
Ах, как же спешит самопровозглашенная киевская власть заставить смириться с необратимостью своего «восшествия на престол» большую часть граждан Украины – тех, кто на протяжении трех месяцев майданной бесовщины не бросал в «Беркут» бутылки с коктейлем Молотова, не самоутверждался на затянутых отравленным дымом от горящих покрышек улицах, а все это время по мере возможности работал в шахтах, на заводах и фабриках, водил поезда, учил школьников и студентов (тех из них, кто не клюнул на наживку «бандеровской» пропаганды). На хорошем русском языке мэр Львова – столицы Галиции, которую националисты хвастливо величают «украинским Пьемонтом», Андрей Садовый вдруг продекламировал в телеэфире русские стихи. А и.о. премьера нелегитимного правительства Арсений Яценюк, перейдя на русский, в телеобращении чуть ли не со слезой заверял сограждан, проживающих на Юго-Востоке, что только теперь для них наступит гуманитарный рай в стране, которая при прочих «преступных» властях была для русскоговорящих злой мачехой.
И, не откладывая в долгий ящик, самопровозглашенные «можновладцi» решили продемонстрировать, как они будут осуществлять лозунг «Единая страна». Он был реанимирован после майдана, скандировавшего «Москаляку – на гiлляку!» («Москаля – на сук!») и резвившегося под вопли диск-жокея майдана Евгэна Нищука (кстати, за рвение и безжалостное отношение к своим голосовым связкам этот полуграмотный шоумен был жалован в новом правительстве должностью министра культуры): «Хто не скаче – той москаль!» («Кто не прыгает – тот москаль!»).
Символ майдана – «Из Львова – с любовью»
Однако самопровозглашенные правители не смогли придумать ничего, кроме элементарного плагиата. Ничтоже сумняшеся, они просто присвоили наработки прежней «бандитской» власти. Националисты решительно стиснули в клыках оливковую веточку школьных олимпиад, предварительно перекрасив ее из природного зеленого в национальные, а точнее в петлюровские «жовто-блакитнi» цвета. Новоиспеченный Минобраз, за штурвал которого после переворота крепко ухватился бывший ректор самого одиозного, ультра-националистического вуза – так называемой Киево-Могилянской академии – Сергей Квит, с ловкостью шулера перетасовал географические карты, изменив намеченные задолго до майдана места проведения всеукраинских школьных олимпиад по разным дисциплинам. В пользу, естественно, национально-свидомых регионов – четыре республиканские олимпиады были перенесены из восточных областей Украины в Киев и на запад республики. Киев перехватил у Харькова олимпиаду математическую, Ровно получил право провести географическую олимпиаду вместо Николаева, а Львов лишил Одессу олимпиады астрономической.
Но верхом нелепости стало перенесение олимпиады по русскому языку и литературе из Донецка в небольшой городишко Белая Церковь, расположенный в 120 километрах от прокопченного дымом и напичканного боевиками-националистами «р-р-рэволюционного» Киева.
Не мешало бы вспомнить предысторию именно этой самой многострадальной из украинских школьных олимпиад. Впервые за годы независимости Украины она состоялась лишь в 2011 году в Киеве. В то время как олимпиады по другим предметам, в том числе и по иностранным языкам, организовывались ежегодно. Турниры же юных любителей русской словесности проводились лишь в регионах и только благодаря усилиям энтузиастов.
Вторая олимпиада прошла в Севастополе, третья – в Ялте. Крым последовательно отстаивал право на русский язык, был готов каждый год принимать у себя республиканский турнир школьников-русистов в надежде, что олимпиада вместе с фестивалем «Великое русское слово» станет одним из символов полуострова. Но не сложилось – власть независимой Украины русских никогда не жаловала и тем более не баловала.
Четвертая олимпиада должна была пройти в Донецке 23-27 марта нынешнего года. В торжественной обстановке ялтинцы передали дончанам символ олимпиады – модель корабля. Но теперь… Выражаясь словами одной из участниц олимпиады, «этот парусник надежды» проплыл мимо шахтерской столицы. Свои коррективы в учебный процесс внес майдан, пятый месяц правящий бал-шабаш на Украине.
Путь на «русский Олимп» оказался тернистым, изобилующий неожиданностями и потерями. Хотя еще в январе Министерство образования и науки издало приказ о проведении олимпиад по областям. Документом подтверждалось, что за Донецкой областью закреплена олимпиада по русскому языку. Но до 14 марта в оргкомитет олимпиады из столицы так и не поступили уточнения, касающиеся сроков, состава жюри и сметы расходов по проведению. Множество вопросов висели в воздухе: кто хоть раз организовывал даже самое маленькое мероприятие, понимает, что экспромтом принять почти 30 делегаций из других регионов просто невозможно. Многочисленные звонки в Киев ситуацию не проясняли. А за это время в министерстве сменилась «голова».
«Личность нынешнего министра образования пана Квита мне известна давно, – говорит известный политолог, председатель Русской общины Украины Константин Шуров. – Мы с ним познакомились еще в конце 90-х, когда дебатировали на телевидении в программе Мыколы Вересня, где как раз и обсуждался вопрос русского языка. И там он показал себя ярым украинским националистом и ярым русофобом. В этом его превосходит только одиозная пани Фарион, предлагавшая дошкольникам с русскими именами уезжать в Россию. Но назначение Квита на должность министра говорит о том, что он делает русофобскую работу тоньше и квалифицированней, чем Фарион с ее истеричными выпадами в адрес русских и русскоязычных граждан Украины. Работа, которую он проводил в Киево-Могилянской академии, будучи там ректором, по сути дела, подтверждает, что это не организатор учебно-воспитательной работы, а идеологический комиссар. В свое время он был в Рухе, а теперь по своим взглядам близок к Тягныбоку. Отсюда и надо исходить».
За два месяца неизвестности организаторы просто изнервничались и уже думали, что олимпиады не будет. В конце концов, майдан и стрельба – не лучшая среда для детских мероприятий. Да и денег в бюджете, по многочисленным признаниям новой киевской власти, нет. И вдруг за неделю до планируемого срока в пятницу 14 марта из министерства поступило сообщение о том, что издан приказ о проведении олимпиады в Донецке.
«В министерстве мне подтвердили, что нужно в спешном порядке готовить сценарий, заказывать плакаты, значки, договариваться о жилье, автобусах, питании, – рассказала журналистам одна из главных организаторов турнира заведующая отделом Донецкого областного института последипломного педагогического образования Лариса Мельникова. – Нам удалось привлечь небольшие средства филологов Донецкой области, которым небезразлична судьба русского языка на Украине. Три дня (в том числе и два выходных) мы работали не покладая рук. Например, канцтовары институт взял в долг под честное слово. Заключили договоры с транспортниками, договорились о поездке в Святогорскую лавру, об экскурсиях в зоопарк, о посещении театра, который специально под олимпиаду должен был показать чеховские пьесы. Только в один день мне звонили из министерства более 30 раз. Я разговаривала со всей Украиной – мамами, папами, бабушками, директорами школ и институтов, которые интересовались обстановкой в регионе. И каждому я рассказывала, что дети будут в безопасности. Проходит три дня – и вдруг сообщение: олимпиада переносится… в Белую Церковь».
Чем объяснили свое решение чиновники? Тем, что Донецк – город «небезопасный». «Когда я позвонила в Киев, – продолжает рассказ Лариса Мельникова, – мне сказали, что если нападет Россия, то мы не сумеем эвакуировать детей. Я была в шоке. А что в Киеве, где людей расстреливали снайперы, и даже сегодня неизвестно, когда закончится майдан, всё нормально? Мне бабушка одного из школьников из Луганска сказала: "В Донецк бы мы ребенка прислали, в Киев – нет. Если, не дай бог, возникла бы какая-то угроза, мы бы не только моего, но и всех остальных вывезли"».
Рейтинг школьников Донбасса традиционно высок – он складывается из побед во всеукраинских и международных олимпиадах. И даже в нынешних условиях пропустить республиканский конкурс для многих ребят было очень болезненно. Ведь некоторые шли к нему не один год, другие отказались от участия в иных предметных олимпиадах. И совсем уж будет обидно, если из-за неучастия в турнире одиннадцатиклассники, не став победителями, лишатся возможности поступить без экзаменов на бюджетную форму обучения в ведущие вузы Украины и России.
Многие донецкие олимпийцы, не раз участвовавшие в олимпиадах, уже знакомы между собой, сдружились. Всю ночь они не спали, звонили друг другу, обменивались эсэмэсками. Уговаривали родителей, обеспокоенных бесчинствами боевиков на киевском майдане, отпустить их.
В результате решено было ехать. Хотя и неполным составом. Впрочем, воздержались от поездки не только некоторые дончане – олимпиада недосчиталась более трети из 170 первоначально заявленных участников. Вполне естественно, что на сей раз не было команд из Крыма и Севастополя – им, теперь уже юным гражданам Российской Федерации, в ближайшее время наверняка придется доказывать своим российским сверстникам, что и в условиях Украины они не только сохранили русский язык, но и с любовью постигли многие его тонкости.
Само собой, Россия, вопреки опасениям киевских чиновников от образования, на олимпиаду не напала, а вот донецкие школьники вновь поддержали свою высокую репутацию, вернувшись домой «со щитом». Из десяти участников команды восемь стали дипломантами олимпиады, одержав победы в интеллектуальных соревнованиях, проходивших в два тура, в ходе которых оценивались знания по языку и литературе. В программу также включены были и два творческих конкурса: юных поэтов и юных ораторов, победителями которых также стали донецкие ребята. Более того, решением оргкомитета и жюри команда «донецких» удостоилась специального приза «За командный дух».
