«Сделать как можно более пользы моему отечеству…». К.Д. Ушинский - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.06.2023 |

«Сделать как можно более пользы моему отечеству…». К.Д. Ушинский

Это желание К.Д. Ушинского, записанное в дневник еще в юношеском возрасте, ему удалось воплотить в жизнь. Им было положено начало педагогической науки в России и педагогической журналистики, реформировано несколько ведущих учебных заведений страны. Книги Ушинского «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) уже полтора столетия остаются классическими учебниками для детей, его статьи – руководством для учителей, а сказки и рассказы входят в сокровищницу русской словесности.

Константин Дмитриевич Ушинский, можно сказать, открыл законы воспитания, доказав, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, – считал он, – то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д. Ушинский, фото 1859 г.

Сегодня, когда педагогика уже ничего не утверждает, актуально звучат слова Ушинского: «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

К.Д. Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 г. в Туле в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Дмитрия Григорьевича Ушинского. Детство и отрочество будущего педагога прошли в отцовском имении в четырех верстах от Новгород-Северского, куда его отец был назначен на службу судьей. После окончания в 1840 г. гимназии, Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, где его преподавателями были профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии П.Г. Редкин, оказавший влияние на увлечение юноши педагогикой.

В июне 1844 г. Ушинский становится кандидатом юриспруденции, а в 1846 г. его назначают на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский лицей – исполняющим обязанности профессора камеральных наук, которые давали необходимые знания для управления государственными имуществами. Уже тогда у Ушинского проявились нестандартные взгляды на воспитание. Он умел гармонизировать свои глубокие знания и простоту в общении с учениками, что вызвало подозрения со стороны начальства, негласный надзор за педагогом и его уход в отставку в 1849 г.

Еще полтора года Ушинский прожил в Ярославле, занимаясь переводами статей, рецензиями и обзорами в журналах. Но затем принял решение о переезде с семьей в Санкт-Петербург, где занял должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий, а в январе 1854 г., благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, стал преподавателем русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. За пять лет преподавательской работы в этом учебном заведении (1854–1859), где Ушинский был назначен инспектором классов, ему удалось искоренить такие пороки, как воровство и доносительство, и привить ученикам чувство товарищества.

Памятник К.Д. Ушинскому перед главным корпусом Педагогического университета им. А.И. Герцена (бывший Гатчинский Сиротский институт) в Санкт-Петербурге

В институтских архивах К.Д. Ушинский обнаружил библиотеку одного из прежних инспекторов – Е.О. Гугеля, практика которого основывалась на традициях знаменитого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Изучение этой библиотеки дало основу для создания Ушинским одной из лучших статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».

При Ушинском в Гатчинском институте началось преподавание учебных предметов на русском языке, открылся специальный педагогический класс для обучения воспитательниц, вошли в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить дома каникулы и праздники.

Но прогрессивные взгляды, которые исповедовал Ушинский, его усилия демократизации народного образования натолкнулись на устоявшиеся естественные законы воспитания, где главное – иерархия. В своей статье «О народности в общественном воспитании» (1857) Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». Но далее прогрессивные взгляды Ушинского перешагивают такой неотъемлемый аспект народности, как религиозное чувство. В одной из своих последних статей он писал, что хотя школе и не следует противоречить Церкви, она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское – само по себе.

Современник К.Д. Ушинского педагог-просветитель, профессор Московского университета С.А. Рачинский мыслил глубже: «Та высота, та безусловность идеала, которые делают русский народ народом христианским по преимуществу, которые в натурах спокойных и сильных выражаются безграничною простотою и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия, и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы в виду этих могучих и опасных задатков, в виду этих сил и слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешенной от Церкви, эта задача не по силам».

