Как обеспечить равную конкурентную среду для всех стран ЕАЭС? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.06.2023 |

Как обеспечить равную конкурентную среду для всех стран ЕАЭС?

Для 170 миллионов жителей Беларуси, Казахстана и Российской Федерации с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз станет реальностью. Новое интеграционное объединение выведет на новый уровень также взаимоотношения регионов Казахстана и России, которые и до подписания договора о создании ЕАЭС были весьма комплиментарными. Об этом шла речь на круглом столе «Регионализация политических процессов: опыт Европы и реалии Казахстана и России в свете евразийской интеграции», прошедшем в Алматы. В его работе помимо казахстанских политологов и экономистов приняли участие представители кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета.

В обсуждаемой повестке организаторы отметили, что интеграционные процессы в современном мире не исключают разнообразия практик взаимодействия на уровне регионов, а в какой-то степени могут и стимулировать его. Об этом свидетельствует, в частности, опыт стран Европейского союза.

Для постсоветского пространства данная тема также становится все более актуальной. Современные реалии глобализации вынуждают государства консолидироваться, объединять усилия для достижения успеха. Но именно региональное сотрудничество менее всего зависит от конъюнктуры. Вклад приграничной и региональной торговли, культурного и научного обмена и т.д. во взаимоотношения между странами является залогом добрососедских отношений и благосостояния населения. К примеру, если проанализировать внешнеэкономическую деятельность российских областей, расположенных на границе с Казахстаном, и примыкающих к ним регионов, то можно констатировать, что Казахстан является одним из важнейших торговых партнеров для многих субъектов РФ. На межрегиональные связи приходится около 70% российско-казахстанской торговли. Удивляться тут нечему: половина казахстанских областей – 7 из 14 – имеют общую границу с Россией.

Кстати, в преддверии подписания договора о создании ЕАЭС в ряде регионов Казахстана прошла серия мероприятий по поводу интеграционных взаимоотношений. В частности, в устькаменогорском технопарке «Алтай» был организован телемост между городами-побратимами Усть-Каменогорском, Барнаулом и Могилевом, где говорилось о новых возможностях взаимодействия в рамках ЕАЭС. А в свете актуализации интеграционных инициатив проблематика регионалистики в Казахстане будет на несколько другом уровне. Пока же регионалистика в стране – недостаточно изученная дисциплина. В отличие от России, имеющей федеративное устройство, Казахстан – страна унитарная, здесь акцент в большей степени делается на экономической географии, на приграничном сотрудничестве между регионами РК и РФ.

Регионалистика – это относительно новое направление экспертных исследований на постсоветском пространстве. Оно возникло в результате дифференциации общественных и экономических наук, вследствие понимания необходимости более акцентированного изучения такого феномена, как регион. Как правило, многообразие связей в регионах подобно общегосударственному, но в силу локализованности носит более видимый характер.

Возьмем, к примеру, Астраханскую область, с которой у Казахстана сегодня выстроены прекрасные связи. Область в 1990-е годы в большей степени была нацелена на внешнюю экономическую деятельность со странами Южного Кавказа или с Ираном. Но после того как был построен трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума, 200 км которого проходит по территории Астраханской области, и регион стал получать миллионы долларов за транзит, торгово-экономические отношения вышли на новый уровень.

А что в этом смысле сулит образование ЕАЭС? Заведующий отделом по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра Уральского отделения РАН доктор политических наук Олег Подвинцев отметил в своем выступлении, что ЕАЭС носит исключительно экономический характер (а это неоднократно подчеркивалось в Казахстане), и речь не идет о политической интеграции. «О политической интеграции вообще говорить очень сложно – о самой возможности и ее перспективе. В том числе потому, что степень единства политического пространства России значительно меньше, чем в Казахстане», – сказал он, подчеркнув, что именно поэтому регионалистика в России более развита, чем во многих других странах.

В рамках прошедшего обсуждения эксперты искали ответ на вопрос, что даст изучение регионалистики в свете евразийской интеграции. Среди целей Казахстана в рамках ЕАЭС – не только улучшение экономического самочувствия граждан, но также рост экспорта, производства, торговые взаимоотношения с Российской Федерацией. Но могут возникнуть определенные сложности, поэтому надо работать не только с Москвой, но и с каждым регионом по отдельности.

Однако ситуация в Российской Федерации изменилась. По словам О. Подвинцева, на рубеже 1990-х – 2000-х годов в ее истории был такой период, когда губернаторы были близки к тому, чтобы превратиться в важную политическую силу. Но на этом фоне политику централизации поддержали самые разные политические силы. «И, безусловно, достигнуты важные изменения с точки зрения политической централизации, с точки зрения формирования единой общероссийской идеологии, укрепления единства страны», – заметил оратор.

Что касается взаимоотношений регионов наших двух стран, то здесь имеются разные формы взаимодействия. Пока это, как правило, визиты делегаций различных регионов друг к другу, либо визиты бизнес-миссий предприятий-экспортеров. Но благодаря политической воле лидеров государств Единого экономического пространства и Таможенного союза, взаимоотношения между регионами выходят на новый уровень. Между регионами РФ и РК уже подписано свыше 240 различных соглашений в области торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного сотрудничества. Практически все российские регионы имеют торгово-экономические отношения с Республикой Казахстан.

По мнению профессора Международной академии бизнеса доктора экономических наук Айгуль Тулембаевой, существуют объективные причины регионализации как процесса. «Мы видим на примере ЕС: чем глубже интеграция в союз, тем сильнее тенденции регионализации. Это естественное противостояние центробежных и центростремительных сил, – заметила она. – В контексте глобализации регионализация, как мировой процесс, очень отчетливо видна. Конечно, здесь можно говорить и о естественной потребности людей в многослойной территориальной идентичности». Что же касается контекста интеграции, А. Тулембаева сказала, что взаимоотношения приграничных с Россией регионов будет основываться на экономических интересах, которые их связывают, «учитывая похожий климат, производство примерно одних и тех же продуктов питания, схожие сельское хозяйство, логистику, транспорт и, что очень важно, малый и средний бизнес (МСБ)».

А. Тулембаева рассказала о том, что недавно проводила исследование, как идет развитие МСБ в контексте таможенной интеграции в трех странах. По ее данным, в России МСБ развит в основном в центральных районах страны, а в приграничных областях с Казахстаном представлен более слабо. «Я думаю, что те экономические интересы, которые и привели к более глубокой интеграции между Казахстаном и Россией, потому что граница с РФ для нас самая большая и сотрудничество с приграничными регионами является определяющим, приведут к появлению региональных экономических интересов», – сказала она. По ее мнению, скорее всего, будет иметь место локальная интеграция на базе экономического взаимодействия предприятий МСБ, которые будут своеобразным фоном для крупных промышленных субъектов и объектов. И это необходимо для обеспечения ровной конкурентной среды для всех стран-участников нового интеграционного объединения.

А. Тулембаева отметила необходимость проведения маркетинга регионов. «Если мы говорим об экономических интересах приграничных регионов, то нужен международный маркетинг, поднятие их статуса как потенциально экономически важных субъектов, привлекательных для инвесторов, – подчеркнула она. – Регионов, которые в будущем дадут мультипликативный эффект и для экономик всех государств ЕАЭС».

Как видим, образование ЕАЭС стимулирует научный и экспертный поиск, в рамках которого региональная проблематика становится все более заметной.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2331
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика