
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Киргизской Республики Асанбек Алымкожоев на пресс-конференции в Бишкеке сообщил, что на территории страны в период с 25 июля по 1 августа пройдут миротворческие учения государств-членов Организации договора о коллективной безопасности «Нерушимое братство-2014».
Целью учений является повышение качества взаимодействия и сотрудничества между миротворческими контингентами Коллективных сил ОДКБ, совершенствование практики командиров всех степеней по подготовке операций и управлению контингентами сил ОДКБ при выполнении миротворческих задач, совершенствование выучки личного состава.
Контингенты Вооруженных сил стран ОДКБ представлены Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. Задачи, которые предстоит решать обучаемым, заключаются в получении практики действий в условиях труднодоступной горной местности с блокированием и уничтожением незаконных вооруженных формирований и противодействием массовым беспорядкам.
Примечательно, что сроки проведения учений совпали с событиями 15-летней давности, произошедшими на юге Киргизии и вошедшими в историю под названием Баткенские. В ходе их Вооружённые силы Киргизии и Узбекистана в течение трех месяцев вели боевые действия против вторгшихся на территорию республики боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ).
30 июля 1999 года в районе села Зардалы Баткенского района Ошской области появилась группа вооруженных людей из примерно двух десятков человек. Затем их численность стала быстро расти. Начиная с 13 августа против боевиков развернулись активные боевые действия. К 30 августа на юге Киргизии уже действовало два очага напряженности: к Баткенскому району добавился Чон-Алайский. Лишь к началу ноября киргизские военные сумели выдавить с территории республики бандформирования ИДУ.
Генерал-полковник Абдыгул Чотбаев, командовавший в период Баткенских событий объединенной группировкой войск, позднее рассказывал: «У нас были планы взаимодействия. Из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана при нашем штабе постоянно дежурили их представители, офицеры. Узбекистан помогал нам своей авиацией, нанося ракетно-бомбовые удары по местам возможного расположения боевиков. Россия оказывала техническую помощь, присылая технику, стрелковое оружие. Все старались помочь нам в отражении агрессии».
В течение зимнего и весеннего периода 1999 -2000 годов правительство Киргизии при военно-техническом содействии стран-союзников (прежде всего России) укрепляло границы и готовило войска к новой возможной агрессии. Прогноз подтвердился, когда 2 августа 2000 года боевики появились на территории Сариасийского района Сурхандарьинской области Узбекистана, а 11 августа начались боестолкновения на киргизско-таджикской границе. В октябре боевые действия прекратились.
Правительственные войска ведут артиллерийский огонь по позициям боевиков ИДУ
По сообщениям СМИ первая Баткенская кампания унесла жизни 32 граждан Киргизии, в том числе 17 погибли на поле боя. На повышение боеспособности войск республика в этот период израсходовала 400 млн. сомов. Но последствия баткенских боев оказались куда более глубокими.
Заметим – каждая вылазка боевиков совпадала с активной фазой наступательных действий талибов в Афганистане, а в 1999 году она началась на фоне передачи функций охраны государственной границы Киргизии российскими пограничниками своим киргизским коллегам.
На тот момент существовало множество версий о целях, преследовавшихся вторгшимися боевиками. Наиболее популярные из них сводились к планам создания «исламского государства в Ферганской долине», прикрытию наркотрафика, отвлечению сил потенциальных союзников Ахмад Шаха Масуда. Версия, которая, к сожалению, не получила должного анализа, заключалась в попытке рассорить соседей по геополитическому треугольнику «Ферганская долина – Памир – Таримская впадина», тем самым дестабилизировать обстановку во всей Центральной Азии. Заметим, между регионами существует устойчивая историческая связь, а потому взаимозависимость происходящих в них событий исключать нельзя.
Как справедливо замечает доктор исторических наук Александр Князев, «в целом события 1999-2000 годов в Киргизии и Узбекистане стали серьезным предупреждением того, что на едином региональном и даже субрегиональном геополитическом пространстве нет замкнутых, ограниченных какими-либо рамками проблем. Все, что происходит, обязательно находится в комплексе взаимопроникающих причинно-следственных связей».
Следствием Баткенских событий стали активизировавшиеся процессы по установлению линии государственной границы между Киргизией и Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Явление закономерное, но, как правило, не обходящееся без раздоров. Конфликт сторон – лучшее условие для продвижения коварных замыслов противника.
Например, общая протяжённость киргизско-узбекской границы составляет 1378 километров. Описанными и согласованными из них являются 1007 км, а 371 км (что составляет 27%) остается спорным. Разногласия вызывают 58 участков. Границы между республиками в советский период были административными, общепризнанной линии их прохождения не существовало, а делимитировать их в условиях горной местности непросто. К тому же, если новые государственные границы не совпадают с границами этническими и культурными, общественное мнение не приемлет введения пограничных ограничений. Конфликт углубляется, если общественное мнение находится под прессингом непростых межэтнических отношений, сложившихся в приграничье.
Поэтому «послебаткенский» период существования государств Центральной Азии – это серия пограничных инцидентов между Киргизией и Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Информационное агентство АКИpress приводит статистику: в 2013 году в Киргизии зафиксировано 34 пограничных инцидента. Из них 19 произошли на киргизско-таджикском участке границы, 15 – на границе с Узбекистаном. В 2012 году этот показатель равнялся 44. Не является ли данное противостояние подтверждением реализации замыслов стратегов двух баткенских вылазок?
На практике эффект противостояния может быть многократно усилен, если в него вдруг вольются могучие международные силы, религиозные экстремисты-фанатики, огромные финансовые средства. И если страны Центральной Азии не преодолеют свою разобщенность, не договорятся о совместных усилиях, регион может стать центром настоящей геополитической катастрофы.
Асанбек Алымкожоев – боевой генерал, прошедший Афганистан, проявивший лучшие командирские качества в ходе Баткенских событий, считает, что Киргизия должна быть готова к новой форме войны, которая будет носить очаговой характер с вовлечением гражданского населения. По его словам, в последние годы войны происходят именно так в Афганистане, Сирии. Руководитель киргизского Генштаба в своих высказываниях конкретен: «Война как бы полупартизанская, диверсионная, скрытая. Не видно воюющих сторон. Везде внезапно взрывают, потом стрельба. Нападают на мирный город, и дальше вот такие вот последствия. Когда подсчитывают убытки, всегда попадают простые граждане, которые ни в чем не виноваты. Уже классической войны, как в 1941 году, в дальнейшем не будет. Экономическая или информационная война идет всегда».
Дестабилизация обстановки в центральноазиатских государствах может быть лишь частью большого плана по созданию мощного очага напряженности вокруг России. Именно вокруг нее, как считает А. Алымкожоев, создается «дуга угрозы» со стороны членов НАТО. По его словам, об этом свидетельствует ситуация на Украине, таким же образом разваливали и Югославию.
Очевидно, что разбалансированное центральноазиатское направление будет нести для РФ реальную угрозу, что ярко проявилось в ходе Баткенских событий 1999 -2000 годов. Возвращение России в Центральную Азию – потребность времени и главный урок тех огненных дней. Оно подкреплено главным тезисом Бишкекской декларации Шанхайской организации сотрудничества 2007 года: «Стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены, прежде всего, силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных отношений».
Россия, предпринявшая в регионе шаги по укреплению экономических позиций, своей «жесткой силы» путем создания военных баз в Киргизии и Таджикистане, вместе с тем не должна забывать и о расширении гуманитарного влияния в регионе. Чтобы подтвердить свои доводы, обратимся в этой связи к русским военным востоковедам, на практике превращавшим народы Центральной Азии в друзей. Русский геополитик Андрей Снесарев утверждал: «Экономические завоевания идут теперь впереди военных. Не та нация сильна, которая завалила всю страну штыками, а та, которая держит в своих руках сети экономических завоеваний!»
В свою очередь легендарный русский полководец Михаил Скобелев в бытность ферганским губернатором в особой записке, датированной 1876 годом, докладывал: «Туркестанский край держится до сих пор скорее обаянием, соединенным с беспристрастными славными делами в течение последних десяти лет, чем силою наличного числа войск».
В городе Жалал-Абад 11 апреля 2013 г. был открыт мемориал в память о погибших в Баткенских событиях
Сегодня Россия и ее партнеры по ОДКБ и ШОС создают разного рода «пояса безопасности» (антитеррористический, антинаркотический) в Центральной Азии. Но не настала ли пора, прислушавшись к голосу мудрых предков, поговорить о поясе гуманитарном, как обеспечивающем эффективное функционирование всей системы региональной безопасности?
Ментальность жителей Центральной Азии меняется коренным образом и в ускоренном темпе. Еще 15 лет назад нельзя было предположить, чтобы военные государств Центральной Азии, два из которых являются членами ОДКБ, смотрели друг на друга через прицел оружия, которое к тому же и стреляет. Для воинских формирований государств ОДКБ, вероятно, пора сформировать единые моральные ценности, которые при необходимости позволят выполнять им боевые задачи и не только в ходе учений.
Заметим, что полтора века назад именно русские военные, оказавшиеся не только полководцами, но и учеными, стремившимися познать яркий мир Азии, смогли принести в него «обаяние» России, наполнив его созиданием.
Надо учитывать, что есть и другие мнения. Портал PRO-KG.com в факте возможного участия российских военных 9 мая 2015 года в параде в Бишкеке по случаю 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне увидел некую опасность для Киргизии: «Становится очевидным, что Россия берет под полную «опеку» парламентский и свободолюбивый Кыргызстан, тому подтверждение последние события и символичные соглашения в области военно-технического сотрудничества между Кыргызстаном и Российской Федерацией».
К огорчению указанного портала, посыл начавшихся учений государств-членов ОДКБ исключает какую-либо «опеку» и носит гуманитарный характер, подчеркивая приоритет нерушимого братства, как главного условия безопасности центральноазиатского региона. Того самого братства, благодаря которому мир избавился в 1945 году от коричневой чумы фашизма, а в 1999-2000 годах была достигнута победа в Баткенских событиях.
__________
Фото – http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/povtornoe-vtorzhenie-boevikov-v-kyrgyzstan-ispytanie-na-prochnost-batken-1999-2; http://www.for.kg/news-222032-ru.html