Евразийский экономический союз: каким его видят страны-участницы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.06.2023 |

Евразийский экономический союз: каким его видят страны-участницы

С подписанием Договора о создании Евразийского экономического союза Россия, Беларусь и Казахстан вступили в новый этап интеграции. Принципиальные вопросы нового объединения согласованы, оно открыто для присоединения других стран, первыми из которых обещают стать Армения и Киргизия. Какие же варианты развития Евразийского союза могут быть в дальнейшем? Как видят перспективы ЕАЭС лидеры трех союзных стран и их элиты, какие акценты при этом расставляют?

Начнем с Казахстана. Прежде всего, официальная Астана выступает за то, чтобы ЕАЭС был и оставался, прежде всего, исключительно экономическим союзом. Нурсултан Назарбаев неоднократно высказывался на эту тему, в том числе и на последнем саммите в Астане. Причина подобной позиции руководства Казахстана понятна: только недавно по историческим меркам получив независимость, элита страны не готова отдавать даже часть политических функций в некий наднациональный центр. Это представляется ограничением суверенитета. Вместе с тем в плане экономической интеграции Казахстан выступает за максимальную открытость, из трех стран союза именно здесь установлена наиболее прозрачная и простая система налогообложения и утвердился благоприятный экономический климат.

Кроме того, судя по заявлениям Н. Назарбаева, страна осознает структурную перекошенность союза из-за слишком большого размера экономики России, поэтому хочет уравновесить влияние и вес Москвы другими крупными странами на евразийском пространстве. Именно поэтому казахстанский президент уже дважды выступал за то, чтобы к проекту евразийской интеграции присоединилась Турция. Конечно, еще большой вопрос, как это сможет сделать страна, входящая в блок НАТО, но тут важен посыл, инициатива руководства Казахстана.

Приглашение Турции явно несет в себе политический и этнический смысл, так как серьезно увеличивает тюркскую составляющую в евразийском проекте. И не замечать этого нельзя.

О настроениях во властной элите говорит и следующая деталь. Власти Казахстана велели свернуть кампанию по сбору гуманитарной помощи жителям Юго-Востока Украины, узнав, что в Караганде, Шымкенте и Актобе шел сбор одежды, консервов и медикаментов для населения, оказавшегося в зоне т.н. антитеррористической операции. А людей, собиравших гуманитарный груз жителям Донецкой и Луганской областей, обвинили в помощи сепаратистам.

«Такие действия Украина вполне может расценить как враждебные. А нам это не нужно. Мы с Украиной имеем большие экономические отношения. Те люди, которые этим занимаются, должны немедленно прекратить. В любом случае в отношении них должны быть произведены следственные действия. Если это глупость – то это одно. Если это умысел, то пусть это следствие устанавливает», – объяснил местный политолог Айдос Сарым запретительную реакцию казахстанских властей на инициативу граждан. Политологу, да и чиновникам от власти словно невдомек, что акция носит сугубо гуманитарный характер.

Очевидно, что руководство Казахстана (как, впрочем, и Беларуси, но по другой причине) весьма напряженно восприняло возвращение Крыма в Россию. Общеизвестно, что в свое время северные земли нынешнего Казахстана точно так же, как и Крым Украине, были произвольно переданы Казахской ССР из РСФСР. Боязнь повторения «крымского сценария», существующая в Астане, очевидна, хотя не имеет под собой никакой почвы. Так или иначе, можно предположить, что в дальнейшем Казахстан будет придерживаться линии на тесное экономическое взаимодействие, но уклоняться от формирования любого рода политических наднациональных структур и стараться уравновесить влияние России в ЕАЭС привлечением в него других крупных стран.

Руководство Беларуси придерживается несколько иной стратегии. Оно, наоборот, больше заинтересовано в военно-политической интеграции, понимая ее как своеобразный российский зонтик над белорусской территорией с максимально льготными поставками военной техники и оружия белорусским войскам при сохранении полного суверенитета республики по вопросам внутреннего развития. При этом руководство страны видит экономическую интеграцию преимущественно как игру в одном направлении, когда Россия открывает свой рынок и поставляет энергоносители по сниженным ценам, в то время как Беларусь имеет полное право закрыть свой рынок от поставок российских компаний, а также осуществлять меры господдержки предприятиям, особенно в области сельского хозяйства, для успешной конкуренции на российском рынке.

Минск готов на создание наднациональных органов, но только в обмен на серьезные преференции из России, а также при сохранении полного контроля над теми представителями белорусской элиты, которые попадут в союзные органы. Так, в частности, власти республики не хотят выбирать депутатов Евразийского парламента по единым для всех трех стран правилам, а желают назначать их числа уже избранных в республике депутатов. Естественно, такая политическая конструкция имеет очень серьезные минусы для евразийских органов, так как консервирует элитный отбор. С учетом того, что в финансово-экономическом плане Беларусь гораздо менее устойчива, чем Казахстан, такая позиция белорусского руководства вполне понятна, хотя и не открывает для дальнейшей интеграции особых перспектив.

В свою очередь, Москва выступает за максимально возможную как экономическую, так и политическую интеграцию, включая создание наднациональных органов по примеру Евросоюза, в первую очередь парламента Евразийского союза. Об этом неоднократно заявлял спикер Госдумы Сергей Нарышкин, правда, в последнее время об этом речь уже не идет.

Судя по всему, Россия решила отложить вопрос политической интеграции в Евразийском союзе на период после 2017 года. До этого времени вступят в силу новые экономические нормы союза, в рамках общего рынка начнут притираться друг к другу экономики и запустится процесс глубокой экономической интеграции стран-членов ЕАЭС. За это время, вероятнее всего, к союзу присоединятся еще две страны, что также потребует времени на отладку взаимодействия на уровне национальных экономик. Но постепенно с неизбежностью выявится неполное соответствие существующего  уровня национальных политических систем поступательному экономическому развитию. И тогда ребром встанет вопрос о необходимости их трансформации в каждой из стран-участниц Евразийского экономического союза и создания наднациональных органов.

Пока же вопрос политической интеграции отставлен в сторону как вторичный, к тому же не находящий поддержку ни у Беларуси, ни особенно у Казахстана.

______________

Фото – http://rusmir.in.ua/uploads/posts/1340907709_eas.jpeg

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4938
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика