
В конце февраля нынешнего года Евразийская экономическая комиссия одобрила проект соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Несмотря на то, что эксперты попросили все стороны обратить внимание «на необходимость дополнительной проработки отдельных вопросов, препятствующих свободе движения алкогольной продукции», данный документ вызвал неоднозначную реакцию со стороны как производителей алкогольной продукции, так и общественности.
В проекте главной целью указывается «защита экономических интересов сторон, прав и законных интересов участников алкогольного рынка, потребителей» и, к сожалению, лишь вскользь упоминается о защите жизни и здоровья населения. Предлагается гармонизировать и унифицировать правила регулирования алкогольного рынка. Проще говоря, после переходного периода национальным регуляторам придется отказаться от собственных правил и в дальнейшем согласовывать любые свои ограничительные меры с другими странами. При этом окончательное решение будет принимать сама Евразийская экономическая комиссия. И вот здесь, по мнению многих экспертов, кроется одна из наиболее серьезных проблем, так как во всех цивилизованных странах решения в области регулирования рынка алкоголя разрабатывают и осуществляют органы здравоохранения, а не экономические органы.
За последние годы в России, Белоруссии и Казахстане было сделано много для того, чтобы снизить последствия от потребления алкогольной продукции, и в первую очередь контрафакта. А в том, что ситуация на сегодняшний день в сфере потребления алкоголя если не критическая, то очень близка к тому, говорит многое. Например, несмотря на то, что, по словам главного нарколога Минздрава России Евгения Брюна, за последние четыре года потребление алкоголя в стране сократилось с 18 до13,5 литра чистого спирта на душу населения, данный показатель является одним из самых высоких в мире. Не лучше ситуация и в Белоруссии (12,4 литра), где под наблюдением диспансерной службы находятся 175 тыс. больных алкоголизмом и еще около 86 тыс. состоят на профилактическом учете (из них 16 тыс. – несовершеннолетние). В Казахстане на одного человека приходится около 11 литров чистого спирта (на крепкий алкоголь приходится – 68%, а пиво и вино занимают 27% и 5% соответственно), что является одним из самых высоких показателей в Азии.
К сожалению, современная ситуация, связанная с производством и потреблением алкоголя, не только создает демографические и социальные проблемы, но и наносит огромный экономический ущерб – это и потери от неуплаты налогов и акцизных сборов, и снижение производительности труда, и ущерб от пожаров, происходящих по вине пьяных людей, и многое друге. В этой связи в каждой из стран ЕЭП уже не первый год проводится политика, направленная на разрешение проблем, связанных с алкоголизмом среди населения, которая, по мнению ряда экспертов, может быть нарушена в случае утверждения проекта указанного соглашения.
Так, в Российской Федерации с начала текущего года была запрещена продажа алкоголя в образовательных, культурных и спортивных помещениях, торговля крепким алкоголем в нестационарных торговых объектах и помещениях площадью меньше 50 кв. метров в городах и 25 кв. метров в селах. Проще говоря, в маленьких магазинах, киосках и ларьках. Напитки с добавлением не более 7% этилового спирта (например, крепленое пиво и слабоалкогольные коктейли) должны реализоваться в таре не более 330 мл. Для жесткого и организованного контроля за выпуском алкогольной продукции введен порядок, по которому производить спирт сегодня могут только те предприятия, у которых уставной капитал составляет не менее 10 млн. рублей, что является гарантией того, что алкоголем не будут промышлять мелкие производители, которых сложно контролировать. Кроме того, если при производстве спирта получается барда (продукт переработки зерна), предприятие обязано полностью утилизировать ее, что не только является средством защиты окружающей среды, но и позволяет использовать вторичное сырья для производства животноводческих кормов.
Помимо этого, с января 2014 г. на 25% выросли акцизы на спирт, что, естественно, привело к росту цен на алкоголь (акцизы будут расти и дальше). По мнению Росалкогольрегулирования, минимальная цена водки нужна, чтобы оградить покупателей от контрафакта. Поэтому вскоре полулитровая бутылка будет стоить минимум 199 рублей, а с 1 августа – 220 рублей. По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, к 2020 году минимальная цена поднимется до 400-450 рублей. Правда, ряд аналитиков считает, что данная мера не только принесет дополнительные доходы в бюджет, но и увеличит серый рынок. Уже сегодня лишь треть выпиваемой россиянами водки абсолютно легальна. Остальное приходится на промышленный контрафакт (с которого не уплачены акцизы) и суррогаты. И в том и другом случае наносится вред как здоровью людей, так и бюджетам государств. Ситуация усугубляется тем фактом, что сегодня фактически отсутствуют обязательные процедуры химико-биологического анализа большинства продукции, реализуемой в торговых сетях, а представители правоохранительных органов, сертифицирующих организаций и органов здравоохранения не имеют действенных инструментов выявления подлинности и контроля реального качества алкогольной продукции.
На прошедшем 11 февраля в Москве в рамках Деловой программы ПРОДЭКСПО IX АлкоКонгрессе представители Союза производителей алкогольной продукции озвучили цифру – около 50% всей водки, которая так или иначе попадает на прилавки российских магазинов, является суррогатом. В дополнение к этому, по словам гендиректора НП «Винодельческий союз» Бориса Катрюхина, сегодня в России, помимо фальсификатов водки, вполне легально выпускаются вино и коньяк из не существующего в природе сырья. И такого спиртного в России не менее 30%, что ставит серьезный вопрос перед руководством страны о необходимости ужесточения контроля над производителями и продавцами алкогольной продукции.
Как и в России, в Белоруссии также установлены свои собственные ограничения и требования. Например, права на оптовую и розничную торговлю, ввоз и вывоз алкогольной продукции в республике имеют лишь юридические лица, а производство такой продукции для внутреннего рынка осуществляется только по квотам правительства. С одной стороны, такие действия направлены на жесткий контроль рынка и защиту населения от вредного воздействия алкоголя, а с другой – позволяет государству получать максимальную прибыль от торговли алкоголем, фактически закрывая рынок для производителей-частников.
Помимо этого, в республике действует «Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы», главной целью которой является выявление, предупреждение и уменьшение влияния причин и условий, способствующих потреблению алкоголя и развитию негативных последствий от его потребления. В ее рамках проводится информирование населения, работает круглосуточная горячая линия «Пьянству – нет!», систематически проводятся рейдовые мероприятия и т.д. Более того, в феврале нынешнего года белорусское МВД внесло предложение запретить употреблять алкоголь тем, кому не исполнилось 18 лет, и ограничить его продажу лицам, которым еще не исполнился 21 год. Если же несовершеннолетние, несмотря на закон, будут употреблять алкоголь, то за них должны будут отвечать родители. Кроме того, если взрослый гражданин узнает о том, что несовершеннолетние где-либо употребляют алкоголь, он должен будет сообщить в соответствующие органы. Подобные меры основываются на том факте, что, по данным исследования, проведенного Минздравом Белоруссии, именно в возрасте от 18 до 21 года молодежь имеет гораздо большую опасность пострадать от употребления алкоголя.
Практически в ногу со своими партнерами по ТС идет и Казахстан, где производство алкогольной продукции допускается только по тому адресу, который указан в полученной производителем лицензии. Такое производство должно быть оборудовано приборами учета, обеспечивающими автоматизированную передачу информации об объемах выработки уполномоченному органу. Импорт и экспорт алкогольной продукции могут осуществлять только юридические лица – резиденты Республики Казахстан.
В стране утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, часть мероприятий которой напрямую связана с проблемой алкоголизма и борьбы с ним. Однако приходится констатировать, что большинство нынешних законов Казахстана в отношении торговли и потребления алкоголя выполняются крайне слабо. Например, по существующим нормам, торговля алкоголем в республике с 23.00 до 8.00 запрещена. Однако, по свидетельству жителей страны, торговля зеленым змием во многих местах не прекращается круглые сутки, так как размер штрафов по сравнению с соседними странами носит символический характер и легко перекрывается доходами от продаж. Более того, сегодня в Казахстане самые низкие цены на алкогольную продукцию среди стран ЕЭП, а повышение ставок акцизов и пересмотр цен происходит крайне медленно. Так, в феврале были повышены минимальные цены на алкоголь, а стоимость водки и других крепких напитков была установлена на уровне 1120 тенге (около 225 рублей) за литр в 2014 году, 1300 тенге в 2015-м и 1600 тенге в 2016-м. Ранее минимальная стоимость литра крепкого алкоголя в стране была установлена лишь в 2012 году и составляла 640 тенге. Казахстан планирует лишь к 2020 году выровнять свои ставки со странами-партнерами по ЕЭП, что создает определенные вопросы со стороны Москвы и Минска к Астане.
Добавляет масла в огонь существующей проблемы и упомянутый выше проект соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территориях государств – членов ТС и ЕЭП. Дело в том, что, помимо всего прочего, проект соглашения устанавливает, что лицензирование участников рынка не должно быть барьером для доступа на рынок, что крайне выгодно именно Казахстану с его дешевым алкоголем. При этом теряется сам смысл лицензирования, который как раз и заключается в том, чтобы не допустить на рынок недобросовестных и не соответствующих квалификационным требованиям производителей и торговцев. В дополнение к этому документ запрещает совмещать в рамках одного ведомства разработку алкогольной политики и контроль над ней. Это означает, что, например, в России может быть упразднено «Росалкогольрегулирование» или его функции будут значительно пересмотрены. И это при том, что именно это ведомство вместе с Минздравом играет активную роль в борьбе против нелегального алкоголя, создавая систему регулирования и оперативно корректируя ее по мере необходимости. В самом ведомстве считают, что подобные изменения приведут к ситуации, когда именно производители алкоголя будут регулировать весь рынок, что перечеркнет все успехи по снижению смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя.
Схожее мнение высказывают и в Министерстве экономики Республики Беларусь, где считают, что подготовка соглашения напрямую связана с ведущимися в настоящее время консультациями о возможности унификации налоговой политики стран в части акцизов. Однако данная сфера пока не урегулирована, что означает наличие в проекте лоббистских интересов производителей алкогольной продукции. С этим утверждением согласны и в России. По мнению сопредседателя Российской коалиции за контролем над алкоголем Дарьи Халтуриной, создается впечатление, что производители алкоголя решили использовать структуры ЕврАзЭС, чтобы лишить Россию возможности самостоятельно принимать новые антиалкогольные меры и продолжать политику по снижению потребления спиртного. Если добавить, что в ЕЭК нет специального департамента, занимающегося вопросами здоровья и защиты прав потребителей, то данный проект соглашения оказывается нацелен лишь на защиту интересов участников алкогольного рынка, но не населения.
Сегодня еще рано говорить о том, что подготовленный ЕЭК документ начнет работать в ближайшее время, так как его основная концепция полностью не удовлетворяет ни российскую, ни белорусскую стороны. Изменения на алкогольном рынке интересны в настоящее время лишь Казахстану, который планирует добиться снятия любых ограничений по доступу на рынки России и Белоруссии для своих производителей. Со своей стороны, Москва всячески этому сопротивляется, как и в ситуации с поставками беспошлинной нефти в Белоруссию, стремясь сократить поток казахского алкоголя в страну. В начале года председатель правительства Дмитрий Медведев и вовсе дал поручение разработать нормативные акты, которые бы ограничили ввоз алкогольной продукции из Казахстана в Россию для физических лиц до пяти литров.
Таким образом, видно, что проблема унификации и контроля над алкогольным рынком еще далека от своего решения. Страны ТС и ЕЭП, несмотря на заявленную решимость действовать совместно, продолжают отстаивать собственные интересы, слабо идя на компромиссы. А они крайне нужны, поскольку речь идет в конечном счете о здоровье людей.
_____________
Фото – http://news.rambler.ru/10363392/