
В столице Казахстана прошел VII Астанинский экономический форум (АЭФ), который собрал около 10 тыс. участников из 150 стран мира. В их числе представители руководства правительств, министерств, центральных банков, международных структур, ТНК, бизнес-сообщества, эксперты. Следует отметить, что АЭФ представляет собой диалоговую площадку, которая действует с 2008 года и призвана рассматривать актуальные вопросы социально-экономического развития на глобальном уровне. Форум также способствует развитию конструктивного взаимодействия деловых, научных и государственных кругов.
Несмотря на свою повестку, традиционно охватывающую большой перечень вопросов, в этот раз АЭФ прошел под знаком евразийской интеграции, что было вполне объяснимым, учитывая приближение дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Показательным, в частности, стало проведение в рамках форума таких панельных сессий и мероприятий, как:
· Деловой конгресс бизнес-диалога ЕЭП «На пути к Евразийскому экономическому союзу»;
· Общественное восприятие евразийской интеграции;
· Евразийская экономическая интеграция, модернизация и инновационное развитие;
· Актуальные проблемы обеспечения евразийской безопасности;
· Евразийской экономической интеграции – 20 лет. Итоги и перспективы;
· Экономическая лаборатория МГУ: перспективы координации экономической политики в Евразийском союзе.
Ключевым моментом стало выступление президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии пленарного заседания форума. Прежде всего, он отметил современные вызовы, с которыми сталкивается человечество. Это, во-первых, общее снижение конкурентоспособности стран с развивающейся экономикой. Во-вторых, неуклонный рост неравенства доходов, увеличение разрыва в качестве жизни между богатыми и бедными и, как следствие, усиление социальной напряженности. И, в-третьих, нарастание числа экономических, социальных и политических конфликтов, перерастающих в настоящие военные операции и влекущих за собой введение реальных экономических санкций.
Основной месседж, прослеживаемый в выступлении Н. Назарбаева, касается необходимости взаимодействия всех заинтересованных участников международных отношений на основе доверия, открытости, толерантности и диалога в интересах как противодействия отмеченным вызовам, так и формирования новой глобальной повестки развития мира. Поэтому казахстанский лидер выступил за создание новой, более эффективной и справедливой архитектуры глобальной экономической интеграции. Характерной чертой данной конструкции должно стать плодотворное и конструктивное сотрудничество всех действующих и создаваемых интеграционных объединений и экономических союзов, исключающее какое-либо их противопоставление друг другу.
Не случайно в этой связи президент РК обратил внимание на практическое завершение работы по формированию Евразийского экономического союза и предстоящее подписание 29 мая в Астане соответствующего договора. Можно предположить, что, с одной стороны, он рассматривает будущий союз как оптимальный образец регионального масштаба для возможного выстраивания предложенной архитектуры глобальной экономической интеграции. В этом отношении главу государства фактически поддержал первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Оценивая в своем выступлении экономический потенциал евразийской интеграции как очень высокий, он подчеркнул, что ЕАЭС может принести определенные выгоды не только его участникам, но и другим странам евразийского континента.
С другой стороны, Н. Назарбаев явно заинтересован в том, чтобы вновь создаваемый союз стал признанным и равноправным участником международных экономических отношений, а не подвергся рискам международной изоляции в свете противостояния между Западом и Россией на фоне событий на Украине. Кстати, в связи с этим от лица своей страны он выразил озабоченность применением в мире санкционной политики, которая в глобальном масштабе отвергает принципы свободной торговли и рынка, ограничивает экономический рост, а также создает барьеры для формирования «справедливой глобальной энергетической системы». Тем самым казахстанский президент фактически поддержал Россию, подвергнутую определенным политико-экономическим санкциям со стороны США и Евросоюза, при этом дипломатично не называя ее.
Президент РК также выступил с уже неоднократно озвученным им ранее на разных международных площадках и в массмедиа предложением относительно создания качественно новой глобальной финансовой системы. Её основной целью должно стать освобождение практически всех стран мира от зависимости от американского доллара и от необходимости им работать на экономику США в связи с осуществлением соответствующих транзакций через эту страну.
Практически в развитие этой же идеи выступил участвовавший в работе форума советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев. Он, в частности, заявил о необходимости создания в рамках будущего ЕАЭС единой платежной системы, а также перехода стран-участниц на расчеты во взаимной торговле посредством национальных валют.
Учитывая планы создания к 2025 году наднационального органа по регулированию финансового рынка, который, кстати, будет базироваться в Алматы, следует ожидать, что определенные меры в предложенном С. Глазьевым направлении в перспективе будут разработаны и приняты. Так, например, председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов сообщил о планах стран-участниц ЕАЭС гармонизировать к указанному сроку свое финансовое законодательство. В свою очередь, осуществление данных шагов позволит банкам и страховым компаниям государств ЕАЭС работать на рынках друг друга в более благоприятном режиме. В любом случае все это вопросы перспективного характера и конкретную оценку можно будет давать по мере их решения.
По экономическим аспектам развития евразийской интеграции в ходе АЭФ также выступили некоторые члены правительства Казахстана и коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) из числа граждан республики. В частности, вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков обратил внимание присутствующих на то, что одним из основных преимуществ создания еще Таможенного союза выступает крупный рынок с объемом в 170 млн. человек и капиталом примерно в 2 трлн. долларов США. Из конкретных же выгод непосредственно для Казахстана он отметил увеличение объемов поставок в Россию и Беларусь отечественной продукции: грузовиков – в 17 раз, цемента – в 16 раз, трансформаторов – в 11 раз, кондитерских изделий и шоколада – в 3 раза и т.д.
Таким образом, в структуре взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства имеет место не только рост импорта Казахстаном определенных видов российских и белорусских товаров, но и наоборот. Другое дело, что импорт по своим показателям все же перевешивает соответствующий экспорт. Кроме того, вице-министром был отмечен рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана с 1,8 до 3,4 млрд. долларов в 2009-2012 гг. Судя по всему, речь в данном случае идет об инвестициях предпринимателей не только Беларуси и России, но и других стран. В свою очередь, это обстоятельство демонстрирует сохранение Казахстаном инвестиционной привлекательности для зарубежного бизнеса, несмотря на свое участие в евразийской интеграции.
Министр по энергетике и инфраструктуре - член коллегии ЕЭК Даниал Ахметов отметил, что страны-участницы ТС-ЕЭП способны в течение ближайших двух лет создать общий энергетический рынок. А ожидаемое создание объединенной транспортно-логистической компании позволит, по его оценкам, увеличить в 10 раз долю транзитных перевозок железнодорожным транспортом из Китая в страны Европейского союза через территорию ТС-ЕЭП.
Другой член коллегии ЕЭК, министр по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов, сообщил, что комиссией совместно с правительствами стран-участниц проводится работа по формированию единого рынка услуг, который предполагает взаимное признание лицензий, разрешений на осуществление предпринимательской деятельности, возможность осуществления этой деятельности без дополнительного учреждения в качестве юридического лица, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования без изъятий. Причем по ряду направлений единый рынок услуг начнет работать с 1 января 2015 года, то есть уже в рамках ЕАЭС.
Примечательно, что позитивные ожидания от дальнейшего развития евразийской интеграции в ходе АЭФ проявили также отдельные представители иностранных деловых кругов и международных структур. Так, например, старший экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Агрис Прейманис заявил о том, что создание Евразийского экономического союза позволит повысить конкурентоспособность бизнеса и улучшить доступ к финансированию проектов в участвующих в нем странах. Объем казахстанского банковского сектора, по его оценкам, в рамках будущего союза вырастет с 0,2 до 2,2 трлн. долларов.
Не менее важным вопросом, обсуждаемым на форуме, стало общественное восприятие интеграционных процессов. В частности, были представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2013 году Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития и Исследовательским институтом «Общественное мнение» среди граждан 12 постсоветских республик. Интересно, что участие своей страны в Таможенном союзе наиболее всего поддерживают респонденты из Казахстана, нежели Беларуси и России: 73% против 67 и 65% соответственно. Правда, по сравнению с 2012 годом социологи отметили снижение уровня рассматриваемой поддержки у казахстанцев на 7%. Скорее всего, на это повлияли определенные критические моменты, имевшие место в работе ТС и ЕЭП в прошлом году, включая ограничения для деятельности казахстанских предпринимателей в России.
В целом результаты VII Астанинского экономического форума продемонстрировали следующее. Во-первых, у определенных иностранных деловых кругов и международных структур, несмотря на напряженность в отношениях Запада и России, имеется интерес развивать взаимовыгодные отношения с будущим ЕАЭС и участвующими в нем странами. Особенно это касается Казахстана, который, благодаря своей многовекторной внешней политике, сохраняет хорошие взаимоотношения со всеми действующими и потенциальными партнерами. К тому же страна рассчитывает уже в этом году завершить переговорный процесс и стать членом Всемирной торговой организации. Все это дает основания Казахстану не опасаться какого-либо распространения на него санкций, которые США и ЕС ввели и могут дополнительно ввести в отношении союзной ему России.
Во-вторых, у представителей казахстанских властей имеется четкая аргументация в ответ на участившиеся за последнее время выступления скептиков и политических оппонентов. Во избежание же каких-либо серьезных проявлений протеста они дают понять, что негативные оценки и заявления в адрес будущего союза зачастую преувеличены. Так, премьер-министр РК Карим Масимов заявил, что, став частью ЕАЭС, Казахстан одновременно сохранит свою политическую независимость. А его первый заместитель Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что никто никого в новый союз не «заталкивает».
Очевидно, что основную ставку Астана в данном случае делает на все ту же внешнеполитическую многовекторность в целом и на ее китайское направление в частности. Иначе говоря, казахстанский официоз, похоже, не испытывает опасений относительно утраты Казахстаном своего суверенитета в пользу России. А это лишний раз показывает, что казахстанское руководство твердо идет курсом к созданию ЕАЭС.