
Сегодня наиболее жаркие новости на Украине подбрасывают, конечно, не черноморские пляжи, а настоящая фронтовая действительность Донбасса. Вместе с тем жизнь, как говорится, продолжается, и с наступлением «макушки» лета так и хочется хоть на недельку забыть о постоянных фронтовых сводках и окунуться с головой в теплые и ласковые волны Азовского или Черного морей.
На протяжении многих лет все члены моей семьи отдыхали в «Жемчужине Приазовья» в славном городе-курорте и городе-труженике Бердянске. Дабы не ломать семейных традиций, мы, киевляне со стажем, решились на путешествие к морю и в этом году. Вот только посовещавшись на семейном совете, приняли решение, что сначала «в бой пойдут одни старики», т.е. мы – старшее поколение, а уж потом, после нашей «разведки», отправится в дорогу и молодежь.
Путешествие на машине из Киева в Бердянск заняло, как обычно, чуть более десяти часов. Пугавшие нас (через отечественные СМИ) блокпосты практически не задерживали. Тем более что Днепропетровск мы просто объехали, а запорожские «охранные заставы» и «крепостные сооружения» на днепровских мостах придерживали нас лишь на несколько секунд и то по введенному режиму «стоп-контроль».
Но чем ближе оказывались мы к желанному югу, тем больше становилось всевозможных блокпостов и все меньше и меньше автомобилей на дороге. Известная с советских времен трасса Москва – Симферополь, особенно после Запорожья, была практически свободной. Что резко бросалось в глаза – абсолютное отсутствие автомобилей с белорусскими и российскими номерными знаками, которых в прежние годы было видимо-невидимо. А практически все придорожные кафе замерли в «режиме ожидания».
Преодолев последний рубеж стоп-контроля у самого Бердянска, обеспечивающий безопасность международной трассы Ростов-на-Дону – Одесса – Кишинев, что проходит вдоль Приазовья и Причерноморья, мы благополучно прибыли на заветный «кусочек пляжа». Отдых начался.
Кто хоть раз бывал в Бердянске, тот знает, что жемчужиной этого курортного города является знаменитая Бердянская коса, которая в прежние годы была рада вместить всех желающих, даже сверх нормы. Сегодня ситуация там с точностью до наоборот… Если в прошлые годы более половины ее летних обитателей были россияне и белорусы, сегодня здесь их нет. Стоят безлюдными красавцы-отели и пансионаты с зазывающей рекламой. Многочисленные пляжи для неорганизованных автотуристов, некогда заполненные и отдыхающими, и их «автоконями», как говорится, «на все сто», сегодня на многие километры пустынны. Для владельцев мест отдыха и «пунктов питания» на Бердянской косе разразилась настоящая катастрофа с последующим, что не исключено, прекращением прибыльного бизнеса.
Редкая машина промчится по бетонке, а километры пляжей превратились в настоящий кусок пустыни с невостребованным морем
Одиноко, как редкие фигуры на пляжах, стоит безлюдный блокпост, призванный, видимо, защитить Бердянскую косу от «российских оккупантов». Свою задачу он, очевидно, выполнил, раз уж покинут вооруженными обитателями.
Все, кто живет за счет летнего периода на косе и с кем пришлось беседовать «за жизнь», единодушны в одном – вина за безлюдье на курорте целиком и полностью лежит на центральных киевских властях с их «майданным наполнением». Ввергнув страну в хаос и войну, они не думают о последствиях своих действий. Речь веду, разумеется, не только о сорванном курортном сезоне, но и о куда большем…
Конечно, нельзя сказать, что отдыхающих в городе и на его замечательных пляжах вообще нет. Они есть, но в основном это представители того многочисленного класса, который может себе позволить отдохнуть в Приазовье, лишь максимально экономя на всем и везде. Работают детские оздоровительные лагеря, но, увы, далеко не все. «Чайка», «Сокол» и «Азовец» превратились в безжизненные городки, в которых не слышно детских голосов, нет призывного утреннего радио-подъема, а их пляжи в прямом и переносном смысле превращаются в дикие.
Бросается в глаза, что стало значительно больше отдыхающих из украинских регионов – харьковчан, луганчан, дончан, сумчан, днепропетровцев и, конечно же, запорожчан. Но меньше видно киевлян и представителей западноукраинских регионов. Объяснение этому элементарное: под влиянием СМИ в умах простых людей укоренилось, что все Приазовье – это зона проживания «сепаратистов». Вот и результат – в одной стране живем, а друг друга боимся, отсиживаемся каждый на своем хуторе…
Не обойти и щекотливую «российскую тему». Как бы ни старались отцы города, но без нее – никак с учетом практически полного прекращения потока туристов из России, что сразу сказалось на наполнении городского бюджета. Да и доходы частного бизнеса стремятся к минимуму. Куда ни придешь, на каком пляже ни задержишься, везде слышен «плач коммерсанта», подсчитывающего убытки от обмеления туристского потока из России.
Из-за происходящих на Юго-Востоке боев не состоится в этом году ставший популярным Бердянский кинофестиваль. Не приедут известные российские эстрадные артисты, на концерты которых шли и отдыхающие, и местные жители. Заметно беднее на людские потоки стал и сам Бердянск, который всегда жил активной курортной жизнью. Сегодня его уютные центральные улочки, особенно в утреннее и дневное время, непривычно пустынны. Все это, мягко говоря, выводит из себя владельцев всевозможных лавочек и магазинов, организаторов аттракционов и морских прогулок, продавцов всевозможной сувенирной продукции и, конечно же, напитков различного применения и градусности.
В утренние часы особенно пустынно выглядит центральная набережная Бердянска
Курорт давно известен своим коронным морским продуктом – бычком, памятник которому стал символом города. Сегодня бычок-кормилец из символа стал превращаться в реальность бытия, и на пляжах, набережных, всевозможных молах и иных гидротехнических сооружениях можно увидеть массу местных жителей и отдыхающих, активно ловящих эту былинную рыбу. С учетом реалий сегодняшнего дня рыбалка для них уже не только сочетание приятного с полезным, но и активный компонент экономии семейного бюджета. Сами бердянцы и гости города-курорта, занимающиеся ловлей бычка-кормильца, шутят, что они создают серьезную конкуренцию представителям промышленного лова.
Любовь горожан к шуткам ярко проявляется еще в одной части жизни города – на центральном рынке. Кстати говоря, цены здесь в два раза ниже, чем в Киеве. Причем цены – на все! И если в прежние годы торговаться практически не доводилось (не хочешь брать – ищи дешевле и хуже), то сегодня на городском рынке курортник чувствует себя королем. А самыми запоминающимися призывами торговцев есть те, в которых они просят экономных курортников спасти жизнь умирающей от голода семье продавца.
С юмором у бердянцев всё в порядке
Может, кому-то мой рассказ покажется не совсем уместным, учитывая войну в стране. Но я потому и взялся рассказать о том, что сам видел и слышал, во-первых, чтобы прекратили муссировать «крымскую тему» и радоваться, что «у соседа хата сгорела», а во-вторых, в надежде приблизить те прежние добродушные времена, когда россияне, белорусы и украинцы были желанными гостями ласкового Приазовья. Я – за то, чтобы нефтяники Тюмени и картофелеводы Гомельщины вместе с черниговчанами и сумчанами спокойно попивали холодное пивко на бердянском пляже, закусывая сочным бычком, и их дети и внуки не спрашивали друг у друга, на чьей стороне воюет их папа или дед.
Еще не поздно сделать так, чтобы Приазовье вновь стало не только местом отдыха тела и души, но и местом единения славянской дружбы. Да и только ли оно одно на нашей земле?