
В начале 1990-х годов на заре обретения независимости в Эстонии были подчистую уничтожены памятники советским вождям, все улицы переименованы на новый эстонский лад. Молодое государство избавлялось от любого напоминания о своём советском прошлом. Параллельно стала уничтожаться историческая правда о Великой Отечественной войне и роли Эстонии в ней. Отныне героями и «борцами за независимость» стали бывшие солдаты вермахта и СС, а советские воины, освобождавшие Эстонию, превратились в оккупантов и врагов.
Бронзовый солдат
Именно под этим предлогом в 2007 году в центре Таллина был произведен демонтаж памятника воинам-освободителям «Бронзовый солдат». По мнению властей, он символизировал собой советскую оккупацию. Каждый год на 9 мая в самом центре города на холме Тынисмяги, где стоял памятник, собирались тысячи русскоязычных горожан отметить День Победы. Звучала музыка, подножие памятника, где некогда горел Вечный огонь, утопало в цветах, ветераны поднимали «фронтовые сто грамм», развевались Знамя Победы и российские триколоры. Всё это сильно раздражало власти, поскольку никак не вписывалось в политику государства победившего национализма.
Переносу памятника и последовавшим за этим трагическим событиям, которые вошли в историю под названием «бронзовая ночь», предшествовала настоящая националистическая истерия, сознательно подогреваемая властями. От словесных призывов снести памятник эстонские националисты перешли к делу, устраивая всяческие провокации и осквернение памятника. Масла в огонь подлил премьер-министр Андрус Ансип, публично объявивший советских воинов, похороненных на том месте, где стоял памятник, пьяницами, попавшими под танк, и расстрелянными мародёрами.
26 апреля 2007 г. памятник был оцеплен полицией и огорожен решеткой, начались работа по эксгумации останков советских воинов. К вечеру того же дня у огороженного памятника собралась многотысячная толпа русскоязычных таллинцев, которые возлагали цветы в знак протеста. В какой-то момент ситуация накалилась, начались стычки с полицией, переросшие в массовые беспорядки в центре Таллина с десятками пострадавших, сотнями арестованных и как минимум одним убитым человеком. Ночью следующего дня решением правительства памятник был демонтирован.
В ходе подавления беспорядков 26 и 27 апреля эстонская полиция применяла неоправданную жестокость, избивая безоружных протестующих. Задержанных свозили в портовый терминал D, где бросали на холодный пол и продолжали избивать. Среди них были и невинные граждане, попавшие под горячую руку полиции. В их числе оказался пожилой немецкий журналист Клаус Дорнеманн, которого также бросили в портовый терминал и жестоко избили. Оставшиеся годы жизни К. Дорнеманн посвятил поиску правды и добивался от властей Эстонии компенсаций и извинений. В интервью одной из финских газет он заявил, что подобное апрелю 2007 года в Таллине он видел лишь в Судане и Уганде.
Многие защитники «Бронзового солдата» впоследствии подвергались репрессиям и уголовному преследованию. Среди них – известный журналист и общественный деятель Димитрий Кленский, Максим Рева, Дмитрий Линтер и Максим Сирык. После долгих судебных тяжб суд оправдал «бронзовую четверку». Однако многие пострадавшие в ходе событий «бронзовой ночи» так и не смогли добиться правды. Ничто не смогло искупить и гибели молодого русского парня гражданина России Дмитрия Ганина. В ночь на 27 апреля во время беспорядков эстонские скинхеды ранили Ганина ножом в грудь и оставили умирать. Прежде чем его подобрала машина скорой помощи, Дмитрий пролежал на асфальте с ранением около полутора часов…
Преследования ветеранов
Одним из активных защитников «Бронзового солдата» был председатель Антифашистского комитета Эстонии, ветеран войны Герой Советского Союза А.К. Мери. Спустя несколько месяцев после демонтажа памятника эстонские власти инициировали возбуждение против него уголовного дела. Прокуратура Эстонии обвинила его в соучастии в геноциде, якобы А. Мери участвовал в организации депортации населения эстонского острова Хийумаа в 1949 году.
Сам Арнольд Константинович никогда не отрицал, что принимал участие в этих событиях, однако его миссия заключилась лишь в наблюдении за соблюдением законности и пресечением злоупотреблений во время депортации. По словам Андрея Заренкова, который исполнял тогда обязанности секретаря Антифашистского комитета, «Мери сам является жертвой и героем того времени. Он не хотел проводить депортацию. В советские времена у него отобрали все награды именно за то, что он по-человечески относился к репрессируемым людям. Сейчас машина власти снова издевается над этим великим человеком».
В комментарии МИД России содержалась еще более жесткая оценка преследования ветерана: «Для всех здравомыслящих людей, знакомых с обстоятельствами сфабрикованного “дела” в отношении Героя Советского Союза Мери, очевидно, что речь идет о постыдном судилище, не имеющем ничего общего с законным правосудием, а идущем в русле целенаправленных попыток эстонских властей по дискредитации и преследованию ветеранов Второй мировой войны».
В конечном итоге власти были вынуждены прекратить уголовное дело в связи со смертью обвиняемого. Арнольд Мери скончался 27 марта 2009 г. на 90-м году жизни.
Однако на этом преследования эстонских антифашистов не закончились. 4 января 2014 г. полиция возбудила уголовное дело против руководителя организации «Эстония без нацизма» (в прошлом Антифашистский комитет Эстонии) А. Заренкова по подозрению во мздоимстве. Он был заключен под стражу, однако ни у кого не оставалось сомнения, что его преследуют по политическим мотивам. 11 марта Заренков был выпущен на свободу, но следствие продолжается.
Дела, подобные тому судилищу, которое устроили над Героем Советского Союза Арнольдом Мери, в Эстонии – обыденная реальность. За последние четверть века по аналогичным обвинениям были признанными виновными несколько бывших сотрудников органов госбезопасности ЭССР. Среди них – 81-летний гражданин России ветеран МГБ ЭССР Юрий Карпов. Государственный суд Эстонии признал ветерана виновным в депортации 41 жителя Харьюмаа и осудил на 8 лет лишения свободы условно. Сам Ю. Карпов заявлял, что «не входил в число лиц, которые были осведомлены об операции, и не участвовал в ее подготовке».
В марте 2014 г. Полиция безопасности обвинила 88-летнего ветерана МВД Эстонской ССР П.И. Бойцова по статье 89 Пенитенциарного кодекса («преступление против человечности»). Как сообщалось в пресс-релизе эстонских спецслужб, «имеются основания подозревать, что Павел Бойцов в качестве вооруженного переводчика и бойца в составе оперативной группы участвовал в нападениях на гражданское население, а также в допросах и других операциях, связанных с преследованием гражданских лиц. Целью этих операций было лишение людей права на жизнь и справедливый суд».
Иными словами, П. Бойцова обвинили в участии в операции по поимке т.н. лесных братьев, которых власти лукаво называют «гражданским населением». После окончания войны эти бывшие пособники нацистов прятались по лесам и занимались грабежами и убийствами советских работников и их семей.
25 февраля дома у П. Бойцова сотрудники эстонской полиции провели обыск, изъяли личные документы и вещи. Самого ветерана отвезли на допрос и взяли подписку о невыезде. «После возвращения с допроса домой у подполковника произошла остановка сердца – эстонские власти едва не убили советского ветерана», – сообщал портал «Балтия».
К чести русской общины Эстонии и посольства России в Таллине ветеран вовремя получил необходимую поддержку. Общественное объединение «Русский альянс» предоставило ему услуги адвоката. По мнению автора портала «Балтия» Юлии Калининой, дело Павла Бойцова, вне сомнения, политическое, а целью его является «щелкнуть по носу» Россию и отвлечь эстонского обывателя от насущных проблем.
«Разумеется, доблестным правоохранителям из КаПо есть повод готовить погоны под новые ромбики, отрапортовав об очередном уголовном деле аккурат в очередную годовщину мартовских депортаций – 25 марта, – отмечала Ю. Калинина в своём репортаже. – А судьи кто? Бывшие партийно-комсомольские вожаки в правительстве и КаПо носятся с очередной охотой на ведьм, забывая, видимо, что они сами как раз и «следили, преследовали, ограничивали свободу гражданских лиц» и далее по тексту обвинения».
Герои в нацистских мундирах
На этом фоне в Эстонии на официальном уровне проходят чествования эстонских «ветеранов» СС и вермахта. По сложившейся традиции, ежегодно в день независимости Эстонии в Доме правительства проходит торжественный приём, на который приглашают представителей «Союза борцов за свободу». Эта организация объединяет в своих рядах «ветеранов» 20-й эстонской дивизии Ваффен СС, а также других эстонцев, воевавших в годы войны в составе карательных частей на стороне Германии.
На одном из таких приёмов 26 февраля 2013 г. премьер Андрус Ансип, обращаясь к бывших эсэсовцам, поблагодарил их за «жертвы, принесенные во имя нашего государства», и за то, «что вы и по сей день храните национальную идею и честь отечества».
Что ж, г-ну Ансипу и его единомышленникам никто не запрещает понимать «честь отечества» по-своему. В годы Второй мировой войны превозносимые властью бывшие каратели уничтожали мирное население в Белоруссии, в Псковской области, участвовали в блокаде Ленинграда и уничтожении евреев, а после войны продолжали террор против гражданского населения в Эстонии. Сегодня же эти недобитки, вместо того чтобы сидеть на скамье подсудимых, представляют «честь Эстонии». По словам упомянутого выше Героя Советского Союза Арнольда Мери, у этих т.н. борцов за свободу «руки не по локоть, а по плечи в крови».
Но именно эти люди пользуются вниманием эстонского государства, получают награды, бесплатные путевки в санатории и другие льготы. 10 января 2014 г. состоялись торжественные похороны еще одного ветерана СС, кавалера немецкого железного креста Харальда Нугисекса. Это помпезное мероприятие стало в стране чуть ли не главным событием начала года.
Влиятельный эстонский журнал Kultuur ja elu («Культура и жизнь», № 1, 2014) поместил на обложку фото молодого Нугисекса в форме войск CC, а главной темой номера стало «последнее интервью» с нацистским «ветераном». К слову, все остальные страницы номера посвящены эстонским пособникам нацистов или борцам с советским режимом. Такая нынче в Эстонии «культура и жизнь»…
Никого не смущает тот факт, что Ваффен СС, к которой принадлежал покойный, была осуждена Нюрнбергским трибуналом как преступная организация. Известно, что Нугисекс вступил добровольцем в вермахт уже в 1941 году, а в мае опять же добровольно вступил в легион Ваффен СС. В составе 185-й эстонской группы безопасности он принимал участие в блокаде Ленинграда. По мнению некоторых западных историков, нацистская политика по уничтожению Ленинграда, которую проводил вермахт, – это одно из крупнейших военных преступлений. В частности, такое мнение высказал немецкий историк Йорг Ганценмюллер, автор монографии «Блокадный Ленинград с 1941-го по 1944-й годы. Стратегия нападающих и защитников».
Но, несмотря на все это, бывшие солдаты войск СС и вермахта почитаются за истинных героев и патриотов Эстонии. Ежегодно на северо-востоке страны в местечке Синимяэ, где во время войны проходили тяжелые бои, проходят слёты ветеранов войск CC. На этих шабашах не брезгуют появляться священнослужители, как например в 2007 году. Тогда пастор Александровской лютеранской церкви города Нарва Велло Юрье, отслужив панихиду по павшим солдатам СС, заявил, что эстонцы, воевавшие в гитлеровской армии, «проливали кровь за вечные истины».
Можно не сомневаться, что почитателям этих «ценностей» и тем, кто сегодня попирает память о подвиге ветеранов Великой Отечественной, рано или поздно придется отвечать за содеянное. Вопрос только во времени.
____________
Фото – http://www.1tv.ru/news/world/158619