
ARTBAT FEST для знающих – это целый месяц интенсивных мастер-классов, перформансов, выставок, встреч с художниками, для новой публики – знакомство с современным искусством прямо на улицах мегаполиса.
Арбата стало мало
ARTBAT FEST, пять лет назад организовавшийся на алматинском Арбате (кажется, в каждой постсоветской стране есть свой Арбат, где собираются творческие люди), начинался как экспериментальная инициатива. Сегодня это международный крупнейший в Казахстане фестиваль современного искусства.
– Первый год мы работали только с казахстанскими художниками и с имеющимся контентом, нашей задачей было все это сформировать и расставить на Арбате, – вспоминает Игорь Слудский, председатель «Евразийского культурного альянса» – организатора ARTBAT FEST. – Мы не знали, что у мероприятия будет большой резонанс, но уже со второго года он приобрел статус международного. К нам присоединились художники из близлежащих стран – России и Узбекистана.
Сегодня о состоятельности фестиваля можно судить по географии участников, по наполнению и даже по тому, что площади алматинского Арбата для фестиваля уже маловато – он рассредоточился в разных районах города.
– Мне было особенно радостно, что меня позвали. Я думала, какое направление дать пятому ARTBAT FEST и стала активно созваниваться с художниками и не художниками в Алматы, чтобы узнать, что их волнует. Все запросы были вокруг и около города, эта была актуальная тема, – говорит куратор проекта Кристина Штейнбрехер-Пфандт, куратор Венской ярмарки современного искусства. – Мы развили тему «город разума» – smart city и пришли к выводу, что нам нужны работы для городского пространства, которые будут интерактивны со зрителем либо функциональны.
По словам куратора, знакомое всем городское пространство еще не до конца освоено людьми. Другая, не менее важная цель фестиваля – познакомить горожан с местными и зарубежными современными художниками, с помощью их работ создать точку для коммуникаций, пригласить к общению.
Главные лица
И вот наконец свершилось: 16 художников в возрасте от 25 до 45 лет наполнили город своими произведениями. Так, на Новой площади в Алматы можно обнаружить работу Societe Realiste – UN Camouflage. Известная французско-венгерская группа художников создала проект с флагами «Камуфляж» – это реальное соотношение цветовых пропорций настоящих флагов стран мира в стиле «милитари».
В этом проекте главные символы государств переработаны и визуально преображены.
Фотографии «Рожи ветров» российского творческого дуэта МишМаш казахстанцы уже растиражировали в соцсетях, до того им приглянулись «рожицы». МишМаш – это Михаил Лейкин и Мария Сумнина, которые в прошлом году уже участвовали в ARTBAT FEST, в этот раз на фонтане «Неделька» в самом сердце города за государственным театром оперы и балета имени Абая, где с незапамятных времен любит собираться молодежь, авторы развесили куски белого полотнища с прорезями для глаз, носа, рта. Ветер, как натуральный элемент, действует на черты лица, которые улыбаются или нет в зависимости от его дуновения.
Казахстанский художник-авангардист, скульптор Георгий Трякин-Бухаров свою «Весомость» собрал из материалов, которые предназначены для утиля. Центральным элементом исполинской конструкции выступили весы. Автор напоминает, что любое решение, принимаемое в жизни, следует хорошо взвесить, прежде чем сделать выбор.
Художник из Азербайджана, участник многих крупных выставок Рашад Алакбаров назвал свою работу «Проверяй все сердцем». Его называют «мастером теней», он создает инсталляции из предметов, которые в свою очередь отбрасывают тени. И всегда закладывает в них «месседж», послание от автора, которое можно прочесть. В данном случае это одна из цитат великого казахского поэта Абая Кунанбаева.
Работа француза Пьера Лорана «Эрзац» – это идеально выстроенный архитектурный лес в центре города. При этом лес не настоящий, а суррогат. Автор не только обращается к теме экологии, но и хочет донести смысл того, что мы стали забывать о настоящих вещах. Он приглашает человека зайти внутрь «леса», чтобы прислушаться к своим чувствам среди желтых, геометрически выверенных «деревьев».
Казахстанец Абилсаид Атабектов, участник арт-группы «Кызыл Трактор», создал «Кубик Рубика» из красных маков – невероятно красивый, лиричный объект, напоминание всем, ныне живущим, о людях, когда-либо погибших на казахской земле.
Мультимедиа-художник из Москвы Александр Лысов представил работу «Точка встречи» на Арбате. Он работает в стиле генеративного искусства, а его работа – это абстрактное облако, которое пульсирует и время от времени рождает грозу. Таким образом, в городском обжитом пространстве появляется натуральный феномен грозы.
Очень известная и активная художница Сауле Сулейменова отразила в своей работе «Целлофановая живопись» тему экологии (как известно, целлофановые пакеты разлагаются в течение нескольких сотен лет). Сауле из того, что мы привыкли считать синтетическим мусором, создала объект искусства.
Немец Evol – очень известный художник арт-стрит сцены сделал инсталляцию Field 01 – ее можно назвать проекцией на город в миниатюре. Жилые многоквартирные дома, высотки – то, как выглядит наша жизнь со стороны.
Голландско-немецкая группа Refunc уже 10 лет создает так называемые коммьюнити билдинг – художественно-социальные проекты из промышленного и бытового материала для полезного и приятного провождения времени. Так, члены группы снабдили Алматы уличным амфитеатром, где теперь будут проходить кинопоказы и перформансы.
Группа работает по принципу site-specific art (то есть связь с местом), ребята приезжают, смотрят, чего не хватает в конкретном месте, и создают свое произведение. Также эта группа в спальной части города Алматы организовала детскую площадку из резины и дерева.
Российский художник Павел Киселев выбрал себе в качестве площадки 10-метровую стену, которая находится в оживленном месте мегаполиса. Киселев создал эффектную «Стену» с элементами бело-желто-черных деревянных фигур, чтобы пригласить жителей мегаполиса замедлиться, остановиться, почувствовать город по-другому.
«Облако» казахстанского художника Смайла Баялиева – это большая инсталляция, повторяющая человеческую голову.
Британцы Самюэль Адамс и Жан Мохаммед сделали первую совместную работу «Перекресток», используя игровой подход к делу. У дуэта получился объект в стиле минимализма, который могут использовать как дети, так и взрослые.
«Погремушки» казахстанца Сырлыбека Бекботаева – напоминание о том, что традиции сильны, несмотря на то что в процессе глобализации некоторые вещи трансформировались. Если раньше в колыбель ребенку клали погремушки, то сегодня их заменили телевизоры, компьютеры, на которых и растут наши дети.
Немецкие художники Мартин Дэнкер и Фридеман Банц создали Infodrome – подвесную конструкцию из фотографий и рисунков, отображающих время, проведенное ими в Алматы этим летом.
Скульптура казахстанца Арыстанбека Шалбаева «Новый герой» украшает теперь центральную площадь города.
Выставочный марафон
В рамках фестиваля был представлен стрит-арт-проект английского уличного художника Sickboy в одном из элитных районов Алматы. В отличие от остальных объектов фестиваля, граффити, которые каждый год создаются на ARTBAT FEST, навсегда становятся частью городской среды.
– У каждого автора есть свой стиль, который постоянно продолжается, мы видим часть комикса, который развивается, в данном случае это шагающий дом, – комментирует работу куратор фестиваля прошлого года арт-критик Дмитрий Пиликин из Санкт-Петербурга. – Это какая-то собственная авторская мифология, которую не всегда даже можно пересказать, может, это и не нужно. Это работа в виде веселого мультфильма, но все же видим, что внутри дома оказывается человек, который находится в этой движущейся конструкции. В данном случае по-другому начинает работать городское пространство – глухая стена, в которую раньше упирались взглядом, вдруг оживает. Вообще стрит-арт – вроде бы такое хулиганство, но оно согласованно. Согласованность – дело тонкое. В Европе этот термин более прижился, потому что сильно гражданское общество, в частности, оно контролирует региональный городской бюджет, и все утверждения идут с согласия жителей микрорайона. Ничего прямо пропагандистского там не сделать. Как ни смешно, точно так же было во времена Ренессанса, папа римский мог нанять Микеланджело как великого художника, но сказать, что ему делать, даже он не мог, потому Микеланджело делал, что хотел, он считал, что не исполняет чью-то волю, а делает свое в рамках поставленной задачи.
Как такое граффити влияет на городское пространство? По словам Д. Пиликина, на самом деле неважно, где ты живешь – в центре или за его пределами, можно самому исправить район в рамках своих возможностей: создать больше рекреационных зон, эстетических вещей. Даже стена с таким веселым граффити, как у Sickboy, заставляет по-другому относиться к привычному месту проживания.
– У общества есть достаточная ригидность – отставание, потому что художник смотрит дальше. И тут есть элемент соревнования, – замечает Д. Пиликин. – Ведь общество все время контролирует художника, приземляет, относится критично, заставляя его развиваться и делать жесты, не только согласуясь со своим миропониманием. Современное искусство появляется не тогда, когда художник его создал, а когда зритель на него смотрит и получает впечатление.
Также в рамках фестиваля идет и выставочный марафон. Дина Байтасова, куратор выставки «On love and other teachers» (с англ. «Про любовь и прочих учителей»), рассказала, что все молодые художники объединены общей темой – любви. В подземном паркинге представлены работы (живопись, инсталляции, изделия из войлока, граффити) Асель Кадырхановой, Камилы Габдуллиной, Ады Ю, Сырлыбека Бекботаева, Ани Санд, Шолпан Шарбаковой, Анастасии Силкиной, Суинбике Сулейменовой и Айнур Кожабаевой, Алексея Шиндина, Алпамыса Батырова, группы художников Repas.
«Атавизмы» Алексея Шиндина
Асель Кадырханова – «Greenfields of memory»
Долгожданная выставка «Культурный код» известнейшей украинской художницы Оксаны Мась открылась в музее искусств им. А. Кастеева. Оксана приехала, чтобы представить лично свою первую персональную выставку на территории Казахстана. Работы одесской художницы продаются на международных аукционах Christie’s и Sotheby’s.
Оксана в Казахстане впервые, но здесь ее творчество знают давно
Также параллельно идет выставка «Визуальная библиотека», в проекте участвуют Андрей Сяйлев из Самары, Миша Мост из Москвы и Иварс Гравлес из Праги, все трое обращаются к словам, текстам, книгам.
Перформансы – неотъемлемая часть фестиваля. Итальянец Сальваторе Вивиано на Арбате предлагал прохожим надеть пачку и станцевать вместе с ним его музыкально-хореографический этюд, австриец Рене Штессль, художник-повар, сам сварил суп, а прохожие кормили им друг друга во время перформанса «Суп для друга». Коммуникации во время трапезы, как известно, самые сильные.
…Фестиваль ARTBAT FEST завершится в Алматы в конце сентября.
__________
Фото – http://www.kazpravda.kz/news/view/26115 и автор