"Узбекистан - единственная страна в регионе, которая имеет границы со всеми государствами ЦА, то есть Узбекистан, объективно, близок всем странам региона или, другими словами, исторически приговорен к региональной интеграции". Об этом, комментируя некоторые нюансы сотрудничества в Средней Азии заявила в ходе виртуального круглого стола на базе проекта Центральная Евразия экономист из Узбекистана Саодат Касымова.
"Что нужно сделать, чтобы, как минимум, сохранить, а, как максимум, укрепить эту "близость"? Минимум - надо найти адекватный ответ на афганский вызов и стремиться сохранить добрые отношения с соседями. Максимум - необходимо создать региональный союз, потенциал которого был бы основан на экономической специализации каждой из стран ЦА: региональной вертикальной разбивке производства. И такой союз мог бы стать привлекательным как для страны производителя, так и для страны транзита, так и для инвесторов". "По одиночке каждая страна ЦА интересна только в качестве сырьевого придатка. То есть, говоря "экономическим языком", торговля с этой страной может осуществляться только на основе принципа абсолютного преимущества. Некоторые государства пытаются ценой огромнейших затрат реализовать экспортно-ориентированную политику. Однако, для того, чтобы эта политика дала реальную отдачу нужны не только низкие производственные затраты, но и низкие транспортные затраты для выхода на большой рынок или же этот рынок должен быть развитым, и к тому же растущим. У стран ЦА нет преимуществ "азиатских тигров" и механическое копирование их моделей развития содержит в себе такие "маленькие нюансы", за которые придется заплатить слишком дорого", - полагает экономист.
Что остается странам ЦА? "Главное - надо найти решение проблемы транзита. Транзит - это фокусирование усилий на формировании транспортных коридоров и, в итоге, интеграции. Если товары перемещаются свободно и беспрепятственно, без каких-либо административных или таможенных задержек, если решения об инвестициях принимаются с учетом общей перспективы, то возрастает благосостояние как стран-экспортеров, так и стран транзита: ведь существенно снижаются издержки". "Факт выгоды не только торговой, но и транспортной, транзитной, должен стать очевидным. Именно это будет способствовать развитию сотрудничества не только между торговыми партнерами, но и странами транзита. Вопрос заключается в том, какая из стран ЦА более всего заинтересована в развитии транзитной инфраструктуры, то есть может стать центром регионального взаимодействия?", - задается риторическим вопросом эксперт.
"Географически замкнутое (без прямого и короткого выхода к морю) положение стран ЦА - это только лишь один аспект высоких транспортных издержек. Рост издержек из-за правовых, административных, таможенных или технических барьеров - это и есть подлинная проблема для всех стран региона. Поэтому сотрудничество между соседними странами является наиболее важным условием. Естественным объектом для улучшения положения в этой связи является не страна, а регион в целом или конкретно рассматриваемый транспортный коридор". "В рамках дискуссии прозвучал тезис об отсутствии в регионе "центра" сотрудничества. Корректнее было бы сказать, что при сохранении нынешнего статус-кво, когда Казахстан включен в Таможенный союз (ТС), а политика Узбекистана и Туркменистана сориентирована на автономность (то есть при неизменности исходных условий), действительно не видно игроков, заинтересованных в региональной интеграции", - уверена экономист.
"Но изменение условий макроэкономической политики, например в том же Узбекистане, способно изменить ситуацию и с точки зрения региональной интеграции. В случае, если внутренний рынок "сожмется", это заставит национальную элиту активно формировать/развивать транспортную и транзитную региональную инфраструктуру. И нужно помнить простую истину, что реальные политические изменения возможны не в результате требований "торговцев с площади", а в результате инициатив "политического Олимпа". "За более чем двадцать лет самостоятельности во многих постсоветских государствах вырос целый класс, который сделал, да и продолжает делать свой капитал на "границах" когда-то единого экономического пространства. Думаете, что представители этого класса просто так не отдадут свой источник доходов, позволив изменить инструменты базовой макроэкономической и торговой политики!", - полагает Касымова.
"Вопрос региональной интеграции становится актуальным для тех государств, которые вложили огромные инвестиции в производства с высокой долей добавленной стоимости. Именно для этих государств либерализация макроэкономической и торговой политики станет важным шагом для снижения транспортных расходов, а значит и региональной интеграции". "Начинать надо с малого и очевидного. Либерализация торговой и макроэкономической политики устранит административные каналы накопления национального капитала. Это создаст стимулы к формированию каналов экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с низкими транспортными издержками. Региональная интеграция должна быть направлена на преодоление узких мест, в результате чего национальная элита сможет реально взвесить издержки и выгоды от формирования транзитного коридора. ЕС начинал с простого союза угля и стали", - предлагает специалист.
На мой взгляд, "выгоды регионального союза должны превысить издержки автономности. Вон как, например, торговая элита Кыргызстана рвется в ТС с китайским ширпотребом, так как "чует" "золотую жилу". Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных экономических проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами: слабопроницаемых экономических границ, увеличения производственного потенциала за счет региональных общественных благ и использования преимуществ специализации". "В целом, надо осуществить одну малую региональную интеграцию, чтобы достичь другой - большей. Для выхода на крупные рынки следует сократить не только производственные, но и транспортные издержки. А потом к интеграционному ядру, сформированному инициаторами интеграционного объединения, подключатся и соседние государства", - рассуждает эксперт.
"Итак, перечень необходимых мер для развития торговли на основе принципа сравнительных преимуществ следующий: во-первых, это стимулы, направленные на развитие региональной интеграции; во-вторых, это региональные институты, помогающие уменьшить препятствия создаваемые границами; в-третьих, это региональная инфраструктура, создающая транзитные каналы выхода на более крупные рынки", - заключила Касымова.
Источник: ИА REGNUM