
21 мая в рамках седьмого Астанинского экономического форума состоится обсуждение Концепции евразийской безопасности, подготовленной Университетской лигой ОДКБ. По оценкам экспертов государств-членов ОДКБ, опасность «цветных революций» выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности государств-членов этой организации. Судя по политической ситуации в странах Центральноазиатского региона, первым претендентом на очередной «цветной переворот» может стать Киргизия.
«Вы нам еще за Севастополь ответите»
Молниеносный блицкриг России по воссоединению Крыма, где после захвата власти киевской хунтой должны были появиться военные базы США, вряд ли останется без ответа американских «ястребов». В частности, такое мнение высказал киргизский политолог Марс Сариев, который считает, что из-за провала на Украине Запад нацелился на создание «второго фронта»: «…фокус в раскачивании ситуации США будут делать на родовую, племенную культуры. Сейчас идет системное наступление на Центральную Азию со стороны не только США, но и Европы» (1). Но если аналитик убежден, что главной целью атаки США является Казахстан, то ряд признаков указывает на то, что первой страной, подвергшейся удару «цветного переворота», традиционно станет Киргизия, через которую, в свою очередь, будет происходить дестабилизация всей Центральной Азии, включая главного партнера РФ по будущему Евразийскому союзу – Казахстан.
Технологии проведения «цветных революций» предполагают наличие нескольких точек бифуркации, вокруг которых возможно канализировать недовольство граждан. Причем, если ранее перевороты приурочивались к моменту выборов, то после активизации насильственного компонента при проведении «арабской весны» и «евромайдана» выборы перестали быть обязательным элементом игры для запуска «цветного» сценария.
Во время последнего государственного переворота на Украине такую точку бифуркации обозначили отказ президента страны В. Януковича от подписания договора об ассоциации с ЕС и высокая вероятность переориентации внешней политики Украины на Таможенный союз.
В Киргизии же совпали несколько факторов, на которых может сыграть Запад руками подконтрольной ему оппозиции.
Во-первых, в практическую плоскость перешли планы вступления Киргизии в Таможенный союз. Министерство экономики КР передало на рассмотрение парламента утвержденную Кабинетом министров страны дорожную карту присоединения к ТС. 20 мая по этому вопросу уже прошли парламентские слушания.
Во-вторых, в июле текущего года заканчивается срок аренды американцами военной базы в аэропорту «Манас», продлевать который действующий президент Киргизии А. Атамбаев не намерен. Более того, киргизское правительство подписало меморандум с российской компанией «Роснефть» о возможной продаже ей контрольного пакета акций акционерного общества «Международный аэропорт Манас», к которому относится не только столичный воздушный порт, но и все остальные действующие и бездействующие гражданские аэропорты страны.
После краха планов США по открытию военных баз на территории Крыма потеря еще и «Манаса» в пользу России станет слишком ощутимой пощечиной для экспансионистов Вашингтона.
Дядя Сэм: «А ты принял участие в «цветной революции»?
США не сердятся, США «сосредотачиваются»
В последнее время наблюдается концентрация усилий Запада для подготовки очередного переворота в Киргизии. Прежде всего, объединилась доселе разрозненная киргизская оппозиция в лице Мелиса Мырзакматова и его партии «Улуттар Биримдиги», Омурбека Суваналиева, Камчыбека Ташиева, Азимбека Бекназарова, «Народно-демократической партии Кыргызстана» (НДПК) во главе с Артуром Медетбековым. Ее лидером стал Равшан Джеенбеков, единственный из политиков Кыргызстана, посетивший киевский «евромайдан» и высказавший ему безоговорочную поддержку. Свидетельством серьезности намерений зарубежных кураторов в формировании «ударного кулака» для свержения правительства Киргизии является то, что новый оппозиционный альянс объединил традиционно враждующих между собой прозападных либералов типа Джеенбекова и исламиста Ташиева, лишившегося депутатского мандата после обвинения в попытке насильственного захвата власти 3 октября 2012 г.
Хотя американцы от поддержки нового оппозиционного движения поспешили откреститься, озвученные оппозиционерами лозунги говорят сами за себя. Так, основным требованием оппозиции во время митинга 10 апреля стал отказ от передачи России аэропорта «Манас». «Президент Атамбаев должен прекратить продавать нашу страну! Он продал компанию «Кыргызгаз» за один доллар «Газпрому», а теперь он собирается продать России аэропорт "Манас"», – заявил сопредседатель НОД Р. Джеенбеков (2). А одной из официально задекларированных целей упомянутого НОД является сокращение присутствия «тоталитарной России» и невхождение республики в Таможенный союз (3).
Позиция руководителя НОД видна и в его публикациях. Так, на русскоязычном киргизском интернет-ресурсе Gezitter.org была опубликована его статья «Шесть причин оставить базу», в которой он обстоятельно аргументировал необходимость сохранения американского военного присутствия в республике. В то же время Р. Джеенбеков выступил резко против России, поскольку она «…под предлогом защиты интересов русскоязычного населения… вмешивалась во внутренние дела своих соседей и фактически захватывала чужие территории, нарушив тем самым международный принцип территориальной целостности и суверенитета государств» (4).
Р. Джеенбеков откровенно предупреждает, что в случае продолжения действующей властью Кыргызстана нынешнего политического курса стране грозит очередной переворот: «В 2015 году в республике состоятся парламентские, а затем и президентские выборы, и если власть к нам не прислушается, то нас ждет повторение событий 2005 и 2010 годов» (5).
Финансы не поют романсы
Активизация подконтрольной американцам оппозиции не осталась без внимания спецслужб Кыргызстана, которые предоставили руководству страны отчет о слиянии неправительственных правозащитных организаций с оппозицией и увеличении финансовых потоков для НПО из США и стран Запада в целом. Причем финансовый ручей потек в Бишкек именно после начала беспорядков на Украине.
Так, посольство Великобритании в Кыргызстане выделило 560 тыс. долл. правозащитной организации «Адилет». На счета правозащитной организации «Сорос Кыргызстана» поступило 524 тыс. долл., общественного фонда «Международная толерантность» – почти 13 936 тыс. сомов, международного центра «Интербилим» – 3 355 тыс. сомов (6). Основное внимание НПО направлено на организацию кампаний против закрытия базы «Манас» и вступления республики в Таможенный союз (7). Среди них, например, такие организации с «исконно киргизскими» названиями, как Association «Taza Shaio», Center for International Private Enterprize, Yalalabad Regional Human Rights Organization «Spravedlivost», National Democratic Institute for International Affairs, Rural Development Fund, работающие под патронатом «Американского национального фонда в поддержку демократии».
На связь с украинскими событиями указывает и появление в Киргизии украинской журналистки Зои Казанжи, которая в 2005 г. накануне «тюльпановой» революции проводила в Бишкеке семинары и тренинги с журналистами. На сей раз активистка «евромайдана» прибыла в Бишкек в качестве эксперта ОБСЕ для помощи в разработке государственной стратегии информационной политики. По «странному» совпадению кыргызстанский филиал Национального фонда демократии параллельно объявил оппозиционным СМИ о выделении грантов размером 50 тыс. долл. каждый.
О том, что новая «революция» не будет мирной, свидетельствует и тот факт, что лидеры НПО и оппозиционеры ведут разведывательную работу по изучению военных объектов в стране. По сообщению руководителя Антитеррористического центра СНГ А. Новикова, на территории Европы сейчас работает около 2 тыс. школ, где готовят курсантов, в том числе киргизских, к «ведению диверсионно-террористической деятельности, а также к проведению информационно-психологических операций» (8).
Как Киргизия? Опять Киргизия? Почему Киргизия?
В полном соответствии с русской поговоркой «Где тонко, там и рвется», Кыргызстан является наиболее удобным плацдармом для дестабилизации всего Центральноазиатского региона. На 2013 год в Киргизии официально зарегистрировано 16 тыс. НПО, большинство из которых подконтрольны Западу. Киргизия – практически единственная страна региона, где не принят закон об иностранных агентах, а государственное устройство представляет из себя парламентско-президентскую республику. По факту это означает полный контроль над страной коррумпированных родоплеменных кланов, распределивших между собой основные финансовые потоки и целые сектора экономики, включая криминальные наркоторговые промыслы.
Подобная политическая структура крайне удобна для проведения «многовекторной» политики и выдавливания России из страны. Так, один из самых богатых граждан Киргизии владелец крупнейшего в регионе оптово-розничного рынка «Дордой» Аскар Салымбеков заявил: «Если Путин и Назарбаев хотят видеть Киргизию в числе участников Таможенного союза, они должны создать для республики стабилизационный фонд в 5 миллиардов долларов и за свой счет возродить киргизскую промышленность» (9). Не правда ли, очень напоминает Украину?
Впрочем, олигархическим характером экономики и засильем иностранных агентов сходство не исчерпывается. Подобно конфликту между западом и востоком Украины, Киргизию раздирают противоречия севера и юга. Потому оппозиция страны, требующая введения парламентской формы правления, что полностью лишит государство дееспособности, не отказывается и от сценария раздела Киргизии. Причем тот же Р. Джеенбеков планов по развалу страны и не скрывает, заявив, что и в Киргизии, и на Украине сложилась сложная ситуация с разделом территорий: в первой – на Север и Юг, во второй – на Запад и Восток.
Нарушение территориальной целостности Киргизии, которое вполне устраивает США в качестве появления нового островка «управляемого хаоса», вызывает большую тревогу России, имеющей на территории Киргизии не только военную базу, но и мощные ретрансляторы, которые передают радиосигналы объединенному штабу Тихоокеанского флота во Владивостоке. Обеспокоены и власти Таджикистана, по мнению которых появление нового государства на месте Киргизии может привести к изменению границ в регионе, в частности объединению таджикского и афганского Бадахшана, а также созданию Ферганской республики на базе территорий Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (10). Это, в свою очередь, приведет к неконтролируемому росту активности экстремистских организаций и полному хаосу в Центральной Азии.
_________
Фото – http://novorus.info/news/policy/9826-interesy-kyrgyzskoy-oppozicii-i-ssha-sovpadayut.html
- http://www.russianskz.info/politics/5521-mars-sariev-raskachivaya-situaciyu-v-kazahstane-ssha-budut-delat-stavku-na-rodovye-i-plemennye-razlichiya.html
- http://www.dw.de/протесты-в-киргизии-чего-требовала-оппозиция/a-17559432
- http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=37&PubID=29921
- http://topwar.ru/45998-maydan-v-kirgizii-ne-udalsya-ssha-ne-smogli-raskachat-politicheskuyu-situaciyu-v-respublike.html
- http://kapital.kz/world/28796/v-kyrgyzstane-nazrevaet-novaya-revolyuciya.html
- http://slovo.kg/?p=31707
- http://www.kp.ru/daily/26219/3103445/
- http://russian.rt.com/article/27482#ixzz2yfTHwy1d
- https://www.ritmeurasia.org/news--2014-03-25--otstavka-pravitelstva-kirgizii-chernaja-metka-prezidentu-atambaevu-11960
- http://www.postsovet.ru/blog/russia/432198.html