
В настоящее время ветеранов Великой Отечественной осталось в Прибалтике совсем немного – примерно 12 тысяч человек (из них 5 тысяч – в Латвии). Время на глазах уносит последних участников борьбы с Гитлером и его полчищами. Как живется этим людям сейчас, как протекают их закатные годы?
Из освободителей в «оккупанты»
За точными цифрами уследить чрезвычайно трудно. Свидетельствует 93-летний глава Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции Иван Николаевич Терехов: «На территории Латгалии нас осталось 500 человек. При этом только в течение последних двенадцати месяцев умерли тридцать два ветерана. Надо признать откровенно – последние из нас уходят из жизни…»
И.Н. Терехов
У каждого из участников войны, живущих в этом регионе, свои корни, своя история. Некоторые из них являются местными уроженцами, другие осели здесь уже после окончания боевых действий. С 1991 года местные ветераны оказались в тяжелых условиях. Во-первых, из «освободителей» они враз превратились в «оккупантов», во-вторых – над многими из них нависла нешуточная угроза репрессий. Наиболее известным делом такого рода стал судебный процесс бывшего советского партизана Василия Макаровича Кононова. 27 мая 1944 года группа бойцов под его началом осуществила смертный приговор над несколькими жителями деревушки Малые Баты, ранее выдавшими партизанскую разведгруппу на смерть немцам. За это в январе 2000-го года Рижский окружной суд признал Кононова виновным в геноциде и преступлениях против человечности и назначил ему наказание в виде шести лет лишения свободы. Сам он, естественно, не согласился с подобным приговором и подал апелляцию – разбирательства в итоге дошли до Европейского суда по правам человека (сначала признавшего невиновность Кононова, а потом, в результате протеста латвийской стороны, пересмотревшего свое решение) и продолжались до самой смерти Василия Макаровича в начале 2011 года. Умер Кононов, так и не добившись оправдания.
Иван Терехов (крайний слева) и Василий Кононов (в центре) (фото 1970-х гг.)
Данная история стала лишь «верхушкой айсберга» – подобная же судьба постигла и ряд других бывших ветеранов советских войск и органов госбезопасности. В отношении нескольких сотен из них была проведена доследственная проверка, и в ряде случаев люди отправились на скамью подсудимых. Стоит вкратце перечислить лишь наиболее известные случаи такого рода. Так, бывший руководитель госбезопасности советской Латвии (в период с 1944 г. по 1953 г.) генерал Альфонс Новик в 1995 году был признан виновным в организации массовых депортаций и приговорен к пожизненному заключению. В марте 1996 года в возрасте 88 лет он скончался в рижской тюремной больнице, так и не признав себя виновным. Умерли, находясь под следствием или в заключении, Соломон Мурин, Михаил Неверовский (бывший оперативный уполномоченный Пярнумааского отдела МГБ ЭССР), Василий Кирсанов (бывший майор КГБ СССР), Владимир Логинов (бывший оперативный уполномоченный Ярвамааского отдела МГБ ЭССР), Николай Тэсс (гражданин России) и многие другие. Все они обвинялись либо в организации депортаций, либо в борьбе с «лесными братьями» (представителями подпольных объединений, совершавших вооруженные налеты на жителей, которые встали на сторону советской власти).
В Эстонии в мае 2008 года начался суд над единственным в государстве Героем Советского Союза 88-летним Арнольдом Мери. Его обвиняли в причастности к депортации 250 эстонцев в 1949 году. Он мог получить пожизненное заключение, но из-за проблем со здоровьем у ветерана судебный процесс был приостановлен. Арнольд Мери умер 27 марта 2009 года, до последнего дня настаивая на своей невиновности.
Происшествия подобного рода тянутся вплоть до сегодняшнего дня. Один из последних случаев: в марте сотрудники Полиции безопасности Эстонии (КаПо) заявились к проживающему в городе Выру 88-летнему подполковнику советской милиции Павлу Илларионовичу Бойцову. Ему инкриминируется причастность к операциям по выявлению и уничтожению отрядов «лесных братьев». Агенты спецслужбы изъяли архив ветерана, фотодокументы, записи, а самого его препроводили в местное отделение КаПо. После допроса он был отпущен под подписку о невыезде. По возвращении домой у старика случился сердечный приступ.
«Как живется ветеранам Великой Отечественной в современной Прибалтике? Год от году нас остается все меньше – увы, годы не повернуть вспять... Тем из нас, кто является гражданами России, с материальной точки зрения жаловаться на свою жизнь грех – государство о нас всячески заботится и помогает. А вот в моральном плане довольно неуютно. Местные «нацики» смотрят косо, не уступают место в трамваях. С одной стороны, ветеранов Великой Отечественной арестовывают и бросают в тюрьмы, с другой – в Риге ежегодно проходят марши недобитых эсэсовцев и их молодых последователей», – подводит итог И.Н. Терехов.
«Деньги мизерные – но мы, разумеется, рады и им»
При этом власти практикуют разное отношение к бывшим воинам Советской армии «коренной» и всех других национальностей. Так, два года назад президент Латвии Андрис Берзиньш призвал к «примирению» ветеранов Второй мировой, сражавшихся по разные линии фронта, при этом он обратился лишь к организациям, объединяющим участников войны – латышей. Позже глава государства провел с ними встречу, в ходе которой сказал: «Мы не сможем говорить о сильном и сплоченном латвийском государстве, если позволим политически циничным образом использовать факты и ветеранов величайшей трагедии – Второй мировой войны. Делить людей на фронты – глупость сегодняшнего дня. Так мы не построим надежного будущего для своих детей и внуков».
Год спустя бывший боец 130-го Латышского стрелкового корпуса Альберт Паже во всеуслышание заявил, что на деле президентская поддержка обернулась пустыми словами: «Многие ветераны живут в условиях, недостойных человека. Когда мы обращались к правительству и Министерству обороны, в ответ получали лишь слова: «Мы глубоко ценим ваш вклад в разгром фашизма». Год назад состоялась встреча участников войны с президентом Берзиньшем. На ней президенту заявили, что примирение в обществе возможно только когда изменится отношение к ветеранам. Андрис Берзиньш на словах признал, что общество относится к советским ветеранам несправедливо, и начал работу над законопроектом о статусе участников Второй мировой войны. Но прошел год, а закона все нет».
Тут стоит отметить, что с материальной точки зрения в наиболее трудной ситуации оказались именно те из местных ветеранов, которые не имеют российского гражданства. Проживающий в Даугавпилсе Вильгельм Владимирович Бернат рассказывал автору этих строк: «Гражданство Латвийской Республики я получил автоматически, поскольку и сам здесь родился, и мои корни отсюда. Однако, поскольку я не являюсь гражданином России, никаких доплат от нее на старости лет я за свое ветеранство не получаю. Кстати, сразу после войны ветеранам полагалась ежемесячная приплата в размере десяти рублей. По тем временам это были достаточно солидные деньги. Данную практику отменили после смерти Сталина. Потом, когда я уже стал пенсионером, но еще продолжались советские времена, то получал как участник войны десятипроцентную надбавку. После того как СССР рухнул, эти доплаты, естественно, прекратились. Не подумайте, что я жалуюсь: пенсия – неполных 300 евро – позволяет, хоть и с трудом, сводить концы с концами. Однако по-человечески очень обидно и неприятно, что Латвия никак не поддерживает своих граждан, воевавших против нацизма. Я дважды писал на эту тему нашим президентам – сначала Валдису Затлерсу, потом Андрису Берзиньшу. Тщетно!»
В.В. Бернат
То же самое говорил и Марсалий Олимпиевич Иванов: «Будучи потомственным жителем Латгалии – я из местных староверов – я сразу же получил гражданство Латвийской Республики в начале 90-х. Увы, жить на скудную пенсию нелегко, ведь современная Латвия никак не поддерживает советских ветеранов войны. Платят «чернобыльцам», «афганцам», экс-легионерам СС, а нам – нет. В Сейме уже полтора года находится законопроект о доплатах ветеранам Второй мировой войны – и ни с места! Более того, МИД Латвии публично осудил указ президента России Владимира Путина, предусматривающий выплату пособий живущим в государствах Прибалтики ветеранам войны. Обидно это, конечно...»
М.О. Иванов
Действительно, когда Россия обнародовала президентский указ о материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны в Прибалтике, это вызвало бурю возмущения у местных властей. В частности, министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил, что данный указ следует расценивать как «ловкий дипломатический ход, и этим шагом президент России показывает привлекательность своей политики для граждан соседних стран». По мнению Пабрикса, это связано с намерением России создать Евразийский союз, объединяющий бывшие республики СССР. «Вместе с тем данный шаг вызывает опасения по поводу еще большего раскола общества в Латвии», – сказал Пабрикс, отметив, что, по сути, это не столько финансовый, сколько политический и символический ход.
В начале мая указ, предусматривающий помощь ветеранам, вступил в силу. В соответствии с ним представители разных категорий участников и инвалидов Великой Отечественной станут получать от России ежемесячно от 500 до 1000 рублей. Конечно, это очень небольшие суммы... «Деньги, конечно, мизерные – но мы, разумеется, рады и им. Хотя, на мой взгляд, ветераны, победители гитлеризма заслужили большего», – сдержанно заявил Вильгельм Бернат.
Увы, нашлись в Прибалтике люди, истолковавшие указ о помощи ветеранам по-своему. Так, депутат Сейма Литвы Мантас Адоменас воспринял эту новость с энтузиазмом. Политик обратил внимание на одну из категорий ветеранов, которым положена денежная доплата, а именно (процитируем указ): на «военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.».
«Сегодня Путин подписал указ о том, чтобы платить гражданам Литвы, Латвии и Эстонии, которые участвовали в ликвидации партизан. Думаю, мы должны выявить этих граждан – возможно, по следам путинских пенсионных рублей удастся их идентифицировать и судить», – призвал Адоменас. Такова извращенная логика литовского депутата, да и не одного его. Так что не исключено, что для кого-то из ветеранов получение российской помощи обернется серьезнейшими неприятностями.
____________
Фото – автор