Сегодня: 24.09.2017 |

Бибигуль Тулегенова: «Я несгибаема, и сломать меня невозможно!»

Яблоку негде было упасть 20 декабря возле театра оперы и балета им. Абая в Алматы. Намечался творческий вечер народной артистки Бибигуль Тулегеновой. Публика собралась такая же отборная и редкая, как вымирающий вид истинного алматинского апорта. Но все же небольшой, уютный зал на 750 зрителей не справился с задачей вместить всех желающих поздравить, услышать или просто лицезреть свою любимицу.

Имя-бренд, имя-легенда – Бибигуль Ахметовна Тулегенова. То, что на поверхности – творческий путь, усыпанный розами, гремящий от аплодисментов. Обласканная и титулованная всеми властями, при которых жила и творила. Народная артистка СССР и КазССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии КазССР имени Куляш Байсеитовой, почетный житель Астаны, Алматы и Восточного Казахстана, лауреат премии «Человек года» в номинации «За вклад в музыкальное искусство Казахстана», независимой общественной премии «Тарлан», межгосударственной премии «Звезды Содружества», обладатель личной звезды на Аллее звезд Казахстана и прочая, прочая. Особое звание – Герой Социалистического Труда. Удостоенная высшей награды государства с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» за несколько дней до распада СССР, артистка стала последним героем почившей супердержавы.

Ее серебристому колоратурному сопрано рукоплескала публика лучших оперных площадок Европы и Советского Союза. Солистка Алматинского оперного театра, создавшая на его сцене целую галерею неповторимых образов, неутомимая гастролерша, любимица народа. Но это, повторюсь, – на поверхности. Путь к успеху же не был глянцевым и начался с трагедий и лишений.

Госпожа-цветок

У казахов по сей день живо имятворчество. Любой родитель может придумать имя своему ребенку на собственный вкус. Казахские имена, как результат фантазии родителей, обычно сложные, то есть имеют два корня, а у девочек одним из корней часто бывает слово «гуль» («цветок»).

Бибигуль Тулегенова. 1957 г.

 Когда в семье Ахмета Тулегенова родилась вторая девочка, он назвал ее Бибигуль (в буквальном переводе – «госпожа цветок»). Согласно казахским традициям, девочка в доме отца – госпожа, гость, которому все позволено, так как рано или поздно дочка уйдет в другую семью. Но недолго Бибигуль Ахметовна росла госпожой и любимицей в отчем доме. Однажды за отцом, вторым секретарем райкома партии Катон Карагая, пришли. Больше семья его не видела. Все, что осталось от отца у совсем еще юной матери, – семеро голодных детей, да клеймо жены врага народа – горькое наследство. Бибигуль тогда было всего семь. «Я была, как подрубленное деревце. Не стало папы, и всё, вся жизнь пошла наперекосяк», – вспоминает певица. С тех пор радости в жизни закончились, о днях рождения и не вспоминали, стирали белье, полоскали в ледяных речках, белили, мыли полы, голодали и… пели! Песня для нее всегда была ответом на все невзгоды судьбы. А главный урок, усвоенный от матери, – умение выживать, стиснув зубы, не позволив себе даже улыбку, выживать и не сломаться.

Труд, дисциплина и ответственность

«Я часто в шутку и всерьез предупреждаю: не будите во мне рабочий класс! – делится артистка в книге воспоминаний, которые записала дочь Ермека Серкебаева Ирина. – Во мне нет страха перед жизнью. Нет страха и перед смертью. Я ничего не боюсь. Ни темноты, ни лишений, ни голода. Я все пережила. Я пережила такое, что не дай Бог пережить ни одному человеку. Ни одной женщине, ни одной матери. Я несгибаема и сломать меня невозможно».

Действительно, свою трудовую биографию Бибигуль начала с рабочих специальностей. В 14 лет трудилась помощником киномеханика в киноклубе. В 15 устроилась на мясокомбинат в жестяно-баночный цех. К счастью, при мясокомбинате был кружок самодеятельности, где ее и разглядела в 1948 г. ссыльная Галина Серебрякова.

На родной сцене Алматинского оперного театра в день 85-летия

«Она подошла ко мне и сказала: "Деточка, тебе надо учиться в консерватории, у тебя талант". Я не поняла, что такое консерватория, и сказала: «А зачем мне учиться, я уже и так там работаю, в консервном цехе…»

Ох, не зря большевичка и коммунистка была сослана в город, помнивший Достоевского и Валиханова, Абая и Семенова-Тян-Шанского. Ей, бравшей уроки вокала у итальянского маэстро Дивероли, учившейся актерскому мастерству у Федора Комиссаржевского, суждено было открыть казахский самородок. Вот как вспоминает об этом Серебрякова: «Уже первые звуки заворожили. Хотя голос был не поставленный… тембр его поразил меня неожиданным сходством с одним из лучших колоратурных сопрано века. В 1931 году в Лондонском Альберт-холле я слышала неповторимую Галли Курчи. И вот в далеком Семипалатинске в голосе дебютантки-певицы… прозвучали те же лучистые, нежные, как пух одуванчика, ноты». Каждый вечер приходила Бибигуль к Серебряковой учиться вокалу. Итогом этих уроков стало поступление в консерваторию.

Последний Герой Соцтруда

Сегодня, когда Бибигуль Ахметовна выходит на сцену, в знак особого уважения публика приветствует любимую артистку стоя. Тулегенова не удивляется: «Публика, которая приходит на меня посмотреть и послушать, знает меня многие годы. И каждому есть что сказать, если спросить: а где вы до этого Тулегенову слышали? В шахте слышали, на полевом стане слышали, на пастбище слышали, в театре оперы и балета слышали, на площадях, на концертах, на праздниках, на гастролях и не знаю еще где. У меня с этими людьми давние отношения, теплые, дружеские. Я отдавала им свое тепло, а они мне свое».

Публика приветствует свою любимицу стоя

Любила Тулегенова выступать не только на больших и престижных сценических площадках, особую радость доставляли ей концерты для сельских тружеников, шахтеров, пастухов. Причем нигде не позволяла она себе работать вполсилы – будь то красный уголок шахты, сельский клуб или вовсе кузов грузовика. Всегда при полном параде – в сценическом платье, с прической и макияжем. Любая сцена для нее  -  святое место, любая публика – священна. И голос жалеть себе не позволяла, отрабатывала в полную силу всю программу, даже если зрителями ее были всего пять человек – чабан да его семья. Коллеги по певческому цеху даже прозвали ее колхозной певицей, косвенно признав тот факт, что никто из них так много по полям родины не мотался. «Я никогда в жизни себе сцену не выбирала. Не придиралась, не капризничала, не отказывалась», – говорит артистка.

И сегодня у Тулегеновой в воспоминании подзабытая уже, но искренняя советская риторика, прославляющая труд простого человека: «Люди любили и умели трудиться в стране, которая пять лет воевала. Они наслаждались мирным трудом и вместе поднимали свою страну из руин. Вот вы, наверное, думаете, что я лозунгами говорю. Да я все это видела своими глазами, никто мне ничего не рассказывал и вида не создавал. Просто такое было поколение людей, которые умели и хотели трудиться».

Ее жизнь

«Не суждено, чтобы сильный с сильным соединился в