
Те, кто ожидал, что прошедший 11-12 сентября в Душанбе саммит Шанхайской организации сотрудничества станет нашим радикальным «ответом Чемберлену», простите – НАТО, может быть разочарован. Текст Душанбинской декларации выдержан в подчеркнуто миролюбивом и сдержанном стиле и многим покажется даже излишне благостным. Но другого, пожалуй, и быть не могло, поскольку, вопреки сложившимся стереотипам, ШОС не является военно-политическим блоком и даже не ставит перед собой цели превращения в таковой. Кроме того, в отличие от несколько увлекшегося милитаристской риторикой НАТО, куда входят страны Запада, Востоку не свойственны резкие формулировки и шокирующие пассажи. Тем не менее за обтекаемыми фразами скрывается ясная позиция.
В работе душанбинского саммита ШОС участвовали (слева направо): президенты Киргизии – Алмазбек Атамбаев, Казахстана – Нурсултан Назарбаев, председатель КНР Си Цзиньпин, президенты Таджикистана – Эмомали Рахмон, России – Владимир Путин, Узбекистана – Ислам Каримов
* * *
Прежде всего, в декларации подчеркивается, что «современный мир переживает сложный переходный период, характеризующийся трансформацией всей системы международных отношений в процессе становления многополярного мироустройства». (1) Подобная констатация означает четкую приверженность стран-членов ШОС идее построения многополярного мира и окончания единоличной гегемонии США.
Участники саммита также отметили, что «выступают за уважение самостоятельного выбора народами всех стран путей своего политического и социально-экономического развития». В контексте военного принуждения Украины к ассоциации с ЕС и вовлечения ее в сферу влияния НАТО, а также провоцирования конфликтов на Ближнем Востоке - это сигнал того, что государства ШОС будут последовательно выступать против политики «экспорта демократии».
Для этого «они будут сотрудничать в сфере предотвращения использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности и стабильности государств-членов, а также общечеловеческих моральных основ социальной жизни, пресекать пропаганду идей терроризма, экстремизма, сепаратизма, радикализма, фашизма и шовинизма с использованием сети Интернет». Свое стремление дать отпор «твиттерным» и «цветным» переворотам члены ШОС готовы отстаивать и в ООН посредством поданных ими «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности».
Обращает на себя внимание, что в декларации большое внимание уделено именно ООН как единственной международной организации всемирного характера, не столь подверженной влиянию США. Здесь ШОС ставит перед собой задачи повышения роли развивающихся государств в СБ ООН и соблюдения норм международного права при урегулировании локальных конфликтов. В этой же тональности выдержаны и пункты декларации о необходимости урегулирования кризисов на Украине, в Сирии и Афганистане исключительно политико-дипломатическими методами.
Как отметил в своем выступлении президент РФ В. Путин, «наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими». (2) Учитывая, что общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% площади Евразии, совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения Земли, а экономика включает в себя мощь Китая, России, Индии и т.д., с позицией организации считаться явно придется.
Что касается вопросов внутреннего развития ШОС, на встрече принят ряд принципиально важных решений, которые могут вывести организацию на качественно новый уровень развития. Во-первых, впервые с момента основания организации решено начать процесс ее расширения. Утвержден Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС и новая редакция типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС. Также главы государств поручили Совету министров иностранных дел продолжить подготовку Стратегии развития ШОС до 2025 года, которая будет готовиться под председательством России и утверждаться на следующем саммите в Уфе.
* * *
Разработка стратегии развития организации на столь длительный период приобретает особую важность в свете того, что за более чем десятилетие своего существования ШОС не удалось превратиться из консультационного органа в по-настоящему дееспособную и сплоченную международную организацию. Виной тому как объективные факторы в виде несопоставимых экономических потенциалов государств-членов, неурегулированности приграничных вопросов и игр на противоречиях со стороны геополитических противников, так и субъективные в виде межэтнических конфликтов, отсутствия доверия и влияния личностных особенностей глав государств на политику стран-членов.
Между тем вызовы перед государствами ШОС стоят достаточно серьезные. Прежде всего, в стремлении сохранить мировое господство США и их союзники усилили попытки по дестабилизации всего Евразийского континента. Как отметил президент Казахстана Н. Назарбаев, «серьезную озабоченность у всех у нас вызывает ситуация в Украине. Масштабы влияния кризиса уже давно вышли за пределы этой страны». (3) Параллельно усиливаются угрозы на Ближнем Востоке. Взращенная усилиями США в Сирии радикальная исламистская группировка «Исламское государство» может быть использована для разжигания экстремистских и сепаратистских настроений как в государствах Центральной Азии и Иране, так и на Северном Кавказе и в других российских мусульманских регионах.
Продолжает оставаться главной угрозой для безопасности региона и Афганистан, откуда берут начало маршруты наркотрафика, просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология. Но дело не только в этом. Выводя основные силы из Афганистана в 2014 г., США оставляют там 15-тысячный контингент. В то же время ООН зафиксированы многочисленные факты, когда афганский героин всплывает в Косово и Боснии, в районе Ферфорд в Великобритании, Рамштайне в ФРГ и Морон в Испании, где расположены военно-воздушные базы США. То есть военные США прямо причастны к распространению афганских наркотиков, доходы от которых, в свою очередь, направляются афганскими наркоторговцами на финансирование терроризма. Учитывая, что США «уходя, не уходят», эта порочная практика будет и дальше дестабилизировать обстановку в регионе тем сильнее, чем быстрее будет таять гегемония Вашингтона.
Наконец, ШОС подвержена и внутренним рискам. Как отметил Н. Назарбаев, одной из приоритетных задач организации является решение имеющихся пограничных проблем между государствами-участниками. Например, Узбекистан и Киргизия до сих пор не определили свои границы. Сохраняется конфликтный потенциал в Ферганской долине, существует напряжение по поводу спорных территорий между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном. Отсутствует и согласованная внешняя политика. Если Казахстан тяготеет к евразийским проектам интеграции, то Узбекистан в мае 2014 г. открыл на своей территории представительство НАТО.
Рассматривая вопросы развития ШОС, невозможно обойти вниманием и стоящие перед регионом экономические проблемы. Обеспечение безопасности и стабильности региона невозможно без сокращения бедности, создания рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров, решения проблем водопользования и продовольственных проблем, реализации электроэнергетических проектов и развития инфраструктуры вообще, в том числе и транспортной.
* * *
Несмотря на все сложности и противоречия, перспективы ШОС огромны. Парадоксальным образом новый импульс организации придает давление США и ЕС, которое буквально толкает государства Шанхайской организации сотрудничества в объятия друг друга.
Прежде всего, будущая стратегия развития ШОС отдает приоритет вопросам усиления борьбы с нетрадиционными угрозами. Как следует из декларации саммита, «главы государств выступают за дальнейшее практическое сотрудничество государств-членов ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам безопасности и приветствуют работу по реализации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенции ШОС против терроризма, Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг., Соглашения о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью, Соглашения между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 гг. и Программы действий по ее выполнению, а также Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности». Аналогичны и приоритеты организации в международном сотрудничестве в сфере безопасности.
Что касается экономических аспектов, без которых обеспечение безопасности государств-членов невозможно, ШОС ставит перед собой задачу предпринимать «совместные усилия по созданию благоприятных условий для интенсификации торгово-экономической и инвестиционной деятельности, развитию высокотехнологичных отраслей экономики, модернизации различных отраслей промышленности, реализации проектов развития транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, повышению экономической конкурентоспособности государств-членов, уровня и качества жизни населения на пространстве ШОС». Для финансирования совместных проектов будет продолжена работа по созданию собственного банка развития, а Китай уже сейчас выделит 5 млрд. долл. кредитов для их реализации.
Хотя ШОС не является военной организацией, геополитическое давление США и их союзников может привести к укреплению военного сотрудничества между государствами ШОС, к чему давно стремится Китай. Еще в марте 2011 г., выступая на совещании глав оборонных ведомств, министр обороны КНР Лян Гуанле заявил о готовности поднять военное сотрудничество стран ШОС на новый уровень. Например, обеспечить подготовку военных кадров на специальных курсах с целью углубления взаимопонимания, а также развития общевойсковой, языковой и специальной подготовки в совместных действиях. Китайцы также считают целесообразным создание Объединенного штаба командования вооруженных сил стран-участниц ШОС, формирование совместных миротворческих бригад. Заинтересован Китай и в обеспечении безопасности на объектах инфраструктуры на территории государств региона. (4)
Председательство в ШОС в 2014–2015 году перейдет к Российской Федерации
То, что Стратегия до 2025 г. включит в себя все возможные сценарии развития организации, сомнений не возникает. Геополитическая пощечина США в виде принятия Индии и Пакистана в ШОС – тому подтверждение.
Так что не спешите разочаровываться. «Наш ответ Чемберлену» все-таки дан. По-восточному тонкий.
__________
Фото – http://ria.ru/world/20140912/1023802911.html
- http://www.vb.kg/doc/286384_na_sammite_shos_podpisali_dyshanbinskyu_deklaraciu.html
- http://lite.rian.ru/politics/20140912/1023775844.html#ixzz3D5rrtktg
- http://forbes.kz/process/nazarbaev_perechislil_nereshennyie_problemyi_mejdu_stranami_shos
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=29287:problemyi-voennogo-sotrudnichestva-v-shos&Itemid=125#ixzz3D5qlYgZ8