Россия рассчитывает на сохранение части квот и ограничений по поставкам нефти и топлива в рамках Таможенного Союза до 2018-2020 годов, сообщил журналистам замминистра Сергей Шаталов.
Он напомнил, что сейчас существует "достаточно сбалансированная система тарифных и нетарифных ограничений". Она предусматривает, в частности, квотирование поставок нефти в Беларусь и Казахстан, запрет на поставку светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, запрет на поставку темных нефтепродуктов из России в Казахстан, а также балансовые поставки светлых нефтепродуктов в Казахстан и т.д.
"Такой очень непростой комплекс. Возникает вопрос, сохраняется он или нет при формировании единого экономического пространства? Поскольку это новая степень интеграции, следующий шаг от Таможенного союза, то участники настаивают на том, чтобы все ограничения были отменены. Самый простой путь для других государств и самый сложный для нас - полное снятие всех ограничений", - подчеркнул С.Шаталов.
Он выразил надежду, что партнерам по ТС удастся договориться относительно частичного сохранения квот и ограничений. "Пока было обсуждение на уровне премьер-министров. Следующая встреча в Минске 29 апреля, там президенты, я надеюсь, поставят точку", - сказал он.
"Сегодня есть взаимопонимание. Мы продвинулись между государствами в том, что основные ограничения, которые существуют сегодня, могут быть сохранены на продолжительное время - до 2018-2020 годов. С тем, чтобы отказаться от них до 2025 года. Вырабатываем к этому времени стратегию и в результате этой стратегии мы идем дальше, трансформируем эту систему", - сказал замминистра.
Говоря о возможности сохранения ограничений до 2018-2020 годов, он отметил, что речь, прежде всего, идет о квотах на поставку и запреты на поставки темных и светлых нефтепродуктов. "Если по этому пакету удается договориться, то за пределами договоренности остаются только компенсации со стороны Беларуси. Какое будет решение, не берусь сейчас прогнозировать. Насколько я понимаю, Беларусь пока не готова на это", - сказала С.Шаталов.
По его словам, если удастся сохранить квоты и ограничения в рамках ТС, то налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ будет продолжен, "но не такими темпами, как предусмотрено сейчас". "Мы в прошлом году начали повышать НДПИ, снижать экспортные пошлины, и у нас запрограммировано это на 2015-2016 годы. Думаем, что и на 2017 год можно продолжать двигаться в тех же темпах, может быть, темпы будут немного скорректированы. Это будет зависеть от того, каким образом решится проблема 2015 года, связанная с мазутом", - отметил замминистра.
Идеальное решение, по его словам, сохранить все, как есть, чтобы продолжить постепенно курс, начатый в прошлом году в рамках налогового маневра.
Он отметил, что самым тяжелым вариантом для России может стать полная отмена всех ограничений и самое агрессивное планирование. "Этот сценарий содержит самые большие риски, потому что в этом случае мы теоретически можем лишиться нефтяных доходов. Речь идет о сумме порядка $33 млрд дополнительных потерь, которые у нас могут возникнуть в год. Предположим, если договориться (с партнерами по ТС - ИФ) не удается, тогда мы будем вынуждены принимать собственные решения. В гипотезе мы могли бы пойти на то, чтобы резко снизить свои экспортные пошлины и перенести налоговую нагрузку на НДПИ - экспортная пошлина на нефть на уровень Казахстана", - предположил С.Шаталов.
"В этом случае снижается объем дотаций Беларуси и Казахстану, резко увеличиваются цены на нефть и моторное топливо на внутреннем рынке РФ. Нам придется практически обнулить акцизы, чтобы удержать цены на внутреннем рынке. Надо будет что-то решать с авиакеросином, нефтехимией, дорожными фондами. Придется менять бюджетную классификацию, бюджетное правило. И еще целый ряд негативных последствий", - отметил замминистра.
Источник: Интерфакс