
«В Кыргызстане формируется здравомыслящее ядро, страна стремится в Таможенный и Евразийский союзы. Нужно помочь ей в этом процессе. Необходимо укреплять те силы внутри республики, которые выступают и активно действуют. Это приведет к тому, чтобы внутреннее ядро, которое выступает за евразийскую интеграцию, усиливалось», – сообщил руководитель Аналитического центра ОДКБ Игорь Панарин на пресс-коференции в Екатеринбурге.
Однако тот, кто хорошо знает обстановку в стране, может уточнить: упомянутое И. Панариным ядро весьма аморфно. Довольно трудно представить его в виде конкретных политических деятелей, партий, общественных движений. Идет постоянный и быстрый по сравнению с другими странами региона процесс смены политических пристрастий.
Правда, существуют факторы, которые влияют на выбор внешнеполитического вектора вне зависимости от того, какие силы или отдельные политики поддерживают пророссийский курс.
Главный фактор – нестабильная экономика Киргизии. Попытки в прошлом году организовать форум стран-доноров и собрать нужную, по мнению властей, сумму для выхода из кризиса не привели к положительному результату. Чиновниками были озвучены разные цифры финансовой помощи, которую обещали страны и международные организации – от 2 до 7 млрд. долларов, притом что сами министры или их заместители так и не смогли точно определить ту сумму, что жизненно необходима Киргизии: в этой связи назывались от 5 до 8 млрд. долларов.
Реальность показала, что все эти обещания далеки от исполнения. Какие-то небольшие суммы все же поступают, но, как правило, не в бюджет, а на целевые программы поддержки социального сектора, реформирования МВД или для развития банковской сферы.
Стоит отметить, что как только премьер-министр Джоомарт Оторбаев занял в начале апреля свой пост, так сразу же политические круги задались вопросом, «западник» он или «россиянин». От этого в определенной степени будет зависеть позиция страны в отношении членства в Таможенном союзе.
Некоторые аналитики, политологи в России и Киргизии тогда поспешили заявить о большой вероятности формирования прозападного правительства во главе с Д. Оторбаевым. Их прогнозы были основаны лишь на политических приоритетах нового премьера и его принадлежности к «недружественной» президенту партии в парламенте.
«Оторбаев является модернизатором западного формата, – считает политолог Марс Сариев. – Из его сторонников, которых он привел в правительство, можно назвать вице-премьер-министра по экономике и инвестициям Валерия Диля, предпринимателя, и вице-премьер-министра по социальному блоку Эльвиру Санриеву, представительницу НПО и медиа. То есть они не из чиновничьей среды, не из политиков. Понятно, что сразу поменять всех новый премьер не может, но со временем может избавиться от тех, кто не будет справляться с обязанностями или открыто саботировать. Довольно много сейчас его сторонников пришли во второй и третий эшелоны власти, это тоже немаловажно. Но времени прошло еще не много».
Д. Оторбаев, в отличие от одного из своих предшественников, не стал противопоставлять себя президенту и занялся исключительно экономическими вопросами, хотя, например, вступление в Таможенный союз – вопрос, скорее, все же политический. Премьеру невыгодно ломать уже сформированный вектор на сближение с Россией и Казахстаном, на вхождение в ТС. Сама логика перспектив экономического развития страны диктует необходимость скорейшей интеграции.
Но все же в стране немало политиков и влиятельных бизнесменов, которых не устраивает такое положение дел. Их достаточно и в парламенте, и в правительстве, и в региональных структурах. Широко известные в Киргизии прозападные неправительственные организации даже постарались объединить оппозиционных депутатов, организовав на днях благотворительный обед и пригласив именно тех, кто, по их мнению, является противником нынешней власти. Акция, судя по всему, не удалась по причине разобщенности парламентариев.
Политическая элита разделена на группировки, чаще всего по родовому, территориальному принципу, каждая группировка, партия преследует свои цели, ищет выгоды от прихода к власти только для себя, стараясь не участвовать в альянсах. Именно эта разобщенность и неумение договариваться стали причиной того, что весеннее наступление, на которое оппозиция возлагала большие надежды, провалилось. В конце прошлого месяца известные оппозиционеры на совещании по итогам апрельских акций протеста обвинили в их провале лидера оппозиции Равшана Жээнбекова. Разброд и шатания в рядах противников власти дают возможность правительству и его главе не очень отвлекаться на внутриполитическую борьбу.
Но это не значит, что премьера вовсе от неё избавлен. Оппозиция вкупе с неправительственными организациями предпринимает всевозможные усилия для торможения интеграционных процессов. По тому, как, например, активно ведет себя общественное движение «Кыргызстан против Таможенного союза», весьма немногочисленное, но хорошо, как говорится, распиаренное, можно сделать вывод, что у противников власти ставка сделана на дискредитацию нового правительства и срыв его усилий по продвижению в ТС. Тревожит при этом тот факт, что в рядах организации имеются откровенные русофобы, радикальные национал-патриоты и даже сторонник фашистской идеологии.
В самом парламенте также есть довольно многочисленная группа депутатов из разных партий, как коалиционных, так и оппозиционных, которые выступают против вхождения Киргизии в Таможенный союз. Например, один из них депутат Омурбек Абдырахманов не только выступает против интеграции. Его анафемы Таможенному союзу уже стали притчей во языцех. Вдобавок он не скрывает своих националистических взглядов и русофобии. В соцсетях Абдырахманов часто обвиняет Россию во всех грехах, а недавно написал на своей странице: «Дружишь с русским – носи с собой боевой топор, говорили наши отцы и деды».
Дебаты по вопросу вступления в ТС возобновятся во второй половине мая, что даст возможность определить тех, кто против сближения с Россией, Белоруссией и Казахстаном, насколько влиятельны эти силы, а также представить более четко позицию премьера и его готовность решать проблему сближения с ТС.
Каким бы «прозападным» ни был Д. Оторбаев, он понимает прекрасно, что иного пути, кроме интеграции с ТС, у Киргизии нет, поэтому он и придерживается избранного президентом внешнеполитического курса. В любом случае у премьера есть время как минимум до осени, чтобы показать как сторонникам, так и противникам, что он не зря занимает свое кресло. Вскоре, в конце июня – начале июля, депутаты уйдут на каникулы. Фактически все лето у премьера не будет оппонентов, готовых ежедневно вставлять палки в колеса.
«Все разговоры о западной ориентации Оторбаева не более чем разговоры. Премьер – реалист и прагматик, он прекрасно понимает, что нужно для экономики, ее выхода из кризиса. Но ему придется трудно: так получается, что именно при нем будут повышены тарифы на электроэнергию. Об этом спорят уже пять лет, и пять лет цены остаются неизменными, так как это не экономический, а социально-политический вопрос. И, возможно, при нем страна вступит в ТС, что также могут записать в минус оппоненты премьер-министра. Поэтому не покидает ощущение, что его специально подставляют под непопулярные решения. Но Оторбаев умен, он понимает это», – полагает политолог Мурат Суюнбаев.
Тестом на «профпригодность» для Д. Оторбаева может стать в ближайшее время разрешение газового вопроса. После официального приобретения «Газпромом» национальной монополии «Кыргызгаз» Узбекистан, поставляющий топливо на юг, перекрыл вентиль. За поставки газа теперь отвечает российский энергогигант. Сейчас трудно разобраться, кто виноват в перебоях – соседнее государство, решающее таким образом какие-то политические вопросы, или киргизские чиновники, которые вовремя не переподписали контракт на поставки. В любом случае не пришлось бы отвечать Д. Оторбаеву, хотя его прямой вины в энергокризисе нет. Но именно его могут обвинить в неумелом управлении, и это будет козырь оппозиции в игре против правительства и премьера.
Соответственно, скорейшее решение вопроса поставок узбекского газа на юг страны «Газпромом», правительством или президентом и позволит проблему газоснабжения решить, и выбьет из рук противников Д. Оторбаева и его правительства козырную карту. Это и даст дополнительную силу нынешним сторонникам премьера, и привлечет новых. Аморфное ядро во власти станет не таким уж аморфным, да и рейтинг премьер-министра может пойти вверх.
Если же говорить о подписании документов о вступлении Киргизии в ТС, теперь уже понятно, что до осени его ожидать не стоит. По этому поводу оппозиция пока молчит. Политики вынуждены считаться с реалиями. Громкие выкрики о невыгодности вступления в ТС – зачастую не более чем зарабатывание политических очков или же отработка обязательств перед торговым капиталом, которому нет выгоды от интеграции. Но в целом-то Киргизии без вхождения в ТС не выжить.
___________
Фото – http://www.gov.kg/?p=23117