Сегодня: 21.09.2017 |

У каждого в душе теплится любовь к традиционной музыке

География участников фестиваля в этом году значительно расширилась: 13 коллективов – от Грузии до Алтая – представили музыкальные традиции своих народов, среди которых центральное место отведено горловому пению.

Шаманская музыка отменила дождь

В Алматы отгремел самый крупный на просторах Казахстана фестиваль современной этнической музыки The Spirit o Tengri. Это единственный подобный фестиваль в республике, где можно в таком количестве послушать наших братьев-тюрков – башкир, алтайцев, тувинцев и других. В этом году на сцену вышли: «Алдаспан», «Роксонаки», «Шарапат» (все – Казахстан), Чылтыс (Горная Шория), Радик Тюлюш (Тува), «Намгар» (Бурятия), Болот Байрышев и группа «Белуха Jam» (Алтай), Саинхо Намчылак (Тува/Австрия), Аргымак (Башкортостан), Gulzada (Кыргызстан), Baba Zula (Турция), The Shin (Грузия), Yarik Ecuador (Эквадор). Отрадно, что много было исполнительниц-женщин. Фестиваль проходил в формате лайв-саунда, то есть живого звука, а вход был свободным для всех желающих.

На площади перед Дворцом Республики, где находилась сцена, был развернут палаточный городок казахстанских ремесленников. Мастера хэнд-мейда продавали эксклюзивные изделия в национальном стиле из шелка, кожи, серебра, дерева. На территории фан-зоны были установлены копии рунических памятников, дабы всякий пришедший органично погрузился в атмосферу древности.

Жители и гости города с удовольствием открывали для себя братьев-тюрков, потомков индейцев, а также соседей из солнечной Грузии. Фольклорные коллективы представили музыкальные традиции своих народов не в их чистом виде, а с примесями – джаза, рока, хард-рока. Эклектика в этнической музыке – тоже тренд времени. Из самого человеческого нутра возникали мощные, низкие, архаичные звуки. Эти вибрации проникали в самую душу зрителей. Никакой фонограммы, только живые голоса, живые инструменты. Люди старались для людей.

– Мы из тех людей, которые понимают, что тот пласт творчества, который оставили наши предки и предки всех народов мира в наследство, необходимо сохранить. Нам это досталось из такой глубины веков, мы не можем быть равнодушными, – считает один из организаторов фестиваля Мадина Уморбекова. – Гости фестиваля – больше энтузиасты, не являясь ни коммерческими, ни популярным исполнителями, они делают это благое дело. Мы надеемся, что закладываем мощный фундамент для развития этой музыки у нас в Казахстане.

По всем метеопрогнозам вечером должен был разразиться проливной дождь, однако же шаманы от музыки в буквальном смысле развели тучи.

Приключения участников в дороге

У каждого исполнителя была своя дорога к этнической музыке. Так, исполнительница из Горной Шории Чылтыс рассказала, что свой дар – горловое пение, открыла после трагического обстоятельства – аварии.

– Сейчас всему можно научиться, но меня никто не учил. Я не думала, что буду заниматься музыкой, пока в 24 года не обнаружила свой голос.

 Правда, Чылтыс делает поправку, что каждое лето вместе с отцом ходила в тайгу и еще тогда начала вбирать в себя звуки природы. Ведь этника – это то, что возвращает нас к корням. А корни любого человека – в его родной земле, в ее истории.

 Заслуженного артиста России и республики Алтай Болота Байрышева, как выяснилось, с Казахстаном связывает не только гастрольная практика. В 1981 году он служил на космодроме «Байконур», в 1992 году был лауреатом знаменитого конкурса «Азия Даусы» («Голос Азии») в Алматы. С тех пор бывал в Казахстане много раз. Любовь эта оказалась взаимной. Б. Байрышева пришли поддержать его казахские друзья. В Алматы мастер горлового пения, а также мультиинструменталист, сказитель и композитор исполнил героические эпосы своего народа.

