
В столице Приднестровья Тирасполе состоялся круглый стол на тему «Подписание соглашений об ассоциации Евросоюза с Молдовой и Украиной: опыт, риски, возможности». Он был организован социально-патриотическим клубом «Сталинград–Приднестровье», созданным весной нынешнего года. Это одно из первых его публичных мероприятий.
Эксперты продолжают обсуждать изменившуюся геополитическую реальность в регионе. Как известно, Молдова уже не только подписала, но и ратифицировала соглашение об ассоциации с ЕС. Это произошло в рекордно короткие сроки – меньше, чем за неделю. Против ратификации в молдавском парламенте проголосовали только 4 депутата из 101.
В форуме участвовали эксперты из Приднестровья – экс-министр иностранных дел республики Владимир Ястребчак, выступивший с основным докладом, первый заместитель Приднестровского республиканского банка Ольга Радулова, первый проректор Приднестровского госуниверситета Наталья Никифорова, а также депутаты парламента республики Олег Василатий, Александр Коршунов и Григорий Дьяченко. Кроме них, приехали гости из Кишинева и Гагаузии – глава Чадыр-Лунгского района Гагаузии Сергей Бузаджи и представители Партии социалистов РМ Александр Одинцов и Анатолий Лабунец.
Руководитель социально-патриотического клуба «Сталинград–Приднестровье» Антон Онуфриенко и первый заместитель председателя Приднестровского республиканского банка Ольга Радулова
Общий вывод круглого стола таков – соглашение об ассоциации способно принести много проблем и экономике, и социальной сфере Молдовы, Приднестровья и Украины. То есть потенциальных рисков будет намного больше, чем возможностей.
И В. Ястребчак, и А. Одинцов, и С. Бузаджи еще раз обратили внимание на то, что в Молдове подготовка документа велась кулуарно, без широкого обсуждения с экспертами и обществом. По словам В. Ястребчака, «на протяжении длительного времени молдавские власти стремились всячески избегать дискуссий по этому вопросу». Мажоритарная Коалиция проевропейского правления решила, что подпишет этот документ в любом случае – несмотря на разногласия в молдавском обществе по поводу европейской интеграции, а также неоднозначные предварительные оценки документа.
Как отметил А. Одинцов, оригинал соглашения был подготовлен на английском языке, то есть многим в Молдове и в Приднестровье с самого начала трудно было судить о его деталях. Затем документ был парафирован, а в 2014 году, после обострения кризиса на Украине, Евросоюз начал усиленно подталкивать Молдову к его форсированному подписанию. Что и случилось – за спиной у народа.
Около 80% положений соглашения начнут временно применяться уже осенью нынешнего года. На первый план выходит вопрос, а что произойдет после этого? Какую дальнейшую перспективу обозначат для молдавского общества власти РМ? И как они будут объяснять ситуацию России, чтобы избежать потери восточных рынков? По словам В. Ястребчака, все это непонятно.
Как сказал представитель Гагаузии С. Бузаджи, вместо реального анализа условий соглашения власти в Кишиневе используют пропагандистские мифы, которые сводятся к классическому «Европа нам поможет». Никто не говорит о том, что Молдова столкнется с большими трудностями при внедрении европейских технических регламентов, а без такого внедрения рынок ЕС для РМ будет закрыт. Замалчивается то, что беспошлинные квоты, выделенные Евросоюзом для РМ в рамках соглашения, совсем не покрывают объемов производства в том же сельском хозяйстве. «Если мы потеряем рынок России, то куда нам деть 4 тысячи тонн персиков, 4,5 тысячи тонн винограда, 2 тысячи тонн слив? Я говорю только о Гагаузии, в масштабах же Молдовы производство всего этого и многого другого, естественно, куда больше», – отметил С. Бузаджи.
Большую тревогу сегодня вызывает и будущее молдавских трудовых мигрантов в России. По словам А. Одинцова, после подписания соглашения над ними нависает угроза самых различных ограничений – вплоть до визового режима и депортации.
«В России работают 25 тысяч гагаузов. Только благодаря этому их семьи, оставшиеся на родине, могут оплачивать коммунальные услуги по действующим в Молдове европейским тарифам. Что будет с людьми теперь? Все эти проблемы ведь лягут не на политический класс РМ, а на плечи простых граждан», – добавил С. Бузаджи. При этом широко разрекламированный безвизовый режим со странами ЕС вопроса с трудоустройством не решит: он ведь предоставлен только для туристических целей и не дает обычному гражданину возможностей «зацепиться» в Европе.
Депутат приднестровского парламента О. Василатий делает такой прогноз – с учетом того, что европейскую интеграцию не принимает половина молдавского общества, подписание соглашения может привести к дестабилизации молдавского государства. Люди будут протестовать как против нарастающей бедности, так и против подрыва социальных основ своей жизни (семьи, православной культуры) всякими законами о сексуальных меньшинствах, «равенстве шансов» и т.д.
* * *
Много вопросов по-прежнему связано с тем, как подписание и ратификация соглашения повлияют на Приднестровье. На них молдавские власти тоже не отвечают. А между тем, по словам В. Ястребчака, в соглашении говорится о неких новых принципах регистрации организаций, занимающихся коммерческой деятельностью. Стоит еще раз вернуться и к требованиям о переходе производства на евростандарты. Как все это скажется на Приднестровье? Сохранится ли, в частности, нынешняя упрощенная система регистрации приднестровских предприятий в Молдове? Какими будут правила выдачи сертификатов происхождения? Если они усложнятся, то режим автономных торговых преференций, который Евросоюз сохранил для Приднестровья до 2016 года, превратится в пустую декларацию. Никто не сможет им воспользоваться, отметил экс-министр иностранных дел.
В работе круглого стола участвовал экс-министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак
Как подчеркивает О. Василатий, ведущие приднестровские предприятия сегодня способны выдержать конкуренцию на европейском рынке. Способны по своему технологическому уровню. Однако конкурировать с производителями ЕС им помогают и определенные внутренние преимущества – низкая цена на энергоресурсы в Приднестровье, а также специальные условия хозяйствования в различных отраслях.
«Этих конкурентных преимуществ мы, скорее всего, будем лишены, так как в ЕС есть свои требования и к энергетическому рынку, и к нормативам в области сельского хозяйства, и даже к налоговой системе. Наши несоответствия европейскому рынку в любой момент могут стать поводом для приостановки беспошлинного режима и последующих разбирательств. Все это, согласно соглашению, может продолжаться до полугода. Между тем остановка любого нашего предприятия даже на месяц смерти подобна», – сказал О. Василатий.
Это проблема немалого масштаба с учетом того, что сегодня в западном направлении продолжает идти львиная доля приднестровского экспорта. Первый заместитель председателя Приднестровского республиканского банка О. Радулова назвала на круглом столе следующие цифры: на ЕС приходится 41% экспорта из ПМР, на Молдову – 38%. 5% идут на Украину, которая тоже подписала соглашение об ассоциации с ЕС.
Еще одно выступление – первого проректора Приднестровского госуниверситета Н. Никифоровой, занимавшей в свое время пост вице-премьера правительства ПМР, позволило взглянуть на социальный аспект соглашения «РМ–ЕС». Главный вывод в том, что гипотетическое распространение действия этого документа на ПМР может сломать системы образования, пенсионного обеспечения и социальной защиты в республике.
«Эти системы строились, исходя из постсоветского и российского опыта, и необходимых кадров для реформирования их по евростандартам нет. И ментально население к этому не готово. Могу привести пример системы образования Молдовы, где есть и соответствующие кадры, и материальные вложения. Но тем не менее мы видим, что попытка ее реформирования в соответствии с европейским уровнем привела к тому, что сегодня очень активно звучат предложения об отставке министра образования РМ в связи с итогами выпускных экзаменов. В прошлом году их не сдали порядка 40% выпускников, в нынешнем году процент не сдавших еще выше», – отметила Н. Никифорова.
По ее словам, в Приднестровье такие процессы тоже приведут к снижению уровня образованности населения. Что же касается систем социального обеспечения, то внедрение евростандартов здесь может обернуться, прежде всего, повышением пенсионного возраста (в Приднестровье он ниже, чем в Молдове).
Представители Партии социалистов Республики Молдова Александр Одинцов и Анатолий Лабунец (слева направо)
Эксперты круглого стола согласились в том, что хорошим выходом для Приднестровья по-прежнему была бы выработка отдельных правил в торговле с ЕС на определенный, достаточно длительный переходный период. Это, пожалуй, главный путь. Тут возможны различные решения. По словам В. Ястребчака, многое будет зависеть от нового состава Европейской комиссии и от её подходов к сотрудничеству с Россией в контексте региональной ситуации.
_____________
Фото – автор