Взгляд на проект ЕАЭС из Казахстана: на пути к долгосрочным ориентирам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.06.2023 |

Взгляд на проект ЕАЭС из Казахстана: на пути к долгосрочным ориентирам

Главным событием текущего года для интеграции на постсоветском пространстве и выводом ее на новый уровень должно стать подписание в конце мая договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Накануне этого события в Алматы состоялось заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Интеграция 2.0. Проект ЕАЭС вышел на стадию подписания».

Экспертное сообщество Казахстана (политологи и экономисты, обозреватели СМИ) этому вопросу в последние несколько недель уделяют достаточно много внимания. Даже поверхностный контент-анализ ведущих общественно-политических СМИ трех стран – Беларуси, Казахстана и Российской Федерации, намеренных подписать договор, демонстрирует, что в Казахстане к вопросам интеграции проявляется особенный интерес в среде массмедиа, в отличие от тех же российских СМИ, которые наполнены информацией о событиях в Украине, другими проблемами. Немаловажен и тот факт: в этом году исполнилось 20 лет с момента, когда президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова впервые была предложена идея создания этого интеграционного объединения, на чем не раз акцентировали внимание многие официальные казахстанские СМИ.

Однако позиция массмедиа – это во многом отражение интеграционных взглядов казахстанской власти. Чтобы понимать их смысл, необходимо глубже рассмотреть приверженность Астаны к целеполаганию, созданию и реализации стратегий. Известный бизнес-консультант Брюс Хендерсон в свое время говорил о том, что большинство компаний вообще не имеют стратегии. Они просто много говорят о ней, как привыкли говорить о погоде.

В Казахстане ставка власти делается не на разговоры, а на важные документы государственного целеполагания, основные из которых – послания президента народу страны и вторая долгосрочная стратегия, являющаяся, собственно, одним из посланий – «Стратегия-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Ее суть в намерении попасть в тридцатку самых развитых государств мира.

Как же этому может поспособствовать работа ЕАЭС? Ответ очевиден и заключается в том, что задача данного объединения – максимально способствовать инновационному, технологическому росту экономик стран нового союза. Именно этот фактор и должен обеспечить реализацию амбициозных планов казахстанского руководства. И в этом плане участие Астаны в глубоких интеграционных проектах, безусловно, будет способствовать вхождению страны в топ-30.

Как оказалось, скепсис по поводу далекого горизонта планирования предыдущей стратегии «Казахстан-2030», объявленной досрочно выполненной, постепенно сошел на нет. Получилось так, что стратегия нужна всем. Государству – как комплекс целевых установок и приоритетных задач во внутренней и внешней политике, а также как основа для формирования скоординированных отраслевых стратегий и республиканских программ. Региональной власти стратегия необходима как основа для разработки или корректировки стратегических документов социально-экономического развития региона. Бизнесу она нужна как исходная информация для оценки инвестиционной привлекательности регионов, уровней рисков и перспектив реализации бизнес-проектов. Научному сообществу – для формирования перспективных планов и программ прикладных научных исследований, разработки инновационных технологий. Населению нужна как важнейший фактор в формировании психологического комфорта, уверенности в завтрашнем дне. Также стратегия нужна как внятный сигнал соседним государствам и иностранным инвесторам. Так Казахстан заявляет о своих амбициях.

Поэтому политическая элита страны выводит «государство успеха» на первый план как актуальную политологическую категорию. И рассматривает стремление стать передовым государством в увязке с экономическими возможностями ЕАЭС. Одной из важных точек роста является как раз желание совместно с другими странами сделать из Евразийского союза пример более или менее успешной постсоветской интеграционной структуры. Понятное дело, что после развала СССР во всех трех странах одним из главных критериев успеха стали считать темпы экономического роста. Сохранялась также преемственность общей идее: хорошо все то, что поддерживает эти высокие темпы, укрепляет экономическую безопасность стран, обеспечивает рост товарооборота и отвечает национальным интересам.

Такое понимание доминирует по сей день и в Казахстане. Утверждается на самом высоком уровне, что ЕАЭС – это в первую очередь экономическое, а не политическое объединение. Сложность, однако, состоит в том, что интеграция – в большей степени мировоззренческий вопрос. Ведь известно, что экономическое сотрудничество приводит к углублению политического (хрестоматийный пример – Евросоюз). Также известно, что между странами складываются союзнические отношения, означающие нечто большее, чем просто торговое партнерство. Их характер и глубина различаются, но общим является стремление интенсифицировать к взаимной выгоде экономическое сотрудничество и совместно противостоять конкуренции и торговой экспансии извне. Более того, образование торговых и интеграционных группировок часто является предтечей политических союзов.

К сожалению, сейчас тяжело просчитать какие-то критерии успеха, к которым стремится ЕАЭС. И измеряемые показатели в перспективе также трудно определить. Чиновники пока оперируют в основном макроэкономическими показателями. В первую очередь, это – рост ВВП, импорта, экспорта и т.д. Между тем в некоторых государствах есть другие примеры критериев успеха: технологическое новаторство, исследования, развитие, высокий уровень образования. По мнению участника экспертного клуба Леси Каратаевой, д.и.н., главного научного сотрудника КИСИ при Президенте РК, уже давно пора отходить от оценки интеграционных процессов через призму товарооборота или роста ВВП. «Это уже не актуально, – сказала она. – Надо говорить о том, что мы должны искать свои ниши. В первую очередь в направлении создания высокотехнологичных производств, информационных технологий, нанотехнологий, обеспечения кибербезопасности и т.д.»

Тем не менее многим постсоветским странам по старинке комфортнее действовать сообща. Как известно, во времена кризиса 2009 года Россией, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном и Кыргызстаном был создан совместный антикризисный фонд в размере $10 млрд. для поддержки межгосударственных программ. Есть много примеров в работе Таможенного союза, где наблюдалось улучшение в рамках таможенного регулирования, стандартизации.

Отрицательным фактором является то, что в наших странах структура экономики достаточно примитивна, и если мы хотим производить что-то из готовых изделий, сделать производство полного цикла, а не экспортировать только голые природные ресурсы, нужна комплексная программа научно-технического прогресса, где, как и в советские годы, будут участвовать несколько стран. В этом смысле ЕАЭС может этому поспособствовать.

Еще одна важная тема, затронутая на заседании экспертного клуба, касалась критериев общественного измерения интеграции. Другими словами, вопрос состоял в том, какого качества распространяется информация о новом интеграционном объединении? Способствует ли она повышению осведомленности общества или, наоборот, препятствует ей? По мнению Айдархана Кусаинова, генерального директора консалтинговой компании «Алмагест», в этой связи Казахстану нужно переориентировать приоритеты, пропаганду, идеологию, философию страны в первую очередь на продвижение экспортной ориентации своей экономики.

«В СМИ часто проходит информация, что после вступления в ТС наш экспорт упал, а импорт вырос, – отметил он. – Но если посмотреть по сегментам, он упал по тем статьям, которые не трогают малый и средний бизнес – это ферросплавы, руды, уголь и т.д. Наш нетто-импорт упал, но Казахстан начал больше экспортировать товаров, которые реально к населению относятся – алкоголь, жиры, масла, сахар и т.д. Этот факт как-то не продвигают массмедиа, не рекламируют. Чем у нас гордятся? Казахстанским содержанием. Но вы когда-нибудь видели, чтобы СМИ написали, мол, казахстанский экспорт потребительских товаров вырос? То есть поставлен приоритет: нам нужно защищаться от импорта, при этом слабо присутствует пропаганда того факта, что мы на самом деле экспортируем уже сегодня».

Кроме того, А. Кусаинов подчеркнул, что в условиях скорого подписания договора о создании ЕАЭС отсутствие данного фокуса сильно мешает бизнесу. «Когда есть пропаганда того, что хороший казахстанский бизнесмен – это тот, который вышел, к примеру, на рынки России и всех победил, то это приводит к изменению ментальности, мировоззрения. У нас как в основном реагируют представители малого и среднего бизнеса? "Придет страшная Россия, она большая, они нас всех задавит". Цифры не смотрят – интуитивно так думают», – заключил он.

И все-таки в последнее время среди казахстанского общества эмоции стали менее преобладать в оценках процесса дальнейшей интеграции. Появилось больше экспертных исследований, оценок и комментариев, но пока они недостаточно показывают широким массам средне- и долгосрочную перспективу работы ЕАЭС. Для примера: Казахстан, благодаря той же «Стратегии-2050», имеет представление о своем будущем: в тридцатку лучших государств попасть, блага населению обеспечить. К сожалению, в ЕАЭС такие долгосрочные ориентиры просматриваются более размыто. Может быть, именно это и путает мнения противников интеграции, которые ранее выплескивались через СМИ и социальные сети. Они привносили определенную разноголосицу, что мешало до поры до времени трезво оценить ситуацию.

_________

Фото – http://wef.kz/analytics/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2984
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика