
Из всех восточноевропейских элит, пожалуй, именно прибалтийские обладают повышенным чувством своего мессианства. Это – типичный эффект неофитства правящих классов Литвы, Латвии и Эстонии, которые, пребывая в восторге от вхождения своих государств в «западный мир», теперь горят желанием приобщить к ценностям «настоящей цивилизации» тех, кто еще не имеет счастья ими насладиться. В первую очередь, конечно, своих бывших сограждан по усопшей «тюрьме народов» (иначе Советский Союз здесь не называют).
Мешая политику с экономикой
Прибалтийские республики ощущают себя стражами эдакого «фронтира», где идет борьба за вектор интеграции – европейский или евразийский. Они, в частности, принимают активнейшую деятельность в делах «Восточного партнерства», специально созданного для того, чтобы перенацелить политику республик бывшего СССР в сторону Евросоюза.
Взять, к примеру, нынешнего президента Латвии Андриса Берзиньша. Он столь много путешествует по постсоветскому пространству, нанося визиты в разные регионы, что некоторые даже заподозрили его в тайном отступничестве от евроатлантистских идеалов. Так, глава латвийского Института внешней политики Андрис Спрудс заявил, что А. Берзиньш, похоже, больше ориентируется именно на восток, чем на запад. Дескать, президенту комфортнее общаться с теми политиками, с кем можно говорить на одном языке, да и на востоке ему всегда обеспечен радушный прием. На деле же все, конечно, куда глубже… «Важно найти в Азии стратегических партнеров, готовых через Латвию работать с Евросоюзом. Мы делаем в этом направлении очень многое, и в странах Азии это высоко ценят», – сказала пресс-секретарь президента Лига Крапане.
Недаром, у Латвии в Средней Азии есть два отдельных посольства – в Узбекистане и Казахстане. Для маленькой небогатой республики, не способной позволить себе содержать разветвленные дипломатические структуры по всему миру, это является знаковым показателем.
Только за последние месяцы А. Берзиньш посетил с официальными визитами Узбекистан, Таджикистан и Монголию. Летал он туда не в одиночестве, но в сопровождении огромных делегаций из чиновников высокого уровня и бизнесменов. В ходе встреч с тамошними руководителями Берзиньш не жалел цветистых слов и высокопарных выражений. «Монголия стала более привлекательным государством, где экономика показывает устойчивый и быстрый рост. Мы приветствуем реформы и ее успех в создании демократического общества», – заявил он, например, в Улан-Баторе. И добавил: «Наши земли разделены большим географическим расстоянием, а наши страны имеют различную экономическую структуру. Все же именно эти различия позволяют и дают нам возможность дополнять друг друга. Мы не конкуренты – мы есть и мы можем быть хорошими партнерами. Товарооборот между нашими странами имеет большие возможности для роста и диверсификации».
А вот что Берзиньш поведал в Узбекистане: «Говоря об идеях сотрудничества, я хотел бы привести один пример – вскоре будет начата реализация проекта для поддержки Таможенной службы Узбекистана, совместно финансируемого Латвией и США. Мы видим большой потенциал в коммерциализации Северной сети поставок (в Афганистан. – Авт.), развивая далее, таким образом, транспортное сообщение между Азией и Европой. Кроме того, мы готовы оценить наши возможности расширения возможностей уже действующего контейнерного поезда «Балтика-транзит». Сотрудничая в сфере логистики, Латвия готова предложить преимущества наших свободных портов и специальных экономических зон для транзита узбекских товаров. Примечательно, что после визита президента Каримова в Ригу свою работу в Латвии начал дистрибьюторский центр узбекских товаров, направления деятельности которого простираются дальше в Европу. Мы рады, что трансконтинентальный авиарейс Ташкент – Рига – Нью-Йорк отмечает десятилетие своего существования».
Особое внимание эмиссары из Прибалтики уделяют Казахстану – тут регулярно гостят делегации с туманных берегов северо-западного моря. Здесь, правда, они не могут пока похвастаться особыми успехами.
Совсем по-другому обстоит с Украиной, Грузией и Молдавией, подписавшими недавно договоры об ассоциации с Евросоюзом. Государства Балтии рассматривают это в качестве своего особого успеха – и действительно, за прошедшие годы они приложили массу усилий для того, чтобы данные документы оказались подписаны. И теперь готовы продолжать вести «младших товарищей» по тракту евроинтеграции. На днях депутат Сейма Латвии Илзе Винькеле оповестила, что парламент предложил Грузии, Молдавии и Украине свою помощь. «Заключенные этими государствами соглашения об ассоциации с ЕС означают более тесное сотрудничество, интеграцию по признаку европейских ценностей. Это касается демократии, управления государством, прав человека, борьбы с коррупцией и так далее», – сообщила И. Винькеле. И далее: «Основной контроль производит Евросоюз, но Латвия также предложила свою экспертизу по некоторым секторам. Мы предлагаем свой опыт в организации законодательства по требованиям Европы».
«Оставьте нас в покое с вашей геополитикой!»
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус, объясняя, почему парламент этого государства в порядке особой срочности ратифицировал договора Евросоюза с Грузией, Молдавией и Украиной, подчеркнул, что данные соглашения не только помогут странам скорее провести «демократические реформы», но и принесут экономическую выгоду в долгосрочной перспективе всему ЕС, так как рынок довольно быстро расширяется. Экс-премьер Литвы Андрис Кубилюс оказался более откровенным: «Подписание соглашения об ассоциации – геополитический исторический перелом, весь смысл которого мы будем в состоянии осознать только через несколько десятилетий». Он объяснил: «Это в корне меняет будущее России, так как это поможет РФ выбраться из своей ямы постимперских синдромов. Мы можем радоваться тому, что старое геополитическое видение – более безопасное и европейское пространство между Литвой и Россией – начинает становиться реальностью. Дальнейшая задача Литвы – четкая перспектива членства в ЕС стран «Восточного партнерства», которые подписали соглашение об ассоциации. Старая Европа все еще избегает четкого определения такой перспективы. Литва должна взять на себя инициативу, сосредотачивая политическую волю ЕС на четком определении такой перспективы. Очередной саммит« Восточного партнерства», который состоится в следующем году в Риге во время председательства Латвии в ЕС, должен дать эту перспективу. Литва обязана призвать Латвию взяться за такую задачу. Украина, Молдавия, Грузия после подписания соглашений об ассоциации оказываются на пути европейских реформ. Задача Литвы – поддержать их в этом конкретными действиями».
Забавно, но внешнеполитические амбиции элит то и дело входят в противоречие с интересами бизнесменов. В начале года латышская пресса опубликовала крик души президента Латвийского рыбопромышленного союза Дидзиса Шмитса, умолявшего не злить Россию. «Активная деятельность Латвии в рамках «Восточного партнерства» может представлять лишь угрозу экспорту наших товаров. В течение всех двадцати трех лет независимости мы, рыбопереработчики, свободно торгуем своей продукцией в магазинах всех государств, состоящих в «Восточном партнёрстве». У нас нет проблем с продажей наших товаров в Грузии, в Армении, в Казахстане, на Украине или Молдавии. Ясно, что это так называемое Восточное партнёрство создано, чтобы раздражать Россию. И понятно, что Россия как-то противодействует этому – что мы видели на примере Литвы. Латвии не надо проводить какую-либо особую политику. Если бы мы глупо ринулись на войну в рядах этого «Восточного партнёрства», то первыми бы и погибли. Но ведь это как раз то, что мы сейчас делаем! Мы рискуем потерять весь рынок Таможенного союза, а это Россия, Казахстан, Белоруссия и скоро уже и Армения. Эти всё геополитические игры, что ведут против России Германия и другие…» – заклинает Д. Шмитс. И в трезвости взгляда ему не откажешь.
Действительно, в экономическом измерении успехи Прибалтики на постсоветском пространстве довольно скромны. Что особенно заметно на примере Казахстана, представляющего особо лакомый кусок для «миссионеров Европы». Товарооборот этой страны с Израилем, например, в пять раз больше, чем с той же Латвией. Недавно казахстанский политолог Марат Шибутов подвел неутешительные для прибалтов итоги: «На мой взгляд, все три прибалтийские республики упустили свой шанс на сотрудничество со странами региона (Центральная Азия. – Авт.) ещё восемь лет назад. В 2006 году, когда «КазМунайГаз» хотел купить Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, а ему не дали, – вот тогда и был поворотный момент. С тех пор страны Центральной Азии, которые сами хотели войти в бизнес прибалтийских стран, утратили интерес к этой теме». В настоящее время, по словам М. Шибутова, существенно улучшилось сотрудничество с Китаем, появился Евразийский экономический союз, поэтому актуальность контактов с Прибалтикой осталась в прошлом. Да и предложить ничего особо интересного она не в силах – наиболее удобные транзитные пути идут на запад через Россию и Белоруссию.
По словам специалиста, сотрудничество центральноазиатских государств идёт больше по линии двусторонних отношений с отдельными странами Евросоюза (в основном Западной Европы), нежели с самим ЕС. Так и выгоднее, и быстрее: брюссельская бюрократия слишком неповоротливая. Это естественным образом обесценивает посреднические потуги прибалтов. Однако их деятельность на восточном направлении, естественно, будет продолжаться. Ведь успех, достигнутый на пути «интеграции» Молдавии, Грузии и Украины, внушает надежду на то, что сферу влияния ЕС и США за счет государств постсоветского пространства можно расширить еще больше…