
В нынешнем году исполняется 20 лет с момента присоединения Молдовы к Содружеству Независимых Государств. Как и при развале СССР, так и при решении вопроса о статусе взаимодействия в рамках СНГ страна была поставлена перед фактом. В первом случае – не будь ГКЧП и «Беловежского сговора», не быть Молдове независимой до сих пор. Во втором случае: соседи есть соседи, и какими бы самостоятельными (читай: прозападными) ни хотелось казаться тогдашним руководителям республики, уживаться вместе с другими бывшими советскими республиками как-то надо было.
Уйти под шумок
Чем больше шагов Молдова делает в сторону Евросоюза и чем напряженнее у нее из-за этого отношения с Россией, тем чаще стали слышны призывы к выводу страны из СНГ. На носу – выборы в парламент (Молдова – парламентская республика), и отдельные силы налегают на антивосточную риторику.
В нынешнем сезоне первой ласточкой стало заявление унионистки и русофобки члена одной из местных либеральных партий Анны Гуцу. Сделано оно было в свете введения РФ эмбарго и таможенных пошлин на ряд молдавских товаров. А. Гуцу призывает пересмотреть сотрудничество Молдовы с Россией и пребывание РМ в СНГ. «Во-первых, в контексте геополитического кризиса Молдова должна четко определить свои отношения с Российской Федерацией. Следует признать охлаждение этих отношений. Во-вторых, правительство должно принять меры в ответ на введение пошлин на молдавскую продукцию и, в свою очередь, ввести пошлины. В-третьих, необходимо начать процедуру выхода Молдовы из СНГ», – заявила политик.
В Молдове уже давно хорошо известно, что А. Гуцу и иже с нею традиционно ненавидят Восток и Россию и тяготеют к «Европам». Несмотря на то, что высшие европейские чиновники плевать хотели на ее, Гуцу, мнение. Это продемонстрировал посвященный языковому вопросу диалог «нашей Ани», как ее окрестили кишиневские журналисты, и главы ПАСЕ Анн Брассер во время визита последней в молдавскую столицу. Председатель ПАСЕ заявила молдавским парламентариям, что язык, на котором говорят в Молдове, называется молдавским. На что А. Гуцу возразила, мол, государственный язык в Молдове – румынский. А. Брассер парировала ей: «Я родом из Люксембурга, и наш официальный язык – люксембургский, а это прописано в законодательстве». Иными словами, если речь идет о Молдове, то будьте добры, соблюдайте политическую волю ее народа и не навязывайте ему другое название государственного языка. Тем более что, как показывает практика, наименование языка страны – вопрос не лингвистический, а политический и гражданский.
Что же касается визитов в Молдову российских чиновников, то любой из них воспринимается Гуцу и ей подобными едва ли не как вооруженная интервенция. Такие русоненавистнические «перлы» часто вызывают у общества лишь кривую усмешку – с 1990-х годов у многих сформировался иммунитет на ксенофобов.
Всё бы хорошо, но вот вице-министр сельского хозяйства Владимир Логин недавно заметил, что «Минсельхоз готов к тому, что Молдова может выйти из состава СНГ».
Нет дыма без огня. А вот и огонь. «Молдова ничего не потеряет, если мы выйдем из СНГ. Если будет референдум, обещаю, что проголосую за выход из СНГ» – это уже слова премьер-министра Юрия Лянкэ. Хотя, когда после недавней встречи с российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным в Кишиневе главе молдавского Кабмина снова задали вопрос о выходе РМ из Содружества, Лянкэ на этот раз предпочел уйти от ответа.
Нет, дело не в сильной харизме Д. Рогозина и в отсутствии оной у Ю. Лянкэ. И не в том дело, что за Россией сила, а за действующей властью нашей страны – лишь обещания и посулы со стороны ЕС, США и НАТО. Дело тут, наверное, в самом характере разговора и в ситуации вокруг молдавско-российских отношений в целом. Д. Рогозин, будучи накануне встречи с Ю. Лянкэ на левом берегу Днестра, заявил журналистам, что Кишиневу не надо ждать его приезда, а «брать ноги в руки и ехать в Москву решать вопросы». Очевидно, что речь идет об ограничениях на импорт нашей продукции в РФ. Также российский вице-премьер пообещал донести эту позицию до молдавского премьера и, видимо, донес, сделав это за закрытыми дверями, наверное, в той же форме и в тех же формулировках, кои продемонстрировал представителям прессы. Может быть, именно поэтому после трудного разговора с зарубежным гостем молдавский премьер решил воздержаться от прямого подтверждения своей ранее обозначенной позиции.
В то же время, по словам вице-министра сельского хозяйства В. Логина, премьер-министр вскоре обратится к странам Содружества с просьбой о созыве заседания по проблеме эмбарго на ввоз товаров в Россию из Молдовы. Но сам Ю. Лянкэ следом поспешил заявить, что «такое обращение, скорее всего, будет проигнорировано». Что это – естественный пессимизм при решении крайне трудной проблемы или подготовка почвы для молдавской и мировой общественности: СНГ, мол, не считается с нуждами РМ и поэтому РМ нечего делать в составе Содружества?
Ничего, кроме потрясений
Выход Молдовы из состава СНГ станет большим потрясением для её населения, считает эксперт по правам человека, бывший депутат парламента Михаил Сидоров. «Это будет не просто смена вектора, а фактический разрыв с той средой, с которой нас связывали многовековые экономические, политические, социальные и культурные связи, не говоря уже о духовном и семейном родстве», – отметил он. По его словам, если власти РМ сделают такой шаг, Молдове придется автоматически выйти из ряда соглашений о взаимном сотрудничестве, которые приносили нашей стране только пользу.
«Двусторонние связи между Молдовой и другими странами-участницами СНГ не заменят взаимодействия в рамках Содружества. Кстати, во что конкретно выльются итоги переговоров на двустороннем уровне, если Молдова все-таки покинет СНГ, – предсказать невозможно. Лично я, например, не уверен, что в свете последних событий Россия захочет устанавливать с Молдовой безвизовый режим, если РМ уйдет в самостоятельное от СНГ плавание. А как быть нашим мигрантам, 60% из числа которых трудятся в России? Им придется всем разом уехать домой и начать оформлять визы. А где гарантия, что даже те из них, кто отвечает нововведениям в миграционное законодательство РФ, вернутся туда на работу?» – заявил М. Сидоров. Он добавил, что «не стоит забывать в данном вопросе и о жителях Приднестровья, Гагаузии и населенных пунктов севера страны, так как эти люди далеко неоднозначно воспримут разрыв отношений с СНГ».
«Очень хочется, чтобы многие соглашения, заключенные в рамках Содружества, работали на практике, но, к сожалению этого не происходит. Россия вводит санкции и таможенные пошлины на молдавскую продукцию и тем самым отталкивает не только местных экономических агентов, но и других граждан в их отношениях к стране, с которой нас многое связывает. Россия, которую все воспринимают как флагман СНГ, многого бы добилась в Молдове, если бы расширила спектр и гуманитарных программ, особенно среди молодежи. Европа действует иначе – путем мягкого, постепенного продавливания. Кредиты, гранты, общественно-культурные проекты, в которые приглашают многих молодых людей в Молдове. Поэтому Запад и выигрывает. Поэтому он и продолжает успешно завоевывать сердца и умы наших сограждан, навязывая им зачастую крайне неверные с точки зрения морали ценности», – считает лидер молдавского молодежного движения «Воевод» Николай Паскару.
Всё верно за исключением одного: молодежный лидер упускает из виду, что Россия ввела санкции и таможенные пошлины на молдавскую продукцию не по собственной инициативе, а в ответ на подписание Кишиневом ассоциации с ЕС, что грозит РФ и другим странам Таможенного союза серьезным экономическим ущербом. Так в своих рассуждениях Н. Паскару желательно правильно расставлять акценты.
Политик и журналист Юрий Рошка уверен, что «выход Молдовы из СНГ однозначно скажется на экономической ситуации в стране и вызовет ряд осложнений с Приднестровским регионом». «Другие регионы Молдовы, традиционно тяготеющие к СНГ и России, также могут неоднозначно отреагировать на такое решение. Речь идет о Гагаузии и северных районах страны. Я даже не могу себе представить, как парламент, что нынешний, что будущий его состав (30 ноября в Молдове пройдут парламентские выборы. – Н.К.) выскажется за вывод страны из Содружества. Уверен, что политики, делающие подобные заявления, ведут себя подобным образом исключительно из-за намеченных на этот год выборов, чтобы привлечь электорат, настроенный на другой геополитический вектор», – сказал Ю. Рошка.
«Самое высшее в мире искусство»
Молдавский экспорт в страны СНГ, по данным Национального бюро статистики, в первом полугодии 2014 г. составил около 400 млн. долларов, сократившись на 15% в сравнении с тем же периодом 2013 г. Импорт из стран СНГ сократился на 13% – до 703 млн. долларов. Доля стран СНГ в общем объеме молдавского экспорта сократилась за указанный период с 40% до без малого 33%, а в доле импорта – с 31% до без малого 28%.
В то же время доля стран ЕС в экспорте увеличилась с 45% до 53%, а в импорте – с 44% до 49%. Объем поставок из Молдовы в страны Евросоюза выросли в этот период на 21% – до 620 млн. долларов, а объем экспорта в ЕС из РМ увеличился на 8,6% – до 1 млрд. 242,9 млн. долларов.
Вопрос: «Так ли уж страшен чёрт, как его малюют»? Может быть, пройдет несколько лет, РМ окончательно переориентируется на Запад и СНГ не будет ей нужно вовсе?
Но в данных официальной молдавской статистики всегда имеется одна приписка, которую многие уже давно не замечают. А зря! Все названные здесь цифры, как и прежде, с 1992 г. приводятся без учета приднестровского региона. Органы непризнанной ПМР публикуют информацию о том, что за первый квартал текущего года доля СНГ в товарообороте левобережья Днестра составила 74% – в импорте она 80%, а в экспорте – 59%. При этом объем внешней торговли Приднестровья со странами СНГ по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличился на 12% и составил около 430 млн. долларов. Из России в Приднестровье идет 55% от всего импорта, из Украины – 13%, из Беларуси – 5%. Приднестровье, в свою очередь, 14% экспортируемых товаров направляет в Россию, 7% – на Украину.
А вот еще цифры. Молдавский экспорт в Беларусь, страну-участницу СНГ и ТС, в январе-июне 2014 г. вырос почти на 35% – до 57,2 млн. долларов, в Казахстан – почти на 13% – до 16,1 млн., в Узбекистан – примерно на 35% – до 4,6 млн., в Азербайджан – на 2% – до 3 млн.
Можно обоснованно предположить – многолетние связи и членство в СНГ позволяют странам-участницам Содружества быстрее находить общий язык и при большом желании играть роль взаимозаменителей на рынках друг друга, если чьи-то двусторонние отношения, как, например, Молдовы и России, переживают непростые времена.
И второе предположение. За первые 10 месяцев 2012 г. экспорт молдавских товаров в страны СНГ составил 762 млн. долларов, увеличившись на 5,2% в сравнении с тем же периодом 2011 г. А объем молдавского экспорта в январе-сентябре 2013 г. составил 1 млрд. 719,4 млн., увеличившись на 11% по сравнению с тем же периодом 2012 г. А дальше грянули последствия винного эмбарго, и общие показатели торговли с СНГ покатились в пропасть. Вскоре ждем похожих неутешительных цифр ввиду плодоовощных санкций и таможенных пошлин при импорте в Россию. Но ведь всего этого могло бы и не быть, если бы официальный Кишинев в полной мере обладал завидным в наше время искусством – искусством общения. Причем общения даже с теми, с кем говорить сложно из-за накопившихся противоречий.
Но и человек, и целое государство в состоянии научиться очень многому. И искусству общения с трудными собеседниками в том числе. Было бы желание…