– Я целый год ждал звонка от организаторов и счастлив еще раз приехать, – комментирует Б. Байрышев. – На Алтае мы граничим с Восточным Казахстаном, не понаслышке знаю, что народ в Казахстане очень музыкальный, одно удовольствие слушать казахскую домбру (щипковый музыкальный инструмент, имеет две струны. – М.Н.). Кстати домбра один в один по звучанию с алтайским топшуром (двухструнный народный инструмент– М.Н.).

Горловому пению приписывают самые разные целительные свойства, говорят, что оно лечит не только простуду, но и душевные раны. Даже для самих исполнителей горловое пение – бездонный колодец творчества, никогда не знаешь, что на дне. Спасибо Алексею Чичакову, коллеге Б. Байрышева по коллективу «Белуха Jam», который приложил неимоверные усилия, чтобы добраться до Казахстана. Паводки и наводнение в его родном Алтае не остановили ответственного музыканта, и мы услышали его уникальное горловое пение в Алматы.

Алексей Чичаков и Болот Байрышев (справа)

– Дорожная связь была прекращена, река Кокса разошлась и смыла часть дороги, долгое время не мог вообще выехать, – вспоминает А. Чичаков. – Но я не мог подвести фестиваль, Болота Байрышева, уже прорабатывал варианты, как можно добраться до трассы, на конях или на вертолете… В итоге мы совершили переход по горе, все инструменты тащили на себе и затем сели на такси.

Алексей приехал в Алматы и сразу окунулся в лето, а зрители подарили ему уверенность, что мытарства музыканта того стоили.

Счастливые люди собрались

То, что современная этническая музыка имеет огромный потенциал в Казахстане, не приходится сомневаться. Среди передовых команд данного жанра – патриархи сцены «Роксонаки» и их более молодые коллеги из команды «Алдаспан». Последние создали из самого народного казахского инструмента – домбры – ее электронную версию. С помощью электродомбры можно играть мощный этнорок. Привычку электризовать инструменты участники группы распространили и на другие классические инструменты. Так, недавно появился электрожетыген (щипковый инструмент, по форме схож с гуслями). Эксплуатировать новинку «алдаспановцы» доверили новичкам сцены – казахстанской этногруппе «Шарапат».

– Раньше ребята 15 лет учились, чтобы играть на обычной домбре, а электродомбра – это совсем другой по звуку, по мощности инструмент, – говорит фронтмен группы «Алдаспан» Нуржан Тойшы. – Безусловно, в классической домбре – есть архаика, а в электродомбре – дух современности.

Радика Тюлюша из Тувы ждали с каким-то особыми надеждами и пиететом, ведь большинство источников утверждают, что именно из этих краев и пошло древнее искусство горлового пения. Радик привез в Алматы свои авторские композиции и песни из альбома «Чалама», основанные на традиционном тувинском фольклоре.

– Неважно, что ты делаешь, главное, как ты самовыражаешься, – говорит Радик, – понятно, что без голоса было бы сложно что-то выразить. Голос для меня превращается в музыкальный инструмент. Вы слышали свист и низкие частоты, это все горловое пение, и оно для меня как духовой инструмент. Наивысшая точка моей концентрации – на сцене, когда исполняю песни. До этого я вбираю в себя все, что есть, аккумулирую и впоследствии выплескиваю на зрителя. Горловое пение – это наша традиция, наши истоки, корни, и, если ты умеешь это делать, ты очень счастливый человек, я считаю себя счастливым в этом отношении.

– Радик, говорят, все этнические музыканты немного, а где-то и много – шаманы…

– Может быть, не реальный шаман, но шаман человеческих душ, какого-то эмоционального состояния. Тот, кто делает музыкальные построения и этим творит какие-то чудеса…

Самобытность как экзотика

На фестивале, несмотря на то что ему всего второй год, уже появились свои любимчики. К таким можно отнести группу «Аргымак» из Башкортостана. Позитив, энергетика и харизма солиста коллектива Рината Рамазанова были буквально разлиты в воздухе.

– Мы образовались в 2009 году, думали над названием коллектива, сами знаете: как корабль назовешь, так он и поплывет. У нас есть писательница Марьям Буракаева, она написал книгу «Аргымак», что в переводе – «скакун, рысак». В ее книге каждая глава начинается с заглавной буквы. То есть огромный смысл заложен в каждой букве нашего названия. Речь идет о качествах, которыми должен обладать каждый человек: стремление к жизни, к свету, нравственная красота, духовная сила. Это мы и хотим донести до всех слушателей. Если хотя бы одно сердечко проснется и станет духовно богаче, это огромная победа для нас.

Единственный не только вокально-инструментальный, но и хореографически подготовленный коллектив – грузинский The Shin поддался на просьбу зрителей и спел народный лирический хит «Сулико». Кстати, в этом году группа, исполняющая джаз и этноджаз совместно с певицей Марико Эбралидзе, представляла Грузию на песенном конкурсе «Евровидение 2014». Гитарист-виртуоз Заза Миминошвили рассказал о своем первом выступлении в Казахстане:

– Мы для вас родные, вы – для нас. У нас была задача познакомить слушателей с тем миром, в котором мы жили. Наша группа называется «Шин», что с грузинского означает одновременно «путь домой» и «чувство быть дома». Каждый должен вернуться на круги своя. Вернуться на родину. И там созидать.

Трио Yarik Ecuador уже стало известным на просторах России, а вот в Казахстане потомки индейского народа кечуа были впервые. Эквадорцы поведали, что играют с детства, музыкальные навыки переняли у своих отцов и сегодня пропагандируют этническую музыку для молодежи. Участники коллектива больше, чем друзья, они кровные родственники. В Алматы они исполнили свою визитку – народную песню «Chirapaq», а также познакомили с аутентичными инструментами своей страны, которые, к слову, мастерят самостоятельно.

Турецкая группа Baba Zula с легкостью «рвет» площадки Европы и понятно почему – это турецкая психоделика основана на восточной музыке в сочетании с электроникой и современными звуками. Группа использует электрический саз, дарбуку и другие инструменты, которые они продемонстрировали на фестивале.

Тувинская певица с мировой известностью Саинхо Намчылак, ныне проживающая в Австрии, приехала в Алматы в компании музыкантов из Амстердама. Саинхо привезла наполовину акустическую программу, а также еще не издававшиеся песни на тувинском и английском языках.

Намгар Лхасарановой из Бурятии досталась почетная роль – закрывать фестиваль. Она рассказала, что до нее в семье пели бабушка и отец.

– Народные песни я пела все время, но в молодости увлекалась эстрадными, а в 30 лет Артур Пилявин (продюсер группы «Квартал», погибший в аварии), совсем посторонний для меня человек, сказал: зачем поешь эстраду, пой народные песни.

 По словам Намгар, в Европе люди собираются огромными стадионами, чтобы послушать этномузыку, именно «корневую», без каких-либо «добавок»:

– Мы часто ездим в США, в Европу. Они тянутся к этому. Мы с бурятской музыкой приезжаем на Урал или Пермь, где не знают бурятского языка, и нас тоже хорошо принимают. Наши предки пели о природе, о земле, о друзьях, поэтому все понимают эту музыку. Она не имеет языка. Люди с бывшего советского пространства больше приучены к эстрадно-популярной музыке, а The Spirit of Tengri для них – нечто новое. Но надо показывать, что и такая музыка существует, у каждого человека в душе спит любовь к традиционной музыке. И она просыпается.

В нашем глобализированном до мозга костей мире так мало осталось места для проявления уникальных традиций каждого из проживающих на земле народов. Одинаковость – то, что любят правители и корпорации. Но она губит самобытность. В погоне за всеобщими благами не испоганить бы душу.

Когда поют сердцем, дома не усидишь

__________

Фото – www.onparty.me

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1313
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» 1025-летие Крещения Руси G20 G7 Human Rights Watch OPAL SWIFT Waffen SS Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Бронзовый солдат» «Великое русское слово» «Волошинский сентябрь» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «НОВАТЭК» «Новая волна» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия бизнес Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дагестан Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Закарпатье ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киевская Русь Киргизия Китай КНДР Красносельский Крым КСОР Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ Олланд ООН ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Санкции Саргсян СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд ТАПИ Татарстан Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция Центральная Азия ЦРУ Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Эквадор энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония Яценюк
Видеоматериалы
все видеоматериалы

При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика