
Многочисленные угрозы и предупреждения со стороны Евросоюза и США в отношении России и ее ближайших соседей сегодня уже не вызывают особых эмоций ни среди простых обывателей, ни среди политиков. Кажется, практически все привыкли к ежедневным угрозам западных партнеров и уже не воспринимают их всерьез. Особенно при том, что большинство санкций, которыми так щедро осыпают в последнее время Москву, несут в себе опасность не столько для России и ее союзников, сколько для тех, кто эти санкции вводит. При этом российская сторона в будущем и вовсе может оказаться в выигрыше, так как многие сегодняшние американо-европейские действия ведут к серьезному стимулированию внутриэкономического и внешнеполитического развития всего Евразийского региона.
Ни для кого не секрет, что с началом весны США и их западные союзники начали проводить в отношении России политику «мягких» санкций, призванных «продемонстрировать Москве всю серьезность ситуации вокруг Украины». Меры включают в себя замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в санкционные списки.
Надеются с помощью санкций «выстроить» Россию
Интересно, что в большинстве случаев американо-европейские санкции направлены, в первую очередь, на подрыв финансово-экономической системы России и лишь потом увязываются с политическим давлением по украинскому вопросу. Прекрасным доказательством этого является ситуация вокруг требований Вашингтона отключить российские компании от международных платежных систем с официально озвученной целью наказать причастных к украинскому кризису лиц. Однако, как оказалось, данная инициатива не только принесла вред ряду американских компаний, только обострив среди них конкуренцию, но и придала новый импульс развития российской финансовой системы.
В марте 2014 года две крупнейшие в мире платежные системы Visa и MasterCard перестали оказывать услуги по проведению платежных операций банка «Россия», «СМП банка» и ряда других кредитных организаций в связи с вводом санкции Запада в отношении их акционеров. По мнению США, именно они близки к В. Путину, а потому несут ответственность за события вокруг Крыма. Такая тактика Вашингтона уже неоднократно доказывала свою недееспособность, в том числе и на примере Белоруссии, которая не одно десятилетие живет в условиях подобных санкций. Однако эта тактика по-прежнему продолжает использоваться как американскими, так и европейскими политиками в расчете не столько наказать непокорные страны, сколько заработать на этом политические и финансовые бонусы. И нынешняя ситуация не стала исключением.
Сами по себе расчеты Visa и MasterCard проходят в США, и в случае введения санкций против какого-либо банка у него арестовываются все корреспондентские счета, открытые в западных банках. Это означает, что платежные системы просто не могут провести операции клиентов таких банков. В ином случае им практически из своего кармана придется оплачивать эти услуги. Поэтому Visa и MasterCard сразу остановили операции, чтобы сохранить свои деньги, а вовсе не потому, что страстно желали присоединиться к санкциям американского правительства. Как известно, ничего хорошего и, в первую очередь, для самих платежных систем из сложившейся ситуации не вышло: введенные против РФ санкции привели к снижению количества транзакций в системах и вызвали угрозу замедления роста выручки в ближайшем будущем, а акции Visa и вовсе упали на пять процентов.
В дополнение к этому власти США, которые формально стремились наказать олигархов (Юрия Ковальчука, Бориса и Аркадия Ротенбергов), поставили под удар рядовых обладателей пластиковых карточек, подорвав к себе доверие. Ничего не подозревающие российские граждане, являющиеся клиентами банков «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк» и «СМП банк», были лишены возможности пользоваться привычной им системой международных безналичных расчетов, что снизило уровень доверия к Visa и MasterCard в России.
Грозящие многомилионные потери, а также возможные судебные иски заставили международные платежные системы отменить свое решение, и платежи были возобновлены. Однако для России произошедшее стало сигнальной ракетой для начала действий. Тем более что США так и не успокоились. Сегодня Вашингтон грозит России отключением межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT (к ней подключены более десяти тысяч финансовых организаций и институтов по всему миру), через которую граждане имеют возможность получать займы online и совершать международные денежные переводы.
Правда, большинство участников финансового сектора России считают, что неблагоприятные последствия от введения данных санкций не стоит воспринимать слишком серьезно, поскольку при отключении России от системы Соединенные Штаты также потеряют немалые денежные средства. По всей видимости, понимают это и на Западе, где многие эксперты считают, что использование SWIFT в качестве оружия имеет и обратную сторону: в продолжительной перспективе это может привести к тому, что Россия и, вероятно, вместе с ней Китай создадут альтернативные системы для перемещения денег между международными банками. И это будет означать крах существующей сегодня мировой финансовой системы. Поэтому вряд ли западные толстосумы допустят развитие такого сценария, при котором они могут потерять все.
Тем не менее, несмотря на все желания и расчеты американцев и европейцев, события весны 2014 года дали начало отсчета серьезным переменам.
5 мая с.г. Владимир Путин подписал закон, предусматривающий создание национальной системы платежных карт, – теперь зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты гражданам России будут начисляться только на данный тип карт. С 1 июля 2014 г. оператор платежной системы, не являющейся национально значимой, обязан вносить на специальный счет в Центробанке РФ обеспечительный взнос. По различным оценкам, взнос может обойтись для занимающих 95% российского рынка Visa и MasterCard в 80 млрд. рублей ежегодно, а в случае, если платежные системы вновь попробуют заблокировать операции банков, депозит пойдет на компенсацию потерь. Visa уже выразила свою озабоченность в связи с новыми правилами, так как размер необходимого депозита, по подсчетам ее специалистов, в несколько раз превышает её годовой доход в России. Кроме того, согласно закону, сегодня появился механизм санкций за сбои в осуществлении платежей международными платежными системами: штраф «в размере до 10% от подлежащего внесению обеспечительного взноса» за каждый день приостановления или прекращения оказания услуг платежной системы.
Помимо всего прочего, по закону обработка информации о всех безналичных платежах теперь будет производиться только в России, а не на Западе, как это было раньше. Российские банки будут заключать друг с другом договоры об обмене сообщениями (соглашения о межхостовом взаимодействии), что обеспечит обработку внутрироссийских платежей без передачи информации за рубеж. Целью данных мер, по мнению российского руководства, является обеспечение бесперебойности осуществления переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы на всей территории Российской Федерации.
Одновременно с ужесточением требований к международным платежным системам в России вновь активно заговорили о быстром создании своего местного аналога. Владимир Путин дал месяц правительству и Центральному банку страны на то, чтобы рассмотреть и принять необходимые решения по этому вопросу. В этой связи недвусмысленно выглядят недавние заявления представителей финансовых структур Белоруссии и Казахстана. Так, 15 мая директор белорусского ЗАО «Платежная система «Белкарт» Александр Сотников на встрече с журналистами в Минске сообщил, что за последнюю неделю интерес со стороны российских банков к платежной системе «Белкарт» сильно вырос. Особенно в связи с тем обстоятельством, что международные платежные системы продолжили отключать российские банки от своих сервисов: MasterCard отключила от своих сервисов подпавший под санкции США российский «Темпбанк». По его мнению, Россия может создать национальную платежную систему за три года, и в этом ей может помочь белорусский опыт.
Пройдя за 20 лет путь от принятия решения о начале работ по созданию собственной системы до регистрации самостоятельного юридического лица, сегодня национальная платежная система «Белкарт» уже занимает 45% рынка Белоруссии, и процесс продолжается. Более того, по мнению ряда аналитиков, белорусская платежная система в будущем может быть объединена с ее аналогами в России и Казахстане и таким образом получить шанс приобрести статус международной.
Тем более что сегодня не только Москва, но и Астана всерьез озаботилась созданием собственной платежной системы. В Казахстане считают, что местная система может быть внедрена в стране уже к 2020 году, что позволит обезопасить граждан от потери денежных средств и даст дополнительный импульс развитию всей финансовой системы страны. Если же учитывать нынешнюю ситуацию, сложившуюся вокруг России, а значит, и затрагивающую всех участников Единого экономического пространства, то трем странам и вовсе было бы выгоднее всего интегрироваться в единый финансовый проект.
Однако для того, чтобы осуществить столь грандиозный проект, не нанеся серьёзного ущерба национальным финансовым структурам, необходим весьма гибкий и продуманный подход и, в первую очередь, со стороны российского руководства.
Сегодня большинство средних и малых стран создают национальную систему платежных карт с главной целью – удешевить расчеты и не отдать конкуренту прибыль. Подобные системы есть в Австрии, Бельгии, Японии, Китае. Многие страны обходятся несколькими частными национальными системами, как, например, США, Великобритания, Австралия, Канада. В России же международные платежные системы существуют уже на протяжении двух десятков лет, но до недавнего времени о собственной системе мало кто задумывался всерьез. В этой связи, по мнению ряда аналитиков, у России, в случае форсированного создания аналогов Visa и MasterCard, могут возникнуть определенные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что какую бы платежную карту в рамках национальную системы ни придумали в итоге российские власти, она еще долгие годы останется продуктом исключительно для внутреннего употребления, а для поездки за границу придется пользоваться картами Visa и MasterCard. Это означает, что развитие национальной системы будет идти крайне медленно из-за неудобства для пользователей пластиковых карточек и в конечном счете может свести все усилия к минимальному результату.
Избежать подобного развития можно как при помощи политических механизмов, когда вопросы внедрения российской системы в международную финансовую структуру будут решаться на уровне глав государств, так и с использованием иных методов. Например, при помощи введения лицензии на работу в России, которая будет выдана только местной системе. Либо расширения сотрудничества России в банковской сфере не только со странами ЕЭП, о чем уже писалось выше, но и с Китаем. Таким образом, будет гарантирована бесперебойность международных платежных услуг для российских граждан. Более того, российские и китайские банки могут создать совместные проекты платежных пластиковых карт, что сделает практически невозможным блокировку платежей. К этому, к слову, еще в апреле нынешнего года призывал Национальный совет финансовых рынков на заседании комитета Торгово-промышленной палаты по финансовым рынкам и кредитным организациям. В настоящее время ряд российских банков уже сотрудничают с китайской платежной системой UnionPay, которая существует с 2002 года и работает более чем в 140 странах мира, включая Россию (в обращении находится более 3,4 млрд. карт или почти 30% мирового рынка). В случае же объединения создаваемой национальной системы с китайской Россия получит серьезный шанс потеснить с международного рынка электронных платежей США и Японию. При этом нельзя забывать и о выгодах российских партнеров по ЕЭП, и в частности Белоруссии, которая в перспективе может получить возможность расширения использования и своей платежной системы за пределами республики.
Конечно, создание собственной системы платежей на сегодняшний день является процедурой весьма сложной и требующей серьезных финансовых вложений. Даже такие, казалось бы, мелкие проблемы, как, например, вопросы модернизации или замены банкоматов, требуют глубоко экономического анализа. Однако, несмотря на возможные трудности, с которыми России придется столкнуться на пути создания собственной платежной системы, можно с полной уверенностью говорить о том, что весна 2014 года стала отправной точкой для кардинальных изменений в финансовой структуре страны уже в самом ближайшем будущем.
_______
Фото – http://oane.ws/news/2014/05/03/sanctions