Высоконравственная советская педагогика, в основу которой легли труды Ушинского, во многом восполняла духовные потребности народа, но к концу XX в. мы видим, как на незасеянном духовном поле стали вырастать тернии ложных учений, сектантства, неоязычества; видим также в 1990-е гг. и массовое, никем не провоцируемое движение народа к воцерковлению. Неизбежность такого сценария, к сожалению, не учли многие передовые деятели науки и искусства 1860-х годов.

Только при «деспотизме монархии», против которого восставала прогрессивная молодежь XIX в., наши выдающиеся писатели и ученые могли быть направлены за вольнодумство и атеизм за границу: изучать науки, издавать журналы и выпускать книги. За свое вольнодумство был «наказан» и К.Д. Ушинский – в 1862 г. его на пять лет отправили за границу для лечения и изучения школьного дела в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Свои размышления и исследования этого периода он изложил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». Изучение швейцарской школы позволило Ушинскому стать в отечественной педагогике основателем способа наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». 

Наряду со 190-летием Ушинского в нынешнем году мы отмечаем и 150-летие выхода его знаменитой книги для начального обучения детей «Родное слово», изданной в 1864 г. за границей. Методическое пособие «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей» до 1917 г. выдержало 146 (!) изданий.

Современное издание «Родного слова»

Современное издание «Родного слова»

С.А. Рачинский оценивал ее так: «Книга замечательная, единственная в своем роде в нашей литературе». Но отмечал он и то, что «автор, имея в виду детей городских сословий, всего более хлопочет о том, чтобы знакомить их с сельским бытом, с сельской природой, с народным говором, которые ученикам наших сельских школ известны несравненно лучше, чем самому Ушинскому».

Зато такого рода размышления Ушинского, несомненно, роднят взгляды двух известных педагогов: «...Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Основательным подходом Ушинского к воспитательному процессу можно также считать его утверждение: «Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы».

В середине 1860-х гг. К.Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. В последние годы жизни он курировал несколько учебных заведений, принимал участие в учительских съездах в Крыму. Последний его главный научный труд, в котором выразилось полное обоснование предмета педагогики «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», начал печататься в 1867 г. и остался незавершенным. В этой работе педагог рассматривал психические явления на фундаментальной философской основе, анализируя такую психологическую цепочку: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание.

Публикации Ушинского в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для Воспитания», «Журнал министерства народного просвещения» положили начало педагогической журналистики.

Ушинский скончался 22 декабря 1870 года (по ст. ст.) в Одессе, где останавливался, следуя на лечение в Крым. Похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Памятник К.Д. Ушинскому в Киеве

Его именем названы более десятка учебных заведений на территории бывших союзных республик, а также несколько улиц в России и на Украине. В советское время существовала премия имени выдающегося педагога, с 1946 г. «особо отличившимся учителям и деятелям в области педагогических наук» вручалась медаль К.Д. Ушинского. С 1999 г. медаль существует как ведомственная награда Министерства образования и науки РФ.

Медаль советского образца

В ряду своих современников Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, К.Н. Вентцеля и последователей А.С. Макаренко, П.П. Блонского и других Ушинский занимает достойное место.

Неизменными для современной педагогики остаются такие постулаты, выведенные Ушинским: «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»; любовь к родине – это «наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».

Достаточно перечитать рассказы Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Пчелки на разведках», «Ласточка», и становится понятно, насколько просты его методы воспитания в детях трудолюбия и патриотизма, насколько действенны прививки доброты и любви к окружающему миру. Выдающийся педагог апеллировал к трём «китам» обучения: развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся. На этом строилась и советская педагогика, воспитавшая плеяды лучших в мире специалистов в разных областях науки и культуры.

Не пора ли сегодня соединить положительный опыт столпов педагогики и вернуть образование на тот высокий уровень, на котором оно находилось как в Российской империи, так и в Советском Союзе?

____________

Фото – http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Uchitel-eto-chelovek/Uchitel-eto-chelovek.html; http://clubs.ya.ru/4611686018427420524/replies.xml?item_no=55655

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7932
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика