Сращивание оппозиции и финансируемых Западом правозащитных организаций, смена правительства и создание новой коалиции в парламенте, проведение многозначащего по замыслу авторов народного собрания – курултая... Итак, новый сезон киргизского политического действа начался.
На площади
Назначенный оппозицией на понедельник всенародный курултай, то есть митинг или что-то вроде народного вече, отменен. Противники власти намеревались собрать своих сторонников на главной площади страны и предъявить свои претензии.
Как пояснил один из организаторов курултая бывший депутат Садыр Жапаров, в прошлом отсидевший небольшой срок за попытку насильственного захвата власти, через социальную сеть объяснил отмену и перенос митинга «просьбами многочисленных граждан». Но, как сообщили в ГУВД столицы Киргизии, глава парламентской фракции социал-демократов Чыныбай Турсунбеков накануне встретился с лидерами тридцати шести политических партий и общественных организаций, намеревавшихся принять участие в курултае, и сумел отговорить их от данного шага.
Власти также предприняли превентивные меры: администрация Первомайского района Бишкека вынесла решение «о временном ограничении проведения собраний» на территории района, где находятся центральная площадь Ала-Тоо, Дом правительства. В свою очередь, руководство столичной милиции напомнило, что проведение митингов на этой территории будет считаться незаконным. Ведь организаторы курултая объявили о его проведении, но даже не обращались к властям за разрешением, как это требует законодательство, о чем, к слову, сообщил сам С. Жапаров.
Вполне вероятно, что лидеры оппозиции вовремя поняли: им не удастся собрать большое количество людей на свою акцию. Они ожидали со стороны власти реакции испуга, однако последняя отреагировала вполне адекватно, без суеты и довольно решительно.
Стоит также сказать, что в рядах оппозиционеров нет единства, слишком разношерстен состав участников, ведь довольно сложно объединить и сцементировать тридцать с лишним организаций общей идеей. При этом лозунги противников власти не так убедительны, как во время двух последних «революций», когда основное недовольство людей было обращено на семейные кланы президентов, узурпировавшие власть. Теперь же предъявить такие претензии нынешнему главе государства довольно сложно: функции президента по новой Конституции ограничены, он не замечен в клановости, его родственники не занимают ключевых постов в правительстве или парламенте. Но, пожалуй, главная причина срыва акции оппозиции – усталость населения от перманентных «революций», митингов, курултаев, пикетов.
Рядом с площадью
Одновременно в понедельник в парламенте страны шли усиленные переговоры между фракциями о создании коалиции большинства после отставки правительства и премьер-министра. Процесс, как всегда, затянулся в связи с тем, что «младшие» участники выставляют все новые условия, которые зачастую невыполнимы другими фракциями.
Прежние правительство и премьер были отправлены в отставку, как того хотела оппозиция, но вовсе не вследствие ее активности. Скорее, это был шаг, направленный на снижение градуса напряженности внутри самого парламента. Поэтому оппозиционные лидеры вне его стен не ставят себе в заслугу «уход» правительства. Однако это событие все же имеет определенные плюсы для противников власти.
Оппозиция вкупе с наиболее активными неправительственными организациями и определенной частью членов парламента фактически начала «весеннее наступление». Задача максимум – формирование правительства и выбор премьера, неподконтрольных президенту, задача минимум – создание задела для выборов в парламент, которые состоятся в следующем году. То есть набрать политические очки, заработать дополнительный политический вес с тем, чтобы преодолеть процентный порог, установленный для политических партий, и получить вожделенные депутатские мандаты. А с ними – переместиться с митингующей площади Ала-Тоо в соседнее здание, то есть Дом правительства, где заседает киргизский парламент – Жогорку Кенеш.
С учетом этого маловероятно, что оппозиция откажется от намерения провести курултай, нет, он стоит в планах и подчеркнут красным.
По всей стране
«Если бы в Кыргызстане каждый политсезон приводил к революциям, то они случались бы по два раза в год», – резонно заметил известный российский эксперт Аркадий Дубнов в интервью киргизскому информагентству «24.kg». По его мнению, на данный момент в стране «нет серьезных причин, которые позволили бы большинству объединиться против президента».
Однако бишкекский политолог Марс Сариев все же не исключает возможности если не смены власти, то ощутимых политических потрясений, которые наверняка затормозят развитие страны. Он полагает, что «с распадом парламентской коалиции большинства появляется много возможностей для дестабилизации Кыргызстана». В случае если парламентарии не смогут сформировать новую коалицию и создать новое правительство, то президент имеет право распустить парламент и объявить новые выборы. Для Киргизии подобная ситуация чревата серьезными последствиями – чередой пикетов, митингов, даже силовых акций протеста вплоть до захвата административных зданий и попыток повторения украинского сценария.
Пока же оппозиция намерена вынести на курултай два основных вопроса: об установлении контроля государства над канадской золотодобывающей компанией, разрабатывающей месторождение «Кумтор», и о возврате к президентско-парламентской форме правления. «Золотой» вопрос худо-бедно уже отрегулирован, требовать опять пересмотра соглашений нет смысла, да и протестный запал этой темы истлел, население уже потеряло интерес к проблеме. Что до возврата к президентско-парламентской форме правления, то это требование – абсурд, так как страна, согласно новой Конституции, и так по ней управляется. Многие функции разделены между президентом и премьером, их полномочия почти равны и не пересекаются. Судя по всему, лидеры оппозиции плохо представляют систему государственного управления страны или элементарно не читали Конституцию.
«Вся проблема в мышлении протоэлиты, ибо элиты как таковой не существует в Кыргызстане. Есть фактически родовая знать, которая и создает свои партии по территориально-племенному принципу, – считает политолог М. Сариев. – Нет партийных лидеров, есть вожди. Нет партий, есть объединения по признаку родства, принадлежности к тому или иному роду. Нет понимания, что такое партийное строительство, для многих существует только одна форма политической борьбы – захват власти. Бардак в головах. Уже случились две революции. Ситуация перегорела. Нет зажигающих лозунгов. Народу хочется покоя».
* * *
К вечеру понедельника, 31 марта три из пяти политических партий, представленных в парламенте – СДПК, «Ар-Намыс», «Ата Мекен», сумели договориться и создали новую коалицию большинства, которую назвали «За укрепление государственности» («Мамлекеттуулукту бекемдоо учун»). При этом будущий премьер-министр наделен правом вето: он имеет право отклонить предложенные фракциями кандидатуры на посты министров, что существенно усиливает позиции главы правительства. Эта норма – словно ответ на заявления оппозиции, которая утверждает, что президент узурпировал власть. Стоит отметить, что премьером, скорей всего, станет представитель от партии «Ата-Мекен» Джоомарт Оторбаев, тогда как сам президент Алмазбек Атамбаев является членом социал-демократической партии.
В Жогорку Кенеше создана новая коалиция парламентского большинства
Таким образом, парламентский кризис преодолен, начался процесс формирования правительства. Дестабилизации ситуации пока удалось избежать…
_________
Фото – http://www.aif.kg/novosti/politika/6278-sozdana-novaya-koaliciya-frakciy-sdpk-ata-meken-i-ar-namys-v-zhogorku-keneshe.html