламентарии и чиновники затягивают процесс вхождения страны в Таможенный союз, другие интеграционные процессы.
На прошлых парламентских выборах процентный порог смогли преодолеть пять партий. Все они вместе не набрали и половины голосов избирателей, завоевав симпатии всего от 5 до 8% избирателей каждая. Это означает, что шанс попасть в парламент имеется даже у маленьких партий, особенно если удастся добиться снижения процентного порога прохождения в парламент. Поэтому наверняка оппозиция будет торговаться за такое снижение, чтобы гарантированно обрести места в депутатском корпусе. Это – уже гораздо реальней, чем поднять массы на новую «революцию».
Но и от «майданных» средств взятия власти оппозиционеры и представители неправительственных организаций не отказываются. «Цель оппозиции Кыргызстана – получить деньги извне и реализовать свои корыстные планы, – проницательно заявил депутат Абдыманап Кутушев. – Почему тогда оппозиция не хочет добиваться своих целей законными путями, через участие в выборах, а выбирает путь переворотов? Получается, ее представители не верят, что смогут прийти к власти путем выборов? Понятно одно: цель проекта – получить деньги. Все просто, как пять копеек».
Как утверждают многие эксперты, оппозиционеры не станут тратить свои деньги на политическую борьбу, хотя среди их лидеров есть и весьма состоятельные люди вроде бывшего мэра южной столицы Мырзакматова или бывшего депутата и владельца сети автозаправочных станций Ташиева. Но и без них желающие дать средства на «раскачивание лодки» имеются. Борьба «новой оппозиции» будет финансироваться извне. Как всегда.