
Рубикон перейден – дорожная карта по вступлению Киргизии в Таможенный союз принята. Президент Алмазбек Атамбаев дал поручение войти в альянс как можно скорее, не исключено, что это случится уже в начале 2015 года. Правда, население имеет пока весьма смутное представление о том, что ждет экономику страны в целом и каждого гражданина персонально после присоединения страны к ТС. Чтобы исправить положение, правительство объявило о начале широкомасштабной кампании «в целях информирования населения о проводимой политике… по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз».
Сегодня о плюсах и минусах вступления страны в ТС рассказывает заместитель министра экономики Киргизии Данил Ибраев.
– Производственники страны боятся, что в «большой тройке» ТС они не найдут партнеров для сбыта продукции. Насколько, на ваш взгляд, обоснованны такие опасения?
– Давайте определим сразу: Киргизию с распростертыми объятиями в ТС никто не ждет и наступления райских условий жизни сразу после присоединения к альянсу ждать не стоит. Нас ждет присоединение к знакомому со времен СССР рынку, в котором все было настроено для внутрисоюзного обеспечения – логистика, транспортная система, общая ментальность. Производственникам выгодно продавать товар по знакомой и привычной системе сертификации, требований качества. Рынок сбыта расширяется в разы – это существенный плюс для любого производителя.
Но есть и минус. У предприятия неминуемо появятся конкуренты. И придется из кожи вон лезть, чтобы доказать потенциальному покупателю: товар киргизского производителя лучше по многим параметрам, в том числе и более выгоден по цене. Это заставит бизнес модернизировать производство, стремиться к повышению качества продукции.
В Кыргызстане условия работы очень специфичны – достаточно легко получить нужный сертификат, договориться с покупателями, перемещать товар. В ТС все эти нюансы строго регламентированы, и спрос за все очень жесткий. Но при этом предприятия КР становятся более интересными для инвесторов из стран Таможенного союза. Перспективы обнадеживают: в Кыргызстане достаточно дешевы электроэнергия и рабочая сила, достаточно низкие налоги. На это в первую очередь обратят внимание инвесторы из России и Казахстана, рассматривая возможность вложения денег в киргизские предприятия. И в создание новых заводов и фабрик.
– Население все чаще пугают ценовыми шоками при интеграции в ТС.
– Нужно понимать, что цены повысятся, но отнюдь не в разы. А ровно на повышение пошлин – четыре доллара на килограмм продукции. К примеру, в Кыргызстан завозят джинсы, которых в килограмме определенное количество пар. С новыми таможенными ставками цена за каждую пару неминуемо вырастет. По прогнозам Нацбанка, в первый год после вступления в ТС в республике ожидается 15-20-процентный уровень инфляции. Впоследствии бизнес неминуемо адаптируется к новым условиям, и ситуация стабилизируется.
– Как отразится вступление страны в ТС на сельском хозяйстве?
– Продукция аграрного сектора страны, хотя и мелкотоварная, но экологически чистая. Если нам удастся создать в республике логистические центры, объединив усилия сотен тысяч фермеров, появится высокий экспортный потенциал. Россия и Казахстан не заинтересованы в покупке у киргизского производителя грузовика картошки или абрикосов. Нужен логистический хаб для успешной межгосударственной оптовой торговли.
Часто говорят о возможном вымывании товара из страны после присоединения к ТС. То есть крестьянам станет выгоднее и удобней реализовывать продукцию за границу, нежели на внутренний рынок. Отчасти такая опасность существует. После интеграции Киргизии придется сделать все, чтобы производство соответствовало наращиванию экспортного потенциала. В этом опять-таки помогут логистические центры: они заключают контракты на основании анализа будущих потребностей рынка и делают заказ фермерам. Последние же больше не ломают голову, что и в каких объемах сажать, куда сбыть урожай осенью.
– Республика два десятка лет жила перепродажей китайского товара. Сможет ли экономика перестроиться с учетом требований ТС, и насколько это станет болезненно для бизнеса?
– Кто-то иронизирует, называя нашу страну реэкспортной, я же считаю: нам есть чем гордиться. Безусловно, на цену входящих в КР товаров вступление в альянс повлияет. Но какую картину мы видим сегодня? Коммерсанты по относительно дешевым пошлинам привозят товар в Кыргызстан. На внутреннем рынке оседает 20-25 процентов груза, остальное отправляется в Казахстан, который является участником Таможенного союза. При этом торговцы снова платят пошлины, уже повышенные. Именно поэтому торговля крупнейшего рынка страны «Дордой» уже много месяцев «стоит», а предприниматели требуют скорейшего вступления Кыргызстана в ТС.
Наши коммерсанты многие годы нарабатывали партнеров за рубежом, учились заключать выгодные контракты, прорабатывали логистику. Они опытны в торговле, а это немаловажно. Тысячи людей прогорели, на плаву самые остались матерые и талантливые продавцы. Это существенное конкурентное преимущество нашей страны. После вступления в ТС у предпринимателей появятся огромные перспективы для сотрудничества с коллегами из Казахстана, России, в меньшей степени – Беларуси. И наши соотечественники не упустят свой шанс.
Что касается туризма, тут все предельно ясно: Таможенный союз не может ухудшить привлекательность нашей страны в глазах иностранных гостей. Останется лишь прорекламировать Кыргызстан в странах-партнерах по альянсу. Думаю, многим россиянам и казахстанцам будет интереснее приезжать в страну, где не нужно проходить утомительные таможенные процедуры. Но при этом наши предприниматели должны понимать, что нужно быть конкурентоспособными наравне с российскими и казахстанскими или теми же турецкими курортами.
– Кроме бизнесменов в стране живут обычные граждане. Как отразится вступление Киргизии в ТС на них?
– Безусловно, по рядовым гражданам ударит инфляция, это неизбежно. Но при этом есть определенные плюсы. Будут открываться новые предприятия, появятся дополнительные рабочие места. В республику пойдут инвестиции. А на следующем этапе – в рамках Евразийского экономического союза – человек может свободно выбрать себе место работы в любом государстве-участнике альянса. Что даст возможность реализовать свой потенциал и конкурировать с работниками других государств. А местным производителям придется платить сотрудникам более-менее адекватные деньги, чтобы сохранить квалифицированный персонал.
– Получается, выгоды возможны лишь в случае приложения усилий?
– Я с этого начал – никто не собирается обеспечивать Кыргызстану в условиях ТС райскую жизнь. Устроить ее себе мы должны сами. Во всех сферах экономики нужно активизироваться, чтобы подстроиться под новые реалии.
– Когда республика вступит в ТС?
– Поставлена задача максимально ускорить процесс. Сегодня создается кырыгызско-российский фонд развития, определяется рабочая группа по распределению финансирования для реализации аспектов дорожной карты по присоединению к ТС. Разрабатывается механизм получения выделенных для этого Россией средств. План мероприятий по реализации дорожной карты готов к утверждению, в том числе закрепляются задачи каждого министерства и ведомства страны. Точную дату вступления в ТС назвать пока невозможно, но процесс максимально форсирован.
__________________
Фото – http://en.ca-news.org/en/news:530143