Сегодня мы можем стать свидетелями углубляющегося «экономического развода» между Приднестровьем и Республикой Молдова. «Развод» в экономике – это сложнее, чем в политике. При этом, как и в политике, он может быть «цивилизованным» и, соответственно, не очень.
Молдова и Приднестровье сегодня – это различные образования с точки зрения геополитической ориентации, социальной сферы, образования и многого другого. В этом они очень разные. Как Запад и Восток. Но экономика еще держит их вместе. Приднестровье экспортирует в Молдову более трети своих товаров. Это серьезная цифра. С другой стороны, и Молдова поставляет много чего в Приднестровье. Если взять все это и одним махом обрубить, то потери будут большими для всех.
Тенденция к «экономическому разводу» обозначилась уже после того, как в ответ на заключение и ратификацию соглашения об ассоциации «РМ-ЕС» Россия подписала с Приднестровьем семь межведомственных соглашений о сотрудничестве. Пять из них связаны именно со сферой экономики. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил тогда, что Москва видит две задачи – сформировать условия для переориентации приднестровских товаров на российский рынок (около 77% поставок из ПМР, напомним, сегодня идет в РМ и страны ЕС, на Россию приходится только 13-14%), а также поддержать Приднестровье с точки зрения создания новых рабочих мест.
Надо сказать, что события, затрагивающие региональную экономику, развиваются очень быстро – фактически на наших глазах на европейском и евразийском пространстве возникает новая система разделения труда и рынков. Кто-то, во всяком случае пока, уже не будет участвовать в производственных и торговых цепочках на российском рынке. Мы говорим, с одной стороны, о Молдове, на сельхозпродукцию которой после подписания соглашения о евроассоциации наложено эмбарго в целях защиты российского рынка (а там, где нет эмбарго, – установлены пошлины), с другой – о странах Европы и Америки, попавших под ответные санкции РФ.
Это значит, что если те же молдавские или польские яблоки не попадут в Россию, то туда попадут яблоки из других стран. Приднестровье сегодня закономерно видит в этом свой шанс закрепиться на российском рынке. Даже уже есть примерные подсчеты, сколько бы ПМР могла для россиян произвести свежих, замороженных и консервированных овощей и фруктов, мясных изделий, колбас и консервов. Но произвести мало, все это должно еще добраться до России, а добираться придется через Украину.
Сегодня никто не возьмется сказать в деталях, какой в итоге будет схема экономических отношений в нашем большом регионе, включающем в себя Приднестровье, Украину и Молдову. Ситуация и без того была неопределенной, а события на Украине и вовсе внесли элемент хаоса. Но набросать ряд опорных тезисов можно, что мы и сделаем для нашего читателя.
* * *
В конце нынешнего года в Молдове состоятся парламентские выборы. Несмотря на сегодняшние выступления молдавских фермеров, столкнувшихся с российским эмбарго и требующих от своего правительства пересмотреть условия отношений с ЕС, ситуация с геополитическим выбором Молдовы вряд ли изменится в пользу Евразийского экономического союза. Прозападные элиты по-прежнему на порядок лучше структурированы, за ними – финансовый, административный, медийный и всякий другой ресурс. Кроме того, мы видим, что в последние месяцы даже ведущая оппозиционная сила в Молдове – Партия коммунистов фактически отказалась от идеи евразийской интеграции. То есть ситуация еще более усугубилась. Поэтому надо исходить из того, что выборы никаких геополитических сюрпризов не принесут, Молдова благополучно продолжит свой путь по сближению с Европой, а соглашение об ассоциации с ЕС будет успешно внедряться.
5 августа 150 грузовиков и тракторов, 500 человек заблокировали несколько трасс национального значения. Не добившись реакции властей, молдавские фермеры двинулись на Кишинев
Суть в том, что Евросоюз научился работать с любыми политическими силами, которые приходят к власти в Молдове. В результате и возникают такие парадоксы, при которых партия, победившая под лозунгами сближения с Россией и Белоруссией, в итоге первой провозглашает курс на европейскую интеграцию. Так будет и сейчас – состав правящей коалиции в результате недовольства и протестов может измениться, но прозападная политика останется.
Что касается молдавских фермеров, то какая-то часть из них найдет другие рынки сбыта, какая-то часть разорится, а кому-то (но точно не всем) поможет правительство. То есть будет сделано все, чтобы разобщить агробизнес и не допустить здесь какого-то «единого фронта».
Есть мнение, что нынешние выборы будут последними, на которых «евроинтеграторы» одержат победу, а в 2018 году молдавский народ, дескать, окончательно проснется и… Да, все возможно. Но такое предположение спорно по нескольким причинам: через четыре года реализация соглашения об ассоциации с ЕС продвинется довольно далеко, далеко может зайти и военно-политическое сотрудничество Кишинева с НАТО, кроме того, в Молдове еще более усилятся позиции Румынии. И очень сомнительно, чтобы в этих условиях Запад позволил РМ совершить «геополитический переворот» в 2018 году, даже если для этого будет социальная база. Это практически невозможно сейчас, тогда же это будет тем более невозможно.
* * *
Итак, мы принимаем почти как аксиому, что Молдова уходит в ЕС. Это значит, что российский рынок и далее будет принимать защитные меры в отношении продукции из РМ.
Тут возникает вопрос, связанный с тем, что Приднестровье де-юре остается таможенной территорией Молдовы. Чтобы оно не попало под «дружественный огонь», то есть под эмбарго и пошлины со стороны РФ, нужно как-то разграничить приднестровские и молдавские товарные потоки. Сегодня в этом не совсем ясная ситуация.
У России здесь есть два пути. Первый путь – политический: опираясь на Московский меморандум 1997 года, в котором есть положение о праве ПМР на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, рассматривать Приднестровье как отдельную таможенную территорию. На это Москва все-таки, думается, пока не пойдет.
Второй путь – более тонкий и опосредованный, он предполагает, что из режима эмбарго будут изыматься не территории, а отдельные (в данном случае приднестровские) предприятия. То есть можно составить список этих предприятий и разрешить им ввоз сельхозпродукции в РФ.
Приднестровские аграрии считают, что можно поступить и по-другому – поскольку в республике много мелких поставщиков, стоило бы подумать о создании холдинговой структуры, которая бы централизованно и занималась экспортом в Россию. Это бы упростило жизнь всем.
Есть, впрочем, еще один момент, связанный с молдавской таможней. Она может принять решение по принципу «если мы (Молдова) не можем экспортировать те или иные товары в Россию, то и вы (Приднестровье) не будете их экспортировать». Исходя из этих соображений, РМ может отказать в таможенном оформлении тех же яблок, слив, консервированных овощей и другой сельхозпродукции из ПМР. Москве и Тирасполю нужно держать в уме и такой вариант.
* * *
Задача России сегодня прежде всего в том, чтобы не позволить заблокировать Приднестровье. Только решив ее, можно говорить о дальнейших поэтапных шагах, в том числе по переориентации части приднестровского экспорта на восток.
Пока не совсем понятно, как предстоящее внедрение соглашения «Молдова-ЕС» (а оно начнется уже с сентября) скажется на непосредственном торгово-экономическом обмене между двумя берегами Днестра. Не исключено, что Молдова станет требовать от Приднестровья введения определенных стандартов в соответствии с подписанным ею соглашением, в том числе по техническим условиям, пошлинам и акцизам.
Но решающее значение в региональных экономических процессах будет иметь, конечно, позиция Украины. Есть ли опасность того, что Киев в какой-то момент закроет транзит из Приднестровья в РФ через свою территорию? Тут наш анализ вступает на зыбкую почву, потому что сегодняшние действия украинского руководства часто не поддаются логике. Из-за этого вероятность различных неблагоприятных сценариев есть всегда.
Однако все-таки, взвесив все «за» и «против», мы дадим такой прогноз – ситуация на приднестровско-украинской границе будет напряженной, там происходят и будут происходить всякие вещи, в том числе с непропуском российских граждан, но приднестровский экспорт пока не тронут. В том числе и потому, что Европейский союз сегодня не совсем заинтересован в эскалации – он, напротив, рассчитывает, что до конца 2015 года Приднестровье так или иначе присоединится к европейской зоне свободной торговли вместе с Молдовой.
Но повторим – ситуация в регионе развивается быстро, потому возможны различные повороты, в том числе и резкие. Остается, например, вопрос: что произойдет, если Молдова откажется предоставлять таможенное оформление приднестровским товарам? Как Украина будет реагировать в этом случае? Поддержит Кишинев или нет?
__________
Фото – http://novosti.protv.md/article/obscestro/moldavskie-fermery-prizyvayut-prisoedinitsya-k-zabastovke-inache---651691.html