И все-таки черный угар майдана дотянулся до городка с таким светлым названием – Белая Церковь. Верхом нелепости стало уже само проведение школьной олимпиады по русскому языку и литературе на... украинском языке (а как же – «цэ ж дэержавна мова!»). Но и через эти рогатки русский язык пробивал себе дорогу к сердцам участников. В единодушном порыве поднялся зал, когда учительница из Львова с волнением прочитала стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Тургенева – любовь, боль и ностальгия, испытанные более полутора столетий назад автором, не могли не отозваться в душах присутствующих, заставив их в очередной раз задуматься над вопросами: «Кто мы, где живем, на каком языке говорим?»
К сожалению, некоторые из участников уже прониклись отравленным духом майдана. «Я – бандеровка!» – с вызовом заявила одна из педагогов приезжим. Раньше, возможно, в ее устах это звучало бы по-другому: «Я – комсомолец, стреляй!» Но никто стрелять не собирался.
«Моя мама сказала, что ни за что не отпустит меня к вам, в Донецк, – делилась с ребятами юная участница, – там опасно». «Ну признайтесь, вам же, наверное, страшно на улицу выходить, у вас ведь убивают людей?» – допытывалась другая, уроженка, кстати, Донбасса, но давно осевшая в Киеве. И обе с недоверием слушали утверждения о том, что даже в центре Донецка жить и работать безопасно. Чтобы поверить в это, им достаточно было лишь включить аналитический аппарат (при наличии, естественно, такового) и сравнить: в Киеве погибли около сотни так называемых активистов майдана и пока тщательно скрываемое новой «властью» число безоружных «беркутовцев», в том числе и «донецких». В Донецке же в результате противостояния погиб один заезжий гастролер – член партии «Свобода», пытавшийся экспортировать революцию в регион. К тому же, по одной из версий, он был зарезан «своими», чтоб «пустить кровь» и сдетонировать серьезное противостояние.
В общем, во всех страстях, сопровождавших всеукраинскую олимпиаду юных русистов – благороднейший турнир лучших из лучших, как в капле воды, отразилась вся убого-безумная ситуация, сложившаяся на Украине. С людьми, которых натравливают друг на друга, которыми манипулируют недобросовестные политики и недруги Украины. И которые, увы, часто поддаются манипуляциям, потому что так гораздо проще дать объяснение сложным и неоднозначным процессам, которые происходят и в обществе и в мире. Частный, но яркий пример – заявление одной из донецких участниц олимпиады, которая высказала желание после получения аттестата зрелости поступать во Львовскую академию МВД. И это при наличии такой же академии в ее родном городе.
Все это, в первую очередь, результат того, что за два с лишним десятилетия независимости сотни русских школ, несмотря на сопротивление родителей и учителей, были спешно украинизированы. В том же Киеве – «матери городов русских» их число составляет, по одним сведениям, пять, по другим – шесть, или даже, по словам бывшего министра образования Дмитрия Табачника, семь. Надо помнить и о том, что неофициальный статус русского языка на Украине привел к исключению чиновниками русского языка и литературы из перечня предметов, по которым проводятся всеукраинские школьные олимпиады. В результате знатоки английской и немецкой словесности оказались для Украины важнее, чем знатоки русского языка, на котором говорят более двух третей жителей республики. Украинская квазиэлита последовательно опиралась на антирусские, антироссийские мифы, которые и привели к сегодняшнему майдану.
К счастью, до конца не удалось переформатировать сознание молодого поколения на Востоке и Юго-Востоке Украины. Но это отнюдь не потому, что там была другая система образования. Просто духовно-историческая память, которая передается здесь в семьях, оказалась сильнее русофобской антироссийской и антирусской системы образования.
Именно поэтому русскоязычные регионы не спрашивали, не спрашивают, да и не собираются спрашивать позволения хранить верность языку своих предков, языку материнских колыбельных. Русские требуют уважать их не как представителей национального меньшинства, а как государствообразующую нацию. В Донецке и других городах Востока и Юго-Востока страны уже больше месяца тысячи граждан, собираясь на митинги, пикеты и другие протестные акции, требуют ухода из Киева самозванцев от власти. Водружая российские триколоры над административными зданиями, люди скандируют: «Россия! Россия!», напоминая о триединстве русского народа и призывая в арбитры Россию. Напоминая «можновладцям» о Конституции Украины, где черным по белому написано, что власть принадлежит народу, они требуют проведения референдума, который определит устройство страны и вернет государственный статус великому русскому языку, на котором говорит большая часть жителей Украины.
Донецк бушует…
________
Фото – http://www.edrus.org/content/view/23165/47/