В Ереване 29 марта состоялась вторая экономическая конференция правящей Республиканской партии «Армения – ТС: возможности и вызовы». К участникам конференции с посланиями обратились президент Армении Серж Саргсян и премьер-министр России Дмитрий Медведев.
В послании президента РА говорится, что Армения выполнила более 70 % мероприятий, предусмотренных в рамках дорожной карты по вступлению в Таможенный союз. Тесное сотрудничество с Евразийской экономической комиссией и соответствующими структурами России, Беларуси и Казахстана позволило обеспечить существенный прогресс в процессе подготовки к присоединению к ТС. И естественно, что следующим шагом будет подписание международного правового акта, который зафиксирует членство Армении в евразийском интеграционном объединении.
Премьер-министр РФ Д. Медведев в послании подчеркнул, что работа в новом интеграционном формате уже обеспечивает конкретные дивиденды странам-членам Таможенного союза и участникам Единого экономического пространства. По его оценкам, в условиях глобализации во всем мире наблюдается стабильная тенденция региональных интеграционных объединений, что связано с вопросами усиления национальных экономик, ускорения темпов экономического роста, потока дополнительных инвестиций и пр.
Выступая на конференции, премьер-министр Армении Тигран Саркисян, касаясь потенциальных вызовов при вступлении в ТС, заявил, что действующие на его территории таможенные пошлины втрое превышают установленные в стране. Т. Саркисян отметил, что Армения является членом Всемирной торговой организации, а на территории ВТО установлен низкий уровень таможенных пошлин. Это означает, что вступление в ТС негативно скажется на хозсубъектах, которые импортируют товары из третьих государств. Отразится оно и на местных производителях, то есть изменения будут иметь двоякое воздействие.
«С одной стороны, если мы повысим таможенные пошлины, к примеру, на мясную продукцию, это негативно отразится на потребительном рынке, но, с другой стороны, будут защищены права местных производителей, будут стимулироваться инвестиции в сферу скотоводства. Сегодня многие жалуются на то, что импорт дешевой мясной продукции не позволяет фермерам реализовать свою продукцию. Это означает, что подобные вызовы должны находиться в центре нашего внимания, и в ходе переговоров все эти факты обсуждаются, мы пытаемся найти приемлемые решения для наших хозсубъектов», – отметил премьер.
Он также подчеркнул, что имеется множество наименований продукции и услуг, которые Армения не производит, а импортирует из третьих стран, и с этой точки зрения единые таможенные пошлины создадут определенные сложности. Он отметил, что страна должна будет отдавать предпочтение произведенным в странах ТС товарам и услугам, а у импортеров продукции из третьих стран возникнут сложности, что на данном этапе также является предметом обсуждения.
«Армения для Евразийского экономического пространства является ключом к важному, хотя и нестабильному, региону Ближнего Востока. Коридор, о котором мы постоянно говорили, – Север-Юг, может заработать именно с появлением Армении в составе нашего союза», – заявила член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
По мнению министра финансов РА Давида Саркисяна, с вхождением Армении в Таможенный союз около 60 % товаров из России могут подешеветь. Есть и ряд налоговых преимуществ процедурного толка – как на импорт, так и на экспорт. При импорте бизнес получит больше времени на оплату таможенных пошлин и НДС. Если в Армении их нужно платить в течение 10 дней после импорта, то внутри ТС это можно делать до 20-го числа следующего месяца. Предусмотрены и случаи, когда можно оформить выплату в рассрочку под банковские гарантии или иное обеспечение.
Если сейчас при экспорте из Армении применяется НДС, который позже возвращается, то при ввозе в другие страны Таможенного союза НДС будет нулевым. В отчетах по НДС необходимо будет только представлять документ о сделке. Кроме того, после вступления республика полностью перейдет на электронную систему декларирования товаров.
Глава Минфина также заметил, что магазинам беспошлинной торговли нужен адаптационный переходный период в Таможенном союзе. Такой же переходный период нужен другим операторам таможенной инфраструктуры – таможенным брокерам и складам временного хранения. Дело в том, что их лицензирование в ТС идет по более строгим принципам – выше порог уставного капитала, строже и ряд других критериев. «Наши небольшие субъекты могут столкнуться с трудностями. На данный момент наши переговоры с коллегами из Единой экономической комиссии – на таком этапе, когда мы хотим испросить для них переходный период на два года. Но затем эти правила все же станут обязательными», – заявил Д. Саркисян.
Здесь следует отметить, что, несмотря на неизбежно возникающие проблемы, Таможенный союз для таких стран, как Армения, по большому счету предпочтительнее союза Европейского. Хотя бы потому, что в Европу она экспортирует в основном сырьевые товары, а в Таможенный союз – готовую продукцию. 20 основных экспортных товаров составляют 87 % объема всего вывоза. 50 процентных пунктов из этих 87 % – сырьевые товары, идущие в Евросоюз. В Таможенный союз экспорт меньше, но это в основном готовые товары, причем с хорошими шансами на рост сбыта.
Преимущество готовых товаров в том, что они меньше подвержены ценовым колебаниям. А на предсказуемость армянского экспорта сейчас сильно влияет именно волатильность сырьевых цен. Есть еще одно важное обстоятельство: Россия для Армении – источник более 40 % прямых иностранных инвестиций и более 80 % трансфертов. В течение последних пяти лет Россия оставалась крупнейшим инвестором в экономику Армении. Что касается трансфертов, то трудовым мигрантам легче выезжать в Россию: в Европе возникает необходимость в визе, а в большинстве случаев проявляют себя языковой и культурный барьеры.
Согласно некоторым подсчётом, при вступлении в Таможенный союз Армения будет выигрывать на $30 млн. в год больше, чем терять. Во внешней торговле страна может проигрывать $104 млн. в год, но выигрывать на импорте газа до $140 млн.
Сокращение импорта может быть обусловлено ростом ввозных таможенных пошлин Армении, которые сейчас заметно ниже, чем в Таможенном союзе. На 5-7 % товарных групп пошлины могут снизиться, но большинства коснётся повышение: на 9,3 % товарных групп пошлины могут остаться теми же, либо повыситься до 3 %. На остальные же товары возможно повышение пошлины до 20 %. В этом случае Армения или перестанет импортировать данные товары из третьих стран, либо переориентируется на продукцию Таможенного союза (в последнем случае негативный эффект смягчится).
С другой стороны, в декабре 2013 г. Армения договорилась с Россией о поставках газа без экспортной пошлины РФ в 30 %. А это означает экономию в 130-140 млн. Как видим, в этом аспекте потери перевешиваются выгодой.
Вступление Армении в ТС сделает экономически востребованным проект строительства железной дороги Армения – Иран. Т. Валовая также коснулась вопроса целесообразности перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги. Стоимость проекта, по экспертным оценкам, составляет 300-400 млн. долларов. По словам Т. Валовой, подвижек в этом вопросе следует ожидать в будущем: «Россия заинтересована в том, чтобы наладить нормальные транспортные сообщения с Абхазией, Грузией и Арменией. Поэтому мне кажется, что сейчас этот проект станет еще более востребованным. Экспертная проработка этой темы идет. Мы очень рассчитываем, что присоединение Армении к Таможенному союзу даст ему дополнительный стимул. Все наши транспортные проекты, будь то Север-Юг или Транскавказская магистраль, в значительной степени направлены на экономику. Если есть грузы, которые надо возить, то возникает потребность вкладывать средства и открывать указанные транспортные коридоры. Думаю, что проект, несмотря на наличие объективных и субъективных проблем, все-таки сдвинется с места».
По словам замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, страна, вероятно, подпишет договор о вступлении в Таможенный союз уже в мае текущего года. После этого договор будет представлен на обсуждение в Национальное Собрание, параллельно стартует большая работа в плане законодательных изменений.
В любом случае, если говорить о целесообразности выбора между Россией и Европой, то следует признать – эффект от ТС превосходит рекламировавшиеся некогда преимущества от участия в «Восточном партнерстве». Законодательство на постсоветском пространстве все же легче привести к общему знаменателю, нежели в Европе, особенно когда дело касается сельского хозяйства и квот на экспорт. Для Армении, не имеющей ни выхода к морю, ни общей границы с ЕС (Турция не в счет), участие в «Восточном партнерстве» просто грозило бы развалом сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса. Правда, со странами, входящими в ТС, у Армении тоже нет общей границы, но с учётом стабильного характера армяно-грузинских отношений и продолжающегося российско-грузинского диалога в торгово-экономической сфере – возможностей больше.
И самое главное, о чем много не говорится, но подразумевается, – безопасность. В случае возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха ни НАТО, ни ЕС не придут на помощь Армении, как они не пришли на помощь Грузии. За примерами далеко ходить не надо: когда Украина попросила вооружение у США, президент Б. Обама предложил солдатские пайки. Большего издевательства придумать было трудно, и это при том, что Украина для Запада важна неизмеримо больше, нежели небольшое государство где-то на Южном Кавказе.
Армения не хочет, чтобы с ней поступили точно так же, заставив «обменять» реальные преимущества от вступления в ТС на бесполезное чириканье в «Твиттере» со стороны известных персон?..
______________
Фото – http://www.panarmenian.net/rus/photoset/5967/