Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.09.2020 |

Информационные битвы: балтийский плацдарм для российских либералов

Как известно, современные войны ведутся в трех плоскостях: информационной, экономической, и лишь на последнем этапе в ход вступает оружие. И если применение огнестрельного оружия в современном конфликте Русского мира с западным сообществом пока локализовано пределами Донбасса, то баталии за содержимое мозгов уже давно бушуют во всю мощь. В этих условиях особенно ожесточенные «бои» ведутся за Прибалтику, которая все более явственно становится одним из плацдармов информационного наступления на Москву.

На линии фронта

В одном из своих романов Виктор Пелевин так описывает сущность информационного противостояния: «История человечества – это история массовых дезинформаций. И не потому, что люди глупые и их легко обмануть. Люди умны и проницательны. Но они с удовольствием поверят в самую гнусную ложь, если в результате им устроят хорошую жизнь. Это называется "общественный договор"».

Таким образом, каждая цивилизация создает специфическую реальность, построенную на собственных взглядах на историю и современность, на своих особенных традициях и моральных нормах. Соответственно, все войны начинаются после того, как правители того или иного общества объявляют «чужую» реальность вражеской и злодейской. Странам Балтии в этом плане особенно «повезло» – волею судеб они оказались как раз на «тектоническом разломе», пролегшем между российской и западной реальностями. Хотя власти Латвии, Литвы и Эстонии всецело демонстрируют полную приверженность мировоззрению, высшими выразителями которого являются Вашингтон и Брюссель, в этих республиках проживает много русского населения, традиционно ориентирующегося больше на восток, чем на запад. Да и многие природные латыши, литовцы и эстонцы, особенно из тех, кто постарше, еще помнят русский язык и с удовольствием смотрят российские каналы, что усугубляется откровенной убогостью продукта, предлагаемого местными телерадиовещательными компаниями. Дошло до того, что спикер сейма Латвии, одно из первых лиц в государстве, Солвита Аболтиня откровенно призналась, что редко смотрит латышские телепередачи!

Подобное положение дел уже много лет служит предметом озабоченности местной правящей элиты. Но лишь с начала 2014 года, особенно после того, как Крым откололся от захваченного хунтой Киева, власти стран Балтии встревожились по-настоящему. Страх того, что Латгалия и Иду-Вирумаа последуют примеру крымчан, обусловил судорожные попытки обуздать «российскую пропаганду». Это выразилось в запретительных мерах:  например, «Россию-РТР» стали отключать от кабельных сетей под предлогом борьбы с «разжиганием ненависти». Однако подобными действиями проблему не решишь, особенно в наш век интернета и спутникового вещания. Нужно предложить потребителю какой-то равноценный продукт, способный удержать его в кресле без необходимости переключать кнопки на пульте.

Так, премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма заявила в марте, что результаты предпринятого накануне в государстве опроса, в ходе которого 34% респондентов согласились, что у России есть основания для ввода войск в Крым, вызывают у нее глубокую озабоченность. Л. Страуюма отметила, что особенно ее тревога связана с Латгалией, где местами латвийские каналы вообще не транслируются. Она подчеркнула, что государственное телевидение должно создавать более интересные сюжеты и передачи, в том числе на русском языке, чтобы их смотрели и в приграничных районах.

Даже в Полиции безопасности дали понять, что одними запретительными мерами ограничиться нельзя: «Необходимо, чтобы латвийские СМИ предлагали зрителям конкурентоспособные информационные программы».

Вскоре от общих разговоров перешли к конкретным планам. В апреле председатель правления «Латвийского телевидения» Ивар Белте сообщил о проекте создания общего для республик Прибалтики русскоязычного канала. По словам И. Белте, не менее шестнадцати часов его вещания займут приобретенные российские и украинские фильмы и сериалы, которые не будут содержать «пропаганды» и военной темы. На их покупку предполагалось тратить до 2 млн. евро ежегодно. Остальное эфирное время авторы идеи хотели заполнить новостными передачами, информационными программами из Латвии, Литвы и Эстонии, ток-шоу и дискуссиями. По этому поводу политолог Ивар Иябс заявил: «Намерение создать СМИ, способное соперничать с ВГТРК и Дмитрием Киселевым, свидетельствует о том, что у государства появилось понимание значимости русскоязычной части населения».

Коллеги из соседних республик данный проект одобрили, однако камнем преткновения стал вопрос о том, кто и как новый телеканал станет финансировать. Первоначально предполагалось, что затраты на его содержание разделят все три республики, позже стало обсуждаться привлечение европейских денег. В частности, эстонский медиаэксперт Анвар Самост признал: «Даже если бы все три государства Прибалтики объединились в данном начинании и пожелали создать общий канал на русском языке, это оказалось бы слишком дорогим проектом, который мы не можем позволить себе финансово. Поэтому финансировать такое начинание должен Евросоюз. Пусть русскоязычная аудитория, привыкшая к российским телеканалам, переключится на что-то совсем иное, новое, сделанное на высоком уровне, связанное с качественными развлекательными программами и объективными новостями. Это дорого, но по меркам ЕС обошлось бы в приемлемую сумму».

Однако конкретные сроки воплощения данного плана в жизнь до сих пор неизвестны, равно как и точные возможности финансирования. Более того, в какой-то момент речь зашла даже о том, что может не хватить денег на немногие существующие русскоязычные программы! В августе член правления «Латвийского телевидения» Сергей Нестеров признал, что в 2015 году понадобится не менее 1,5 млн. евро, чтобы обеспечить работу службы новостей и существование ряда передач на русском. Он выразил беспокойство тем, что необходимые деньги могут и не изыскать. В то же время С. Нестеров признал, что «Латвийскому телевидению» нелегко конкурировать с российскими телеканалами.

«Креаклы» подоспели на подмогу

После этого государство спохватилось. В сентябре было объявлено, что «Латвийское телевидение» существенно расширяет контент, предназначающийся для русскоязычной аудитории, в частности на канале LTV7 появятся несколько новых программ. Их задача, по словам руководства канала, состоит в том, чтобы «предоставить жителям, для которых латышский язык не является родным, возможность получать правдивую, объективную и профессиональную информацию о событиях в Латвии, странах Прибалтики и в мире». И. Белте по этому поводу удовлетворенно сказал: «Таким образом, закладывается основа для создания дискуссионной площадки для русскоговорящих, на которой мы будем стараться предоставить аудитории нужный и желаемый контент».

Председатель правления «Латвийского телевидения» Ивар Белте

Председатель правления «Латвийского телевидения» Ивар Белте, заявляя, что LTV существенно расширяет контент, предназначающийся для русскоязычной аудитории, не очень распространяется по поводу антироссийского душка этого контента

Выделим наиболее интригующий момент. Власти Литвы, Латвии и Эстонии с самого начала давали понять: «идеологически выдержанный» продукт на русском языке может быть предназначен не только для местных нацменьшинств, но и для российской аудитории! И здесь их намерения вошли в резонанс с устремлениями представителей «либеральной оппозиции» из самой России.

Как известно, в последнее время власти РФ тоже предпринимают шаги к тому, чтобы обеспечить суверенитет информационного пространства внутри страны. Полгода назад совладелец «Rambler & Co» Александр Мамут уволил редактора информационного портала «Lenta.ru» Галину Тимченко, сделав это сразу после того, как этот ресурс получил предупреждение от Роскомнадзора за публикацию экстремистских материалов. Вслед за уходом Г. Тимченко в знак солидарности уволилась и большая часть коллектива, разделявшая ее взгляды. Прошло совсем немного времени, и Тимченко, как и кое-кто из ее бывших сотрудников «всплыли» уже в Прибалтике. Летом в рамках старейшего и наиболее читаемого русскоязычного информационного портала Латвии «Delfi» был запущен особый проект «Спектр», начавший публиковать статьи россиян-либералов, таких как Алексей Венедиктов, Ольга Романова, Артемий Троицкий, Валерий Панюшкин и прочих представителей «креативного класса». Поддерживаемый «Спектром» накал разоблачений «кровавого режима» зашкаливает.

Кстати, редактор не стал сохранять инкогнито. Выяснилось, что это бывший зарубежный корреспондент «Ленты.ру» Антон Лысенков. По его словам, представители «Delfi» сами предложили ему сделать проект для российской аудитории. «Это связано с тем, что в самой России в последнее время закрылось много достаточно хороших изданий и есть ощущение, что информационное поле стало там несколько разреженным. Именно это ощущение и подвигло агентство на то, чтобы провести такой эксперимент и попробовать запустить проект, который будет обсуждать жизнь и важные события для россиян, находясь за пределами России», – пояснил Лысенков. Он уточнил: «Мы планируем, что материалы «Спектра» будут выходить в русскоязычных версиях агентства во всех прибалтийских странах. Кроме того, самые интересные материалы будут еще переводиться на национальные языки, потому что они вызвали интерес у местных жителей. Мы работаем для всех, хотя опять же уточню, что основная наша аудитория – читатели в России».

Зачем руководству портала «Delfi» мог понадобиться подобный ресурс? Возможно, объяснение заключается в том, что этот портал, судя по имеющейся в общественном доступе информации, принадлежит через цепочку посредников компании «TeliaSonera». А та уже, в свою очередь, является собственностью правительств Швеции и Финляндии, а также нескольких фондов, включая американский «The Capital Group Companies». Одновременно, свой собственный проект нового политического массмедиа воплощает и Г. Тимченко. Известно, что новое интернет-СМИ, поиск сотрудников для которого ведется в настоящее время (судя по всему, значительную их часть составят бывшие работники «Ленты»), начнет свою деятельность в течение второй недели октября – тогда же станет известно и его название.

Интересен вопрос финансирования создаваемого Тимченко портала. Первоначально речь шла о том, что требуемые деньги даст не кто иной, как Михаил Ходорковский. Как экс-олигарх объяснял изданию «Ведомости» в июле, он собирался стать пассивным инвестором, а контроль над деятельностью нового источника информации намеревался получить Борис Зимин, сын основателя телекоммуникационной компании «Вымпелком» Дмитрия Зимина. Но в итоге Тимченко так и не сумела столковаться с Зиминым, а вслед за ним из проекта выбыл и Ходорковский. Впрочем, Тимченко договорилась с другими инвесторами, имена которых «светить» не пожелала. «Это не публичные люди, некоторые из них из России, другие – нет, они не имеют отношения ни к политике, ни к медиа», – пояснила она.

Эксперты указывают, что русскоязычное население Балтии используется как среда для запуска и обкатки новых проектов по противоборству с Россией в рамках новой холодной войны. Местным русским, хотят они того или нет, уготована роль первой «цели», с которой новые «информационные пушки» начнут работу по площадям.

_____________

Фото – http://rus.tvnet.lv/novosti/obschjestvo/267966-latviyskoje_tjeljevidjenije_vvodit_chjetirje_novije_programmi_na_russkom_jazikje

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2187
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Тюркский совет Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика