
Идея вступления Украины в НАТО продвигается некоторыми украинскими политиками с момента нежданно свалившейся на неё независимости. Если, конечно, не считать мнения диаспоры и бандеровского подполья на территории УССР. И чем дальше от 1991 года, тем настойчивее становятся попытки эту идею воплотить в жизнь.
Начав диалог о сотрудничестве с Североатлантическим альянсом с первых дней независимости, уже в 1994 году Украина присоединилась к рамочному документу НАТО «Партнёрство ради мира», а в 1997 году была подписана «Хартия об особом партнёрстве между Украиной и НАТО».
Поскольку руководство страны всегда находилось под мощнейшим влиянием США, делавших всё возможное для превращения этого государства в антироссийский форпост, Леонид Кучма, известный не только как второй президент, но и как автор русофобской книги «Украина – не Россия», законодательно закрепил перспективу членства страны в НАТО. В качестве стратегической цели это положение вошло и в закон об основах внутренней и внешней политики, и в военную доктрину Украины.
Тем не менее Л. Кучма показался Вашингтону недостаточно антироссийским правителем. Одной из причин этого стало продолжавшееся украинско-российское сотрудничество в оборонной промышленности. «В 2002 г. в Лондоне на выставке военной техники американцы открытым текстом заявили, что расценивают «Кольчугу» как удар по их обороноспособности. И тут же предложили купить наш «Топаз». Я им ответил: «А что, японцы могут приехать в Америку и купить ваш оборонный завод?» Американцы отбыли ни с чем, а через три-четыре месяца разразился «кольчужный» скандал», – рассказывал в 2007 году председатель правления государственной акционерной холдинговой компании «Топаз» Юрий Рябкин. (1)
Речь идёт о производившемся Украиной комплексе радиоэлектронной разведки «Кольчуга». А «кольчужный скандал» – обвинения украинского руководства в продаже данных комплексов Ираку, находившемуся на тот момент под международными санкциями.
Двумя годами ранее была предпринята попытка государственного переворота, инициированная спецслужбами США. Л. Кучму обвинили в причастности к похищению и убийству малоизвестного журналиста Георгия Гонгадзе. Обвинение было основано на записях разговоров Кучмы, якобы сделанных сотрудником государственной охраны Николаем Мельниченко, в которых тогдашний президент выражал своё недовольство критикой со стороны журналиста. В рамках акции «Украина без Кучмы» впервые были опробованы методы «цветных» революций, массовые беспорядки со штурмом административных зданий, а также массированная пропагандистская кампания в СМИ. Украинский парламент в течение 2001 года несколько раз безуспешно пытался объявить Кучме импичмент.
Все эти недружественные шаги стали причиной изменения политики Украины. Разъярённый Кучма поменял закон об основах внутренней и внешней политики, а также военную доктрину, в которых не осталось и следа от курса на вступление в НАТО.
В начале 2005 года в результате антиконституционного государственного переворота к власти в стране пришли националистические силы, возглавляемые Виктором Ющенко, жена которого Кэтрин-Клер Чумаченко не просто являлась гражданкой США, а длительное время проработала в Госдепартаменте. С первых же дней своего правления Ющенко повёл Украину в НАТО. Всем государственным органам было вменено в обязанность на своих сайтах открыть страничку с агитацией за вступление в военно-политический блок.
Апогеем пронатовской истерии стали последние дни марта 2008 года, когда Ющенко, премьер Юлия Тимошенко и спикер парламента Арсений Яценюк втайне от страны и даже депутатов Верховной рады подписали «письмо трёх» с просьбой к руководству Североатлантического альянса принять Украину в НАТО на Бухарестском саммите 2-4 апреля. «Письмо трёх» вызвало огромный скандал, на киевский майдан и центральные площади других украинских городов вышли десятки тысяч противников вступления. В основном – сторонники компартии. Эти акции прошли на глазах у прибывшего с официальным визитом в Киев Джорджа Буша, и, как оказалось, размах акций протеста сыграл не последнюю роль в решении США отказать Украине в приёме в альянс.
После победы на президентских выборах Виктора Януковича в 2010 году пропаганда за вступление в НАТО была свернута. Из закона об основах внутренней и внешней политики изъят курс на вступление, но оставлено положение о продолжении сотрудничества с этим военно-политическим блоком при сохранении Украиной внеблокового статуса. (2)
В результате февральского вооружённого государственного переворота 2014 года, организованного США и их союзниками по НАТО, к власти в стране пришли антироссийски настроенные, преимущественно ультранационалистические и неонацистские силы, немедленно объявившие о начале строительства государства по идеалам так называемого украинского интегрального национализма. Данная идеология была разработана в 1920-1940 годы и является, по словам её создателей, компиляцией итальянского фашизма и германского нацизма, адаптированной к украинским условиям. Государство, базирующееся на подобных идеологических установках, не устроило жителей ряда регионов, объявивших о создании независимых государств. Если сопротивление неонацизму в Одессе и Харькове было быстро подавлено, то против Донецкой и Луганской республик официальный Киев под давлением США начал карательную операцию.
В течение апреля-июля 2014 года украинские войска и примкнувшие к ним добровольческие батальоны, сформированные преимущественно из членов неонацистских организаций и группировок, существенно потеснили ополчение Донбасса. Но в конце августа объединённые войска Донецкой и Луганской республик нанесли противнику ряд сокрушительных поражений. Ради того, чтобы оправдать свои поражения, а также колоссальные потери боевой техники и живой силы, в Киеве была придумана дезинформация о российском военном вторжении. Пропагандистская антироссийская истерия стала поводом для реанимации идеи о вступлении Украины в НАТО. На этот раз – для разгрома при помощи натовских солдат ополчения Новороссии и начала боевых действий против России.
После того как 24 августа Пётр Порошенко распустил Верховную раду, на Украине стартовала предвыборная кампания в парламент. Как отмечают политологи, кампания будет строиться на нагнетании ненависти к России и представлять собой состязание в радикализме. Ну а поскольку три волны мобилизации привели лишь к росту потерь правительственных сил до 25 тысяч убитых и раненых, огромному количеству дезертиров и уклоняющихся от призыва, остро встаёт вопрос о том, чьими руками будет сражаться Киев. При этом в условиях жесточайшей цензуры, именуемой «мораторий на критику власти», пропагандистская машина Украины уже сформировала общественное мнение о том, что «отразить российскую военную агрессию» в Новороссии должны солдаты НАТО.
Правда, препятствий для начала долгожданной войны украинских националистов с Россией не своими силами, а руками американских и европейских солдат, существует немало. Первая и главная – Украина не является членом НАТО, и поэтому даже если бы Россия действительно начала военное вторжение на Украину, Североатлантический альянс не имеет оснований для начала против нее боевых действий.
Исправить это «упущение» взялась стремительно теряющая не только рейтинг, но и соратников из ближайшего окружения Ю. Тимошенко. Выступая 30 августа перед своими сторонниками, она объявила о создании 5 сентября инициативной группы по проведению одновременно с парламентскими выборами 26 октября референдума по вступлению Украины в НАТО. (3) Днём раньше А. Яценюк объявил о том, что Кабмин внёс на рассмотрение парламента законопроект, запрещающий стране присоединяться к Таможенному и Евразийскому союзам и восстанавливающий курс на присоединение к НАТО. (4)
Данное заявление прозвучало в один день со словами «хромой утки», коей является нынешний генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен, срок полномочий которого в данной должности заканчивается 30 сентября. Именно по приглашению Расмуссена П. Порошенко присутствовал на саммите НАТО в Уэльсе за одним столом с прочими участниками. Генсек пообещал, что Украина может стать членом блока, если за это выскажется население страны, а она сама будет соответствовать критериям альянса. (5)
Самыми же резвыми оказались прибалты. Президент Литвы Даля Грибаускайте, объявленная виновной в провале Вильнюсского саммита Восточного партнёрства, где планировалось подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, ещё до возможного принятия решения о военной помощи Украине попыталась доказать свою полезность США обещанием послать войска для участия в карательной операции против Новороссии. (6)
Разумеется, вопрос принятия Украины в НАТО может быть решён. Однако скорого приёма не может быть по определению. Во-первых, в стране до сих пор действует законодательная норма о внеблоковом статусе страны. Изменить данную норму несложно, но для этого всё равно нужно время. Во-вторых, даже Расмуссен не скрывает, что для положительного решения требуется воля народа. На сегодня проведение полномасштабного референдума по данной теме с положительным результатом невозможно без массовых фальсификаций, поскольку ряд регионов (Луганская и Донецкая области) в нём участия не примут, а в некоторых других (Одесская и Харьковская области) он может оказаться под угрозой срыва. В-третьих, украинским законодательством до сих пор не прописаны процедуры проведения референдумов, и его срочное проведение из-за этого не может считаться законным.
Самым же серьёзным препятствием является озвученное Расмуссеном требование соответствия Украины критериям альянса. К таковым, кроме всего прочего, относятся отсутствие у государства-претендента спорных территорий, каковыми для Киева являются Крым и Севастополь, и отсутствие на территории претендента вооружённых конфликтов. Разумеется, существуют выходы из данной проблемы. Во-первых, под давлением США прочие члены НАТО могут наплевать на собственные принципы и «не заметить» украинских несоответствий ими же установленным критериям. Но при этом они автоматически вступают в войну с Россией, поскольку Киев вопреки реальности и здравому смыслу настаивает на том, что войну против украинских неонацистов ведут не ополченцы Новороссии, а российские регулярные войска. Насколько сокрушительный удар по престижу НАТО нанесёт это решение, остаётся лишь предполагать.
Во-вторых, Киев может признать российскую принадлежность Крыма с Севастополем, а также независимость Донецка с Луганском, объявив о прекращении боевых действий на востоке страны. А после приёма в альянс заявить о нападении на свою территорию, что автоматически означает вступление в войну войск НАТО.
Впрочем, кроме вышеупомянутых критериев, имеются и другие, которым Украина не соответствует и не будет соответствовать ещё много лет. Да и признание утраты собственных территорий реальным фактом является для Порошенко, Яценюка, Турчинова и прочих деятелей киевской хунты собственным смертным приговором от рук неонацистских группировок, приведших их к власти.
Саммит НАТО, прошедший 4-5 сентября в Уэльсе, подтвердил отсутствие у Украины перспективы полноценного членства в Североатлантическом альянсе. Однако совершенно смешная сумма выделенной альянсом помощи, которой, как выразился экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко, хватит всего на половину современного самолёта, не должна никого смущать. Львиная доля помощи обещана в виде поставок оружия и боевой техники непосредственно от государств-членов. И эта помощь, включая живую силу, уже начала поступать.
Информация о том, что в Донецком аэропорту держат оборону наёмники из Польши, США, Швеции, поступала от правительства ДНР более месяца назад и подтвердилась в ходе штурма аэропорта. На его территории, как сообщают ополченцы, ими замечены как минимум три американских танка. Уже после саммита НАТО киевские журналисты стали свидетелями ДТП с участием грузовика вооружённых сил Украины, управлявшегося и заполненного наёмниками из Европы. Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко выболтал в социальных сетях, что в Уэльсе достигнута договорённость о поставках на Украину вооружений из США, Италии, Франции, Норвегии и Польши. По сообщениям командира обороны Горловки Игоря Безлера, уже после подписания минского перемирия разведкой ополченцев обнаружены минимум две колонны бронетехники правительственных войск, в составе которых присутствуют соответственно 32 и 13 танков иностранного производства.
Таким образом, все разговоры о вступлении Украины в НАТО являются очередными попытками либо запугать Россию перспективой новой мировой войны, либо в угоду американцам втянуть её в такую войну руками украинского руководства. Военные и тайно поставляемая из стран НАТО техника уже убивают жителей Новороссии, после разгрома которой в планах Киева значится атака на российский Крым.
____________
Фото – http://kiyevskiy-drug.livejournal.com/15319.html
1. http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/29050
2. http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2411-17
3. http://www.interfax.ru/world/394127
4. http://www.interfax.ru/world/393989
6. http://www.hotnewsportal.ru/v-mire/item/919-litva-vyshlet-vojska-na-vostok-ukrainy