
С конца февраля 2014 года украинские СМИ усиленно навязывали идею о «дотационном Донбассе». Киевская власть, обеспокоенная проведением массовых митингов в поддержку референдума, пыталась таким образом внушить жителям Донбасса комплекс неполноценности. Дескать, в Донецке и Луганске много убыточных предприятий, и существуют они только за счет дотаций из госбюджета. Тем не менее закрывать их нельзя, так как это приведет к безработице и социальной напряженности.
Раньше такое сложно было представить, потому что неоспоримым казалось утверждение о Донбассе, который кормит всю Украину. С помощью манипуляций экономическими данными киевская власть отчаянно пыталась удержать восточные области в составе унитарного государства. При этом муссировалась тема о губительном влиянии на промышленный потенциал Донбасса сближение с Россией, у которой, мол, своих производственных мощностей в достатке.
Стремление испугать людей «грозным» российским конкурентом не увенчалось успехом. Получив поддержку населения, руководители Донецкой и Луганской народных республик взяли ориентир на северного соседа. На круглом столе, организованном 10 июня редакцией журнала «Эксперт», советник президента РФ Сергей Глазьев спрогнозировал экономические последствия подобного решения. Он заявил, что Донбасс может быть вполне успешным регионом, интегрируясь с Россией. Раскрытие промышленного потенциала позволит поднять уровень жизни в 1,5 раза и выйти на показатели Урала.
Примечательно, что российские СМИ акцентировали внимание на другой части выступления С. Глазьева. Она посвящена автономной финансовой системе Донбасса, на создание которой уйдет два-три месяца. Но чтобы спасти регион от коллапса, в течение этого времени необходимо поддерживать налогово-бюджетную сферу российскими кредитами. Не зная всего контекста, можно сделать поспешный вывод о том, что Донбасс действительно является депрессивным регионом, который не может существовать без финансирования извне. На самом деле у него положительный торговый баланс, а внешние займы лишь облегчают процесс сближения с Россией.
Когда С. Глазьев говорил о финансовой автономии, он имел в виду автономию в составе «новой Украины, которая в муках рождается на наших глазах». Что представляет собой эта «новая Украина», российские СМИ не потрудились уточнить. В целом складывается впечатление, что они намеренно подыгрывают украинским коллегам. Не удивительно, какой резонанс на Донбассе произвело заявление С. Глазьева, представленное в сокращенном варианте. Паникеры снова подняли шум о том, что «братская» Россия «слила» Новороссию.
Советник президента РФ пояснял, что «в политической части Донбасс должен предложить привлекательную модель всей Украине, а не только говорить о присоединении к России. Может быть, предложить свою Конституцию, свое понимание федеративного устройства. В мире есть хорошие модели сложных государственных конструкций с несколькими языками и экономической ориентацией. Например, модель Канады с двумя языками или Дании, где две экономические зоны: одна – в Евросоюзе, а другая – нет. Быстро разработать некий конституционный проект, который вызвал бы положительный эффект в других регионах Украины, особенно на Юго-Востоке».
С. Глазьев пояснил, что Донбассу нельзя останавливаться на достигнутом и необходимо преобразовать всю Украину. Конечно, можно войти в состав Российской Федерации и на этом ограничиться. Но тогда это будет предательством по отношению ко всему Юго-Востоку. Если Донбасс ждет помощи от России, то аналогичной помощи ждет Юго-Восток от Донбасса. История распорядилась этим регионом так, что он оказался в авангарде событий. И задача авангарда – постоянно добиваться новых успехов как на фронте, так и в тылу.
Так или иначе, но уже 12 июня Донецкая и Луганская народные республики обнародовали тезисы к программе первоочередных действий правительства. Сегодня сложно говорит о Донецке без Луганска и наоборот. Этот документ является результатом совместной работы, что подтверждает наличие взаимной интеграции на территории Новороссии. Надо отдать должное авторам программных тезисов, ведь они готовились в условиях военного времени.
Во внешней политике приоритетным является вступление в ЕАЭС, предусматривающий единое политическое, экономическое и культурное пространство, общую систему безопасности. Законодательная база будет сформирована на основе российской. При этом сохранятся договорные отношения с Украиной, а также установятся новые с другими странами. В этом государстве не будет места дискриминации по национальному, языковому или социальному признаку. Такая модель может оказаться весьма привлекательной для русскоязычного Юго-Востока в целом.
Обе республики именуют себя народными, поэтому в своей деятельности намерены опираться на широкие массы. Для этого в ближайшее время будет организована встреча с представителями трудовых коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, школ и университетов, медицинских учреждений для утверждения перечня неотложных мер по социальной защите граждан. Выплата пенсий и пособий продолжится в прежнем объеме, а работникам бюджетной сферы будут увеличены зарплаты.
Очень важным является решение о выплате денежных компенсаций семьям погибших и пострадавших в результате карательной операции Киева. Ведь зачастую мужская часть населения Новороссии не спешит записываться в ополчение из-за страха оставить жену и детей без кормильца. Теперь эту функцию на себя взяло государство. Существенно облегчит процесс переподчинения силовых структур решение о доплате в размере 100% к денежному довольствию военнослужащим, перешедшим на сторону республики.
Немаловажным является отмена решения киевской власти о повышении цен на бензин, газ и услуги ЖКХ. Напомним, с 1 мая на Украине только тарифы на газ увеличились в 1,5 раза. Жители Новороссии также были вынуждены платить за услуги по повышенным ценам, но местное руководство обещает провести перерасчет и компенсировать разницу. А вот киевская власть таких обещаний не дает, поэтому страшно представить, какую сумму заплатят украинцы за отопление ближайшей зимой.
До конца 2015 года в обороте будут две валюты – гривна и рубль. Промышленность и сельское хозяйство восстановятся до довоенного уровня, а также начнут работу предприятия, остановившиеся в последние годы. Запланировано повышение заработной платы на предприятиях, принадлежащих олигархам за счет снижения добавочной стоимости, которую те присваивали. Это правильное решение, ведь попытка национализировать предприятия в ближайшие дни может привести к необратимым последствиям. А вот ограничить «аппетиты» олигархии необходимо уже сегодня, создав базу для построения социальной модели государства. Кроме того, предприятия будут платить налоги в местную казну, а не киевскую, что обеспечит рост доходной части бюджета. Малому и среднему бизнесу будут предоставлены государственные субсидии.
Сближение с Россией существенно улучшит экономические показатели Донбасса. Руководство Новороссии планирует обеспечить поставки нефтепродуктов из РФ по внутрироссийским ценам, что приведет к снижению цены бензина в 1,5 раза, поставки газа по цене 268,5 доллара за 1 тыс. куб. м. Добыча сланцевого газа будет запрещена. Открытие границы с Россией, включая отказ от таможенного контроля, существенно облегчит процесс поставки товаров из Новороссии. Предположительно прирост экспорта готовой продукции в Россию будет обеспечен на общую сумму не менее, чем 300 млн. долларов уже в 2014 году.
Это – далеко не полный перечень преимуществ, которые будут получены в результате сближения Новороссии с Россией. Выполнение заявленных тезисов послужит хорошим примером для остальных регионов Юго-Востока Украины, которые в ближайшем времени почувствуют все «преимущества» от сотрудничества с Евросоюзом. При этом руководство нового государства понимает масштаб ответственности, ведь если Донбасс не справится с поставленными задачами, то переломить ситуацию на территории остальной Украины вряд ли удастся. А этого ни в коем случае нельзя допустить, даже если приходится созидать с автоматом в руках.