
После того как 27 июня П. Порошенко подписал экономическую часть Cоглашения об ассоциации Украины с ЕС, встал вопрос о том, как поведет себя Россия. В украинских и российских либеральных СМИ стала настойчиво проводиться мысль о том, что оснований для ответных действий вообще нет, так как соглашение об ассоциации ничем РФ не угрожает. Однако такой сценарий маловероятен. Не случайно канцлер Германии А. Меркель после подписания соглашения заявила, что ратифицировано оно будет только после переговоров Украины и ЕС с Россией.
Главный смысл соглашения о евроассоциации – создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗСТ). Если обычная зона свободной торговли предполагает отмену ограничений на движение товаров между государствами-участниками, то ГВЗСТ требует полной унификации законодательства с правовыми нормами ЕС в области внешней торговли, инвестиций и антимонопольного регулирования. Кроме того, страна, участвующая в евроассоциации, должна следить за изменениями законодательства ЕС и своевременно вносить изменения в свои законы. ГВЗТ ЕС с Украиной начнет действовать после ратификации соглашения всеми членами Евросоюза. Однако зона свободной торговли может быть введена уже осенью.
По словам заместителя главы российского МИДа Василия Небензи, проанализировавшего в «Известиях» экономические последствия подписания соглашения с ЕС для Украины и России, обе зоны свободной торговли (СНГ и ЕС) базируются на принципах ВТО. Однако, несмотря на смысловую схожесть, между ними есть принципиальные отличия. Договор о зоне свободной торговли СНГ закрепляет сложившийся в течение 20 последних лет взаимовыгодный, равноправный характер торгово-экономических отношений стран СНГ и стимулирует его дальнейшее развитие. Евроассоциация же навязывает Украине ряд крайне болезненных количественных ограничений примерно по 40 товарным позициям, вынуждая привести свое законодательство в соответствие с нормами и стандартами ЕС. Примечательно, что в практике ЕС есть «обычные» соглашения о зоне свободной торговли, которые заключены, например, с Южной Кореей и Чили. Украине же был навязан крайне жесткий вариант соглашения, который больше похож на те, что подписывали при присоединении к ЕС страны Восточной Европы. При этом никаких перспектив вступления в ЕС соглашение о евроассоциации Украине в отличие от них не дает.
Соглашение о евроассоциации преподносится нынешними киевскими властями как залог европейского будущего Украины и необходимое условие внутренних реформ, которые нужны для соответствия экономики требованиям Евросоюза. В действительности же соглашение является крайне асимметричным, и гораздо больше выгоды из него извлекут крупнейшие экономики ЕС. Если внутренний рынок Украины откроется для европейских производителей практически сразу, то украинским компаниям для доступа на европейский рынок необходимо соответствовать европейским стандартам. В результате на Украину после вступления соглашения об ассоциации в силу хлынет поток дешевых европейских товаров, что может грозить негативными последствиями для России и потребует принятия ответных мер.
Общую позицию по евроассоциации Украины странам Таможенного союза выработать пока не удалось. Предложение России принять резолюцию по новому торговому режиму для Украины, как сообщили 30 июня «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве, было отвергнуто Казахстаном и Белоруссией. Понять их позицию можно. Астана находится в процессе вступления в ВТО, который может быть заблокирован Киевом. Белоруссия же имеет с Украиной тесные экономические связи, которые в результате односторонних мер могут пострадать. К тому же соглашение еще не вступило в силу, и его реальные последствия для экономик стран ТС пока ясны не в полном объеме.
Тем не менее в соответствии с правилами ТС Россия после отказа Белоруссии и Казахстана может принять защитные меры в одностороннем порядке. Правда, в этом случае возникнет опасность реэкспорта украинской продукции из Белоруссии и Казахстана, с которыми у России действует единое таможенное и экономические пространство. Однако при резком росте импорта по какой-то товарной категории Москва может задействовать внутренние механизмы ТС, запрашивая Астану и Минск о причинах роста импорта и вводя по ним ограничения.
По словам министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева, для всех стран ТС можно прогнозировать три основных негативных экономических эффекта от ассоциации Украины с ЕС. Во-первых, в среднесрочной перспективе произойдет ослабление деловых контактов, что приведет к снижению объема взаимной торговли и снижению экономической активности. Во-вторых, возникнет риск реэкспорта товаров с минимальной степенью переработки и вытеснения украинских товаров с собственного рынка под давлением дешевых европейских товаров. «После внедрения европейских технических, санитарных и прочих регламентов большинство, во всяком случае украинских, предприятий при их уровне технической оснащенности не смогут продавать продукцию на собственном рынке или в Европу и повезут ее опять же в страны Таможенного союза, создавая конкуренцию нашей продукции», – заявил он в интервью «Эксперту». В-третьих, возникнет угроза притока еще большего количество трудовых мигрантов, количество которых с учетом событий на юго-востоке Украины может вырасти на 1,5-2 млн. человек.
По словам В. Небензи, один из ключевых мотивов соглашения о ГВЗСТ – получение преференциальных условий доступа на конкретный товарный рынок. Для Украины таким рынком в ЕС может быть продовольственный. Но именно в сфере сельского хозяйства соглашение о евроассоциации содержит наиболее заметные ограничения. Так, ЕС согласен освободить от пошлин всего 400 тыс. тонн украинской кукурузы, экспорт которой в европейские страны по данным за 2012 г. составил 6 млн. тонн. Подобные же ограничения существуют по импорту мяса, мясопродуктов, пшеницы и других сельскохозяйственных товаров. В результате активного развития птицеводства объем экспорта мяса птицы с Украины в первом полугодии 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г. вырос в 2,5 раза. Более 70% поставок приходится на страны Таможенного союза. В страны ЕС Украина, производящая 1,2-1,4 млн. тонн курятины в год, может беспошлинно ввести всего 40 тыс. тонн.
По большинству товарных позиций ассоциация с ЕС открывает сельскохозяйственный рынок Украины для европейских товаров. Поскольку дотации сельхозпроизводителям в ЕС значительно выше, европейские товары будут стоить дешевле и единственным рынком, на котором украинские аграрии могут сбыть свою продукцию, окажется Россия и страны ТС. В соответствии с приложением 6 к соглашению о зоне свободной торговле СНГ такая ситуация позволяет России отказаться от беспошлинного ввоза товаров с Украины. При этом никаких заградительных пошлин для украинской продукции российские власти вводить не собираются, планируя лишь повысить их до уровня, предусмотренного обязательствами в рамках ВТО. Ввозные пошлины на украинские товары при этом вырастут с 0 до 7,1%.
Несмотря на все попытки Украины переориентировать свою продукцию на другие рынки, Россия до сих пор остается для нее главным рынком сбыта. В 2013 г. на нее приходилось 24% украинского экспорта, тогда как на следующую за ней Турцию – всего 6%. По оценке российского Комитета гражданских инициатив, перенаправить на другие рынки Украина сможет не более 15% той продукции, которая поставлялась России. В результате потери экспортной выручки в течение первого года евроассоциации могут составить до 15 млрд., а общая стоимость шокового сценария разрыва отношений с Россией достигнет 33 млрд. долл.
Учитывая, что компенсировать эти потери нечем, экономические перспективы Украины выглядят довольно мрачными. Но это – её собственный выбор, точнее, выбор правящей ныне в Киеве верхушки и в его плачевных последствиях, кроме себя самой, винить некого.
______________
Фото – http://bloknot.ru/v-mire/ukraina-podpisala-soglashenie-ob-e-konomicheskoj-assotsiatsii-s-es.html