Всего два с половиной месяца прошло с прошлого заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, а как разительно изменилась ситуация. Тогда, в декабре 2013 года, казалось, что удалось приостановить бездумное, самоубийственное движение Украины к ассоциации с Евросоюзом и вернуть украинско-российские отношения в рамки не просто здорового прагматизма, но и братской взаимопомощи. Участие в работе ВЕЭС премьера Николая Азарова давало надежды на то, что в украинских политических верхах, а следом – и в предпринимательских кругах, и в общественной среде возобладал реализм.
Сегодня нет в Киеве уже ни Азарова, ни Януковича, а занявшие их кабинеты лица готовы идти хоть в ЕС, хоть в НАТО, хоть, извините, к черту на рога, лишь бы подальше от Москвы. Майданная «революция», начавшаяся с противодействия обозначившемуся евразийскому вектору, привела к воцарению на большей части территории страны нелегитимного режима с неонацистским уклоном и крепким русофобским духом.
Соответственно, на заседании глав государств, состоявшемся вчера в Ново-Огарево, речь шла уже не о последовательном встраивании крупнейшей после России экономики на постсоветском пространстве в процессы евразийской интеграции, а о необходимости для членов Союза подумать о защите своих товаропроизводителей и экспортеров в связи с негативными последствиями для рынка Таможенного союза, порождаемыми тяжелейшим кризисом украинской экономики.
Это, однако, не означает, что ТС повернулся к Украине спиной и собирается ограничиться только защитными мерами. Наши страны, заявил президент России В.В. Путин на заседании, должны сделать все, чтобы помочь ей выйти из сложной ситуации. «Ключевой экономический партнер Таможенного союза – Украина. Нас объединяют тесные промышленные и торговые связи. Украина входит в зону свободной торговли СНГ, – акцентировал глава Российского государства. – …Безусловно, нам нужно сделать все, чтобы помочь нашим партнерам выйти из той сложной ситуации, в которой они сегодня находятся».
Сделать это будет очень непросто уже хотя бы потому, что во главе утвердившегося в Киеве режима встали явно неадекватные люди. Один лишь факт. Украинский премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Киев рассчитывает получить от России обещанный ранее кредит на 2 млрд. долларов, который пойдет на погашение задолженности за газ: «Мы хотели бы услышать четкий ответ Российской Федерации, будет ли Россия выполнять те обязательства, которые она брала на себя несколько месяцев назад». И это говорит представитель режима, ратующего за денонсацию Харьковских соглашений. Что здесь больше: политической наивности или крайнего цинизма?
Впрочем, пока об Украине довольно. Тем более что в повестке дня стоял вопрос о включении в интеграционные процессы других стран постсоветского пространства, в первую очередь Армении. Стоит напомнить, что дорожная карта по ее присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Белоруссии, Казахстана и России была подписана 24 декабря 2013 года по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Москве.
«Поэтому считаем возможным, – заявил Владимир Путин, – перейти к подготовке проекта договора о присоединении Армении к будущему Евразийскому экономическому союзу», добавив при этом, что в ходе начавшейся работы нужно взвесить все плюсы и минусы для каждого из участников интеграционных процессов.
По мнению президента России, не менее важно помочь в этой работе и другой заинтересованной республике – Киргизии. С этой целью необходимо доработать дорожную карту по присоединению Бишкека к интеграционным процессам.
И все же главным пунктом в повестке дня настоящего заседания стала своеобразная «сверка часов», отсчитывающих время до полноценного конституирования Евразийского экономического союза. Главы государств выразили общую уверенность, что проект договора о создании Евразийского экономического союза будет подписан, как и планировалось, до мая 2014 года, а с января 2015 года он начнет свою работу.
По словам президента РФ, создаваемый ЕАЭС необходимо наделить широкими полномочиями в сфере экономического регулирования. «Это позволит проводить общую и согласованную политику в ключевых отраслях, повысить устойчивость и потенциал развития национальных экономик, обеспечить емкий и единый рынок и приток дополнительных инвестиций», – отметил В.В. Путин.
Единство в общих подходах руководителей государств – учредителей Евразийского экономического союза не исключает разницу мнений по отдельным вопросам. Это наблюдалось и на прошлых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, когда Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко высказывали несколько иные оценки, чем их российский коллега, но в этом видится как раз не слабость, а сила. Вопреки вымыслам недругов, никто ни на кого давления в рамках ТС и формирующегося Евразийского союза не оказывает, в ходе дискуссий ведется поиск оптимальных решений.
Так, президент Белоруссии выразил мнение, что ЕАЭС должен формироваться на принципах полномасштабного союза. Иначе, уверен он, «будущий экономический союз лишится прочного фундамента». К такому выводу А.Г. Лукашенко подвиг, по его словам, «печальный опыт взаимодействия в рамках СНГ». «Мы очень много говорили в СНГ, говорили-говорили и заговорили, а люди ждали от нас нормальных шагов по формированию в рамках СНГ нормальных отношений, и союза не получилось», – заявил со свойственной ему прямотой белорусский лидер.
По его мнению, у населения наших стран есть большая настороженность к новому проекту, которая, естественно, усилится, если ЕАЭС не удастся создать к объявленному времени. Работы же впереди очень много: готовность проекта оценивается экспертами в 70-80%. «Сближения по наиболее чувствительным позициям для каждой из сторон практически не произошло, в том числе по формированию общего энергетического рынка, либерализации автомобильного транспортного рынка, доступу к газотранспортной системе, правилам субсидирования сельского хозяйства. Стороны постоянно выдвигают новые предложения, которые могут размыть уже имеющиеся договоренности», – отметил А.Г. Лукашенко. «Поэтому у нас нет выхода, мы должны в заявленные сроки подготовить договор и в заявленные сроки подписать».
Ход заседания в Ново-Огарево и принятые решения свидетельствуют, что по этому вопросу принципиальных разногласий у лидеров стран Таможенного союза нет.
__________
Фото – http://www.rg.ru/2014/03/05/souz-anons.html