
Киргизские депутаты вновь обсуждают усиление роли языка в государственном управлении. Вокруг проблемы строится политическая борьба оппозиции с нынешней властью. Пока, правда, нет ни победивших, ни проигравших…
Депутат от социал-демократической партии Чыныбай Турсунбеков на заседании Национального совета по итогам деятельности рабочей группы по разработке Национальной программы по развитию государственного языка заявил: «Мы не может отрицать актуальность проблемы государственного языка. В составе группы были ученые и представители различных отраслей. Программа была вынесена на общественное обсуждение и бурно дискутировалась. Программа отличается от концепции 1998 года и программы 2010 года».
Он также заявил, что реализация программы рассчитана на шесть лет. Депутат утверждает, что по истечении срока «широкие слои общественности будут говорить на кыргызском языке». При этом он огласил необходимую сумму на данную программу – 476,245 млн. сомов, или примерно 9,3 млн. долларов.
Комментируя деятельность рабочей группы по государственному языку спикер парламента Асылбек Жээнбеков отметил: «Мы должны создать условия, чтобы на государственном языке могли говорить все граждане страны, государственные служащие. Языковая политика должна быть нацелена на то, чтобы каждый кыргызстанец, кроме своего родного языка, знал и иностранные языки».
Несогласных с ним оказалось довольно много. Например, Шаирбек Маматокторов, генеральный директор телекомпании «ОшТВ», недавно занявший свой пост и известный как общественный деятель с ультрапатриотическими взглядами, сказал: «Ранее уже принимались две программы по развитию госязыка, также выделялись и деньги. Но они не выполнены, и как потрачены средства, отчета нет. Где гарантия, что эти 476 миллионов будут потрачены по назначению?»
Дискуссии о государственном языке начинают возникать каждый раз, когда в политической жизни страны наступает затишье или во время принятия властями важных решений, связанных с Россией. И на этот раз в ожидании обсуждения вопроса о вступлении страны в Таможенный союз – дорожной карты, депутаты опять вернулись к языковому вопросу.
Противникам власти не понравилась сумма, которая была озвучена депутатом Ч. Турсунбековым. Они напрямую связывают воспитание патриотических чувств со знанием киргизского языка, что естественно, но способы достижения результата им представляются несколько иными.
По мнению ряда политиков во власти и оппозиции, общественных деятелей, развитие киргизского языка необходимо увязать с приемом на государственную службу, что должно стимулировать его изучение. Именно поэтому предлагается не принимать в чиновники тех, кто не владеет госязыком, ввести систему сдачи экзаменов для претендентов на рабочие места в госорганах на знание языка, предусмотреть штрафы для тех, кто его не знает, а также другие санкции вплоть до увольнения.
Однако практика показывает, что нововведения в законодательстве, предлагаемые ими, оказываются направленными против представителей нетитульных национальностей в парламенте и правительстве. А в конечном счете обвинения в отсутствии патриотизма, признаком которого, в частности, рассматривается незнание госязыка, бьют по политической линии президента и премьера.
В последнее время из стана оппозиции все чаще звучат заявления об узурпации власти Алмазбеком Атамбаевым. А её недовольство бывшим премьером Жанторо Сатыбалдиевым привело к смене правительства, которое возглавил Джоомарт Оторбаев, который не принадлежит к пропрезидентской партии.
Правда, этот факт никак не обрадовал оппозицию. Новый премьер привел с собой несколько человек, которых можно назвать его командой. Не все они представляют титульную нацию и не все владеют государственным языком. В глазах недовольных оппозиционеров это самый уязвимый и самый видимый их «минус». Соответственно и удар наносится именно в эту «болевую» точку.
Вдобавок и в самом парламенте присутствует противостояние между ура-патриотами и «нетитульными» депутатами. Если в закон о государственном языке и другие смежные законы будут все же внесены упомянутые выше изменения, то уже состав следующего правительства будет мононациональным. При этом за бортом государственной службы окажутся многие чиновники-киргизы, которые не в должной мере знают родной язык. Можно предположить, что на этом «языковое» законотворчество не прекратится и следующим шагом будет внесение в закон условия об обязательном знании языка кандидатами в депутаты.
В середине апреля председатель Комиссии по государственному языку при президенте Эгемберди Эрматов высказался по поводу применения государственного языка первыми лицами государства: «Президент должен обращаться к гостям Кыргызстана на кыргызском языке. Пускай переводчики переводят. В других странах он может говорить на том языке, на котором пожелает». Упомянутый выше Ш. Маматокторов считает, что даже во время встреч с коллегами из стран СНГ глава государства должен говорить исключительно через переводчика: «Президент страны должен проявлять уважение к государственному языку, а не пытаться угодить Владимиру Путину и говорить на русском языке».
В ответ А. Атамбаев назвал такие требования показухой и отметил, что они могут «привести к ультранационализму».
Если же отвлечься от политической борьбы и посмотреть на проблему с точки зрения реальной возможности поголовного изучения государственного языка, то проблема выглядит неразрешимой. Наиболее трезвомыслящие политики и общественные деятели призывают не перегибать палку. Смысл их высказываний сводится к тому, что необходимо выстроить стройную систему изучении языка, начиная с детских садов и младших школьных классов, так как сложно представить взрослых людей за партами. При этом реалисты утверждают, что изучение госязыка должно быть добровольным и не следует стимулировать процесс, нарушая Конституцию и другие законы.
«Нельзя насильно заставлять учить кыргызский язык, – заявил на круглом столе в информагентстве «24.kg» глава попечительского Совета блокадников Ленинграда Берат Касмахунов. – Патриотизм – это когда ты от себя отрываешь и отдаешь другому. Молодежь сейчас дезориентирована в воспитании. Ей говорят, что хорошими могут быть только те, кто знает кыргызский язык. Так не должно быть».
Если говорить о сумме, которая запрашивается на программу развития государственного языка, то она не представляется огромной, если пересчитать расходы на весь срок исполнения. Но при этом до сих нет детальной проработки Национальной программы по развитию государственного языка. То есть хотя бы в общих чертах понять, насколько этот бюджет соответствует прогнозам успешного решения проблемы, довольно сложно.
В ближайшее время депутаты вернутся к обсуждению поправок в законы касательно государственного языка. По крайней мере, большинство из них намерено до начала парламентских каникул рассмотреть все предложенные поправки. В таком случае очередь до обсуждения дорожной карты вхождения Киргизии в Таможенный союз может и не дойти.
______________
Фото – http://www.news-asia.ru/view/6452