Казахстан и ВТО: торг не уместен - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.03.2023 |

Казахстан и ВТО: торг не уместен

Не так давно власти Казахстана заявили о том, что в текущем году республика пополнит список членов Всемирной торговой организации (ВТО) и тем самым завершит 18-летний цикл сложных переговоров. Хотя событие, радостное как для Астаны, так и для её зарубежных бизнес-партнеров, среди российских экспертов оно вызвало беспокойство. Опасения связаны с тем, что Казахстан может согласиться со вступительными условиями Евросоюза и США, которые стремятся обеспечить доступность российского рынка для своих товаропроизводителей. В ходе прямых переговоров с Москвой относительно вступления России в ВТО американским и европейским политикам и бизнесменам не удалось достичь поставленной задачи.

Теперь они намерены взять реванш в случае с Астаной. Речь идет не о кровной мести. Казахстан имеет упрощенный режим торговли с Россией в рамках Таможенного союза. Поэтому достаточно обеспечить свободный доступ западных товаров на рынок азиатской республики, а интеграционные «шестеренки» сделают за западный бизнес нужное ему дело.

Однако под угрозой могут оказаться автомобилестроительная и авиастроительная отрасли российской промышленности, что, по оценкам чиновников РФ, весьма чувствительно для страны. Кстати, подобные опасения высказывают не только в Москве, но и в казахстанской экспертной среде. Здесь отмечают, что доля промышленности в республике небольшая и поэтому Астане будет трудно убедить завсегдатаев клуба ВТО сохранить защитные меры.

Действительно, казахстанский рынок с населением свыше 17 млн. человек трудно назвать лакомым кусочком, за который может развернуться борьба. По этой причине заморские бизнесмены, прицеливаясь к республике Центральной Азии, все же «стреляют» по общему рынку стран Таможенного союза, прежде всего России, где людей больше, и живут они зажиточнее. К слову, казахстанские власти не только осознают такое положение дел, но даже используют его для привлечения дополнительных инвестиций в экономику республики. При этом они подчеркивают, что налоги в Казахстане ниже, чем в России, а таможенные и экономические границы между странами размытые.

В таком поведении нет ничего предосудительного, поскольку работающие в стране компании оказываются в одной правовой и экономической зоне с российским бизнесом и вынуждены играть по общим правилам. Другое дело – облегченные условия во внешней торговле, способные – при отсутствии защитных мер – подорвать развитие целых отраслей экономики стран Таможенного союза. 

Таким образом, само по себе вступление Казахстана в ВТО не несет рисков для России или Белоруссии. Опасения связаны с условиями, на которых Астана вольется в глобальный торговый клуб, в котором, кстати, уже восседает Россия. Заметим, что последнее обстоятельство не подрывает экономических устоев партнеров Москвы по интеграции на постсоветском пространстве. Почему же Казахстан должен нарушить идиллию спокойствия?

Прежде всего, не стоит пренебрегать страховочными «узлами», которые имеются в Таможенном союзе, а в перспективе в Евразийском экономическом союзе. Речь идет о механизме принятия решений, позволяющем любому из государств-участников интеграции наложить вето на меры, которые несут экономический ущерб и не отвечают принципам организации. Даже если Казахстан согласится с условиями ВТО, они не будут приняты в Таможенном союзе. Причем не только из-за России, но и из-за Белоруссии, которая также столкнется с «проблемным импортом» продукции из Европы и США, поступающим через Казахстан.

Кроме того, утверждать, что Казахстан безропотно соглашается с членами ВТО, не верно. Астана подала заявку на вступление в «торговый картель» еще в 1996 году. В этом смысле республика может войти в историю Всемирной торговой организации как страна, с которой вели наиболее затяжные переговоры. С одной стороны, большой срок говорит о серьезных намерениях Астаны стать членом ВТО, с другой – указывает на сложность переговорного процесса, в ходе которого приходилось отстаивать интересы страны. Кстати, последний аспект не скрывают чиновники экономического блока правительства.

«На самом деле процесс (вступления. – Ред.) очень сложный. Но мы находимся на завершающем этапе, отстаиваем все свои необходимые требования, которые мы хотим использовать еще и после вступления в ВТО. Поэтому эти переговоры у нас идут сложно и достаточно долгое время», – посетовала в июне и.о. директора департамента развития внешнеторговой деятельности Министерства экономики и бюджетного планирования РК Алия Алимбетова.

Любопытно, что в свое время Казахстан предлагал странам Таможенного союза сообща вступить в ВТО, одновременно и на одинаковых условиях. Такой подход упрощал Астане путь в глобальный торговый клуб, в то же время исключал коллизии, с которыми сегодня сталкивается республика в ходе дискуссий с участниками ВТО. Однако этот план перестал быть актуальным после того, как Россия стала полноправным членом торговой организации. Оказавшись перед таким фактом, Астана обратилась к Москве с просьбой посодействовать ей во вступлении в торговый клуб.

