
Правительство Киргизии 12 мая одобрило проект Дорожной карты по присоединению к Таможенному союзу. Предыдущий вариант карты, представленный накануне нового года Евразийской экономической комиссией, был отвергнут как не соответствующий национальным интересам. Теперь ситуация с планами Бишкека по участию в евразийской интеграции наконец прояснилась.
Новый проект Дорожной карты был разработан ЕЭК и одобрен межведомственной комиссией при правительстве по итогам переговоров о вступлении в ТС. То есть документ, прежде чем быть представленным общественности, прошел необходимые бюрократические согласования. Позиция руководства Киргизии на этот раз выглядела однозначной. 20 мая президент Киргизии А. Атамбаев призвал как можно быстрее вступить в Таможенный союз, назвав такое решение чисто экономическим шагом, не имеющим никакой политической подоплеки. В тот же день по итогам парламентских слушаний была принята резолюция, рекомендовавшая киргизским властями вступить в ТС, но руководствоваться при этом национальными интересами.
Проект Дорожной карты предусматривает комплекс мер по адаптации Киргизии к нормам Таможенного союза и присоединение к целому ряду действующих в его рамках соглашений. В общей сложности республике предстоит внести изменения более чем в 90 различных нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую, торговую, таможенную политику, работу пограничных пунктов пропуска и другие сферы.
Одной из первых к требованиям ТС должна быть адаптирована система таможенного регулирования. С этой целью предусматривается присоединение к Таможенному кодексу ТС и другим союзным договорам, адаптация к требованиям ТС информационных технологий, программного обеспечения и переоборудование пограничных пунктов пропуска. После того как присоединение к ТС совершится, таможенный контроль на киргизско-казахстанской государственной границе будет отменен.
В сфере технического регулирования планируется присоединение к базовым договорам ТС – соглашениям о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на территории ТС от 11 декабря 2009 года, и о взаимном признании аккредитации органов по сертификации от 11 декабря 2009 года. Кроме того, Кыргызстану необходимо подписать три соглашения в сфере санитарного контроля – по санитарным мерам, ветеринарно-санитарным мерам и о карантине растений, заключенные союзными государствами 11 декабря 2009 г.
В области транспорта и пограничного контроля республика присоединится к соглашению о транспортном контроле на внешней границе ТС от 22 июня 2011 г., а также договорам о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств через границу союза от 5 июля 2010 года, а также о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма при пересечении границы от 19 декабря 2011 года.
В области торговой политики Киргизия планирует проанализировать свои обязательства по соглашениям с третьими государствами, не являющимися членами ТС, адаптировав их к требованиям союза. К нормам ТС будет приведено и налоговое законодательство республики в части взимания косвенных налогов.
Ключевой вопрос – присоединение к единой системе взимания таможенных сборов и их распределения между странами ТС. В этой системе определяется доля, которую республика будет получать от общего объема собранных участниками союза таможенных пошлин. Для этого необходимо присоединиться к соглашению о порядке зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин от 20 мая 2010 года. Киргизия планирует создать с этой целью специальную рабочую группу. Норматив распределения пошлин будет согласован на заседании Коллегии и Совета Евразийской экономической комиссии и утвержден Высшим Евразийским экономическим советом.
Главной проблемой для Киргизии является ее высокая экономическая зависимость от Китая. После того как в 1998 г. она первой из бывших союзных республик стала членом ВТО, торговля с КНР многократно увеличилась. Но в результате существовать без китайского импорта Киргизия сегодня не может. Основные сегменты экономики, напрямую зависящие от КНР, – вещевые рынки, занимающиеся перепродажей китайских товаров, а также швейная промышленность. По оценке Всемирного банка доля расположенного под Бишкеком крупнейшего вещевого рынка Центральной Азии «Дордой» в ВВП Киргизии составляет 33%, а всего в торговле и в связанных с ней секторах занято до 800 тыс. человек, или ¼ всего трудоспособного населения. В критической зависимости от КНР находится и швейная промышленность, работающая на китайских тканях и фурнитуре. В этой отрасли действуют около 5 тыс. швейных цехов, и только Бишкеке занято свыше 300 тыс. человек.
Однако все эти товары в основном экспортируются в Россию и другие страны ТС, так как платежеспособность киргизского населения невелика и внутренний рынок республики очень узок. В итоге присоединиться к Таможенному союзу сегодня призывают те же торговцы «Дордоя», которые ранее выступали против. 19 мая директор торгово-рыночного комплекса «Дордой» Аскар Салымбеков, выступая на круглом столе, заявил, что работающие на рынке предприниматели поддерживают вступление Киргизии в Таможенный союз. По его словам, ранее все торговцы были обеспокоены решением правительства присоединиться к ТС. «Но реальная жизнь показывает, что страны ТС закрыли границы, – цитирует его «Вечерний Бишкек». – Только 20-25% реэкспорта идет на внутреннее потребление. И наши предприниматели поняли, что вступать необходимо. Я выражаю единодушие с решением работников рынка».
Для сглаживания негативных последствий от вступления в ТС Киргизия договорилась об определенных преференциях. «В ходе работы над проектом Дорожной карты с рабочей группой ЕЭК достигнуто понимание в отношении… переходного периода по некоторым из соглашений ТС, которые Киргизстан сразу не сможет ввести в действие, – заявил 12 мая министр экономики республики Темир Сариев. – Есть договоренность, что будет определен перечень товаров, в отношении которых Киргизстан будет применять иные ставки таможенных пошлин, отличные от ТС». Ранее Киргизия настаивала на преференциях для крупных рынков, создании специального фонда поддержки предпринимателей и получении финансовой помощи в размере около 200 миллионов долларов на оснащение пропускных таможенных и пограничных пунктов на границе с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном.
По словам председателя Ассоциации предприятий легкой промышленности Киргизии Фархада Тологонова, республика готова вступить в ТС при выполнении основных требований, включая снижение таможенных ставок на ввоз сырья, запрет на ввоз из Китая контрафактной продукции под киргизской маркировкой и налоговых льгот после присоединения к союзу. При этом отказаться от участия в ТС Кыргызстан не может, поскольку 90% всей производимой им продукции легкой промышленности поставляются на традиционные рынки сбыта – в Россию и Казахстан. «Кыргызстану необходимо тесное сотрудничество со странами ТС, – отметила депутат парламента Алла Измалкова. – Жить в изоляции от стран Таможенного союза невозможно».
Есть и другие аргументы для вступления в ТС. В случае отказа от интеграции в Кыргызстане, считает, например, глава Ассоциации нефтетрейдеров Медетбек Керимкулов, подорожают горюче-смазочные материалы, поскольку Россия может отказаться от их беспошлинной поставки. Ухудшится положение киргизских трудовых мигрантов, так как миграционное законодательство стран ТС со временем будет ужесточаться. Так что объективная экономическая реальность настойчиво подталкивает Киргизию к евразийской интеграции.
* * *
В опубликованном в минувшую пятницу интервью «Российской газете» премьер-министр республики Джоомарт Оторбаев сообщил, что парламент Киргизии должен в ближайшие дни ратифицировать Дорожную карту по вступлению страны в Таможенный союз. «Сегодня документ готов, он утвержден в правительстве и отправлен на согласование в парламент страны. Надеюсь, что Дорожная карта будет ратифицирована буквально на днях. Получается так, что, медленно запрягая, ехать мы стараемся быстро. Выбор сделан», – заявил он.