
Сегодня П. Порошенко планирует подписать экономическую часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС (Соглашение). Именно отказ В. Януковича от подписания в конце 2013 г. стал поводом для массовых акций протеста в Киеве, после чего в результате государственного переворота к власти пришло ориентированное на Запад правительство.
Соглашение об ассоциации – основной формат интеграции Евросоюза с государствами, которые его непосредственными участниками не являются. Оно состоит из двух частей – политической ассоциации и экономической интеграции. Политическая часть Соглашения была подписана 21 марта в Брюсселе премьер-министром Украины А. Яценюком. В экономическом отношении главной составной частью ассоциации является соглашение о создании зоны свободной торговли, которая предполагает не просто отмену таможенных ограничений, а унификацию торгового, инвестиционного, антимонопольного законодательства и других сфер регулирования.
Фактически Соглашение об ассоциации с Евросоюзом означает потерю страной значительной части национального политического и экономического суверенитета. Население Украины пугали зависимостью в случае вхождения в Таможенный союз, к слову, нереального на сегодняшний день. Но если в рамках ТС все основные решения принимаются консенсусом или большинством голосов, то, заключив Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Украина будет вынуждена следить за изменениями в законодательстве ЕС, влиять на которое она никак не может, и приводить в соответствие с ним собственные законы.
В преддверии подписания Соглашения Россия прорабатывает различные варианты реагирования на новую экономическую ситуацию, которая вскоре сложится на её юго-западных границах. При этом Москва и Брюссель в очередной раз демонстрируют разное видение ситуации: ЕС считает, что евроассоциация Украины не противоречит ее соглашениям в рамах СНГ, Россия же настаивает на их несовместимости. По мнению Минэкономразвития РФ, договор об ассоциации с ЕС противоречит участию Украины в зоне свободной торговле СНГ, соглашение о которой вступило в силу между Россией, Украиной и Белоруссией в сентябре 2012 г.
По словам главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ М. Медведкова, противоречия существуют в области санитарных мер, техрегулирования, ряда соглашений о зоне свободной торговли. Соглашение Украины об ассоциации с ЕС может привести к тому, что собственно украинские товары будут вытесняться с внутреннего рынка европейскими и идти в Россию. Кроме того, существует угроза и реэкспорта поставленных на Украину европейских товаров в Таможенный союз. Европейская продукция в этом случае будет маркироваться как произведенная на Украине, и доказать ее «заграничное» происхождение будет сложно. По оценкам специалистов, угрозу представляет импорт сельскохозяйственной продукции, бытовой техники, одежды, обуви, детских игрушек, комплектующих к электронике.
Наплыв дешевых европейских товаров создаст угрозу внутреннему рынку России и стран ТС. Поскольку же влиять на подписание Соглашения Москва уже не может, остается задействовать вариант повышения таможенных пошлин. Причем их размер не будет дискриминационным, а лишь вернет Украину на уровень «третьих» стран, с которыми у России и других государств ТС соглашений о зоне свободной торговли нет. Такая возможность, в частности, предусмотрена шестым приложением к Соглашению о едином таможенном пространстве СНГ, позволяющим отменить режим свободной торговли и повысить таможенные пошлины до прежнего уровня.
Механизм повышения пошлин еще не утвержден и может различаться в зависимости от ситуации. В случае резкого роста импорта пошлины могут быть увеличены на определенные группы товаров или же весь украинский импорт одновременно. По итогам состоявшегося 23 июня в Сочи заседания Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было решено, что защитные меры будут приниматься на уровне правительства РФ, а не ЕЭК. Затруднения, которые могут возникнуть в случае реэкспорта украинской продукции через Белоруссию или Казахстан, будут урегулированы на основе механизмов, принятых в рамках ТС. Если поставки каких-либо товаров через белорусскую или казахстанскую границы резко вырастут, Москва вправе запросить Астану и Минск о причинах и в случае необходимости повысить пошлины до европейского уровня и ввести обычный режим оформления товаров.
По оценкам авторов доклада «Тупик борьбы интеграции в Европе», выполненного по заказу Комитета гражданских инициатив, вероятные потери Украины от подписания Соглашения с ЕС будут катастрофическими. В результате снижения экспортной выручки, привлеченных инвестиций, миграционных доходов, повышения цен на газ, сокращения трубопроводного и другого транзита, свертывания кооперационных связей, снижения числа поездок и т.п. Украина в годовом исчислении потеряет около 33 млрд. долл., или 19% ее ВВП за 2013 г. Полная же стоимость реализации шокового сценария евроассоциации обойдется украинской экономике в астрономическую даже по меркам США и ЕС сумму в 100 млрд. долл.
Только для покрытия дефицита бюджета, платежного баланса и выплаты внешнего долга Украине в 2014 г. необходимо 30 млрд. долл. при умеренном и свыше 50 млрд. долл. при негативном сценарии развития экономики. На 2015-2018 гг. необходимый объем финансирования дефицита текущего платежного баланса в случае реализации умеренного сценария оценивается в 85 млрд. долл. Негативный сценарий вообще не рассматривается, поскольку на столь длительном временном отрезке он будет означать полный коллапс экономики. Если же рассматривать сценарии развития, то до 2018 г. Киеву необходимо 190 млрд. долл. для обеспечения капитализации экономики и еще 300 млрд. долл. на преодоление структурных диспропорций.
Крайне жесткие условия евроинтеграции, как отмечается в докладе, «очевидно избыточны для дальнейшего углубления экономического сотрудничества ЕС» с ее участниками, которое вполне могло бы успешно развиваться на принципах ВТО и классической зоны свободной торговли. В финансовом и институциональном отношении они крайне обременительны для «интегрируемых» государств. Однако ни на Западе, ни на Украине перспективы ее экономики после вступления в силу Соглашения о евроассоциации никакого не смущают. Промышленность юго-восточных областей Украины не нужна США и ЕС как потенциальный конкурент, а новым киевским властям – как база для экономических связей с РФ и пророссийских настроений в регионе.
Размер фактических и вероятных издержек от евроинтеграции в результате внутренней дестабилизации и ухудшения отношений с Россией и странами ТС, по оценкам экспертов, является неприемлемым не только для самой Украины, но и для Евросоюза, который не вытянет расходов, необходимых для преодоления кризиса. Причем речь идет не о полноправном участнике ЕС, которым является, скажем, Греция, недавно получившая от Брюсселя большой пакет финансовой помощи, а о стране с крайне туманными перспективами членства в Евросоюзе.
В недалекой перспективе Украину может ожидать судьба интегрированной в ЕС Болгарии – глубокий экономический кризис, полная деиндустриализация, резкое падение уровня жизни и эмиграция значительной части трудоспособного населения. Какие-то перспективы могут иметь лишь аграрный сектор и сфера услуг, но прокормить с их помощью более чем 40-миллионное население Украины будет непросто.
_________
Фото – http://www.kpucrimea.org/news?page=4