«Мы сейчас уперлись в стену. Шли в фарватере с Россией, поддерживая ее уровень защиты, а сейчас встали […] Единственная возможность – вместе создать российско-казахстанскую делегацию и с ЕС, и Америкой, которая не пускает нас в ВТО, [чтобы] вести переговоры», – отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в октябре 2013 года на заседании Высшего евразийского экономического совета в Минске.

В таком предложении должна быть заинтересована Москва, поскольку совместные действия предохранят от того, что Астана заключит с ВТО «мир» на невыгодных для России условиях. Впрочем, поддержка в переговорном процессе оказывается. И, как говорит главы МИД РК Ерлан Идрисов, «эти контакты помогают Казахстану в этом плане с ЕС и США».

Впрочем, есть и другие обстоятельства, которые заставляют Казахстан удерживать рубежи на переговорном процессе. Прежде всего, речь идет о вопросах устойчивого роста экономики. Известно, что одним из главных камней преткновений стали меры поддержки государством сельского хозяйства страны. Уступки в этом вопросе негативно сказались бы на аграрном секторе. В то же время за 18 лет переговоров по вступлению в ВТО экономика страны изменилась. В последние годы государство взяло курс на индустриализацию и поддержку инновационных предприятий. Эксперты неоднозначно оценивают первые результаты, но для всех очевидно, что прозрачные торговые барьеры в рамках ВТО способны губительно сказаться на амбициозных проектах казахстанских властей.

Планы по индустриализации экономики – это не только экономический проект, но и политический. Одна из главных целей – показать, что Казахстан движется в направлении развитых экономик мира. Фиаско в данном случае способно обернуться экономическим ущербом, подпортить репутацию не только республики, но и властей, которые заявляли о планах Казахстана к середине текущего столетия войти в число 30 успешных стран мира. Естественно, что никто не станет наступать на горло собственной песне.

Выходит, что Казахстан и Россия и на сей раз оказались в одной лодке. Взять, к примеру, автопром. Теперь эта отрасль есть не только в России или в Белоруссии, но и в Казахстане. Президент страны, в свою очередь, периодически призывает чиновников поддержать национального производителя и приобретать машины исключительно отечественной сборки.

К слову, другой такой «песней» является интеграция на постсоветском пространстве, инициатором которой выступил в начале 1990-х годов именно Казахстан. В этом смысле соглашение о вступлении в ВТО на условиях данной организации фактически поставит крест как на Таможенном союзе, так и на Евразийском экономическом союзе. Как минимум Астана окажется перед непростым выбором: или интеграция на постсоветском пространстве, или давняя мечта – вступить в глобальный торговый клуб. Понятно, что это даже не выбор, а неловкое положение. Не говоря уже о том, что Астана таким образом может утратить доверие своего стратегического партнера – Москвы, с которой она связывает свои долгосрочные приоритеты развития. С другой стороны, не лишне напомнить и об экономическом ущербе. Не будем забывать, что Россия во внешней торговле Казахстана занимает первое место, а это – порядка 25 млрд. долларов товарооборота в год.

Получается, что невступление Казахстана в ВТО несет угрозу Таможенному союзу или России, а членство Москвы в этой организации усложняет вступление в нее Астаны. Хотя первоначально считалось, что российская «прописка» в ВТО открывает Казахстану двери туда. Этот факт обозначил в октябре 2013 года первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, назвав Астану «заложником», с которой переговоры по вступлению в торговую организацию ведут для того, «чтобы войти на наш рынок (России. – Ред.) ровно на тех условиях, которые мы отвергли». Чтобы пополнить ряды ВТО, Казахстану проще покинуть интеграционные проекты, в которых присутствует Россия. Но в таком случае страна утрачивает интерес ЕС или США.

Кстати, примерно об этом говорил на 10-м заседании Берлинского Евразийского клуба (структура, призванная укрепить отношения Казахстана и европейских стран. – Ред.) исполнительный директор Eurasian Trasition Group политолог Михаэль Лаубиц. «Когда мы говорим о достижениях последних лет и даже последних месяцев в переговорном процессе, мне кажется, что сейчас некоторые политики на Западе рассматривают Всемирную торговую организацию и Евразийский экономический союз как противоречивые направления. И, может быть, поэтому осознанно или неосознанно препятствуют или препятствовали вступлению Казахстана в ВТО», – отметил эксперт.

Возникает и другой вопрос: какие преимущества получит Россия от членства Казахстана в ВТО? Экономики двух стран будут объединяться в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а кооперация усиливает позиции бизнеса на глобальных рынках. В том числе в рамках ВТО. Это значит, что двум странам теперь недостаточно наращивать торговый оборот, а следует стремиться к тому, чтобы их предприятия более тесно работали, дополняли друг друга и тем самым усиливались. Хотя речь идет об отдельных компаниях и бизнес-проектах, для всех очевидно, что фактически мы говорим об увеличении доли двух стран в мировой торговле и о конкурентоспособности на глобальной арене. Кстати, на это указывает пример объединенной Европы, где компании из разных стран активно сотрудничают, создают качественную продукцию и более успешно продвигают ее на рынках третьих государств.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4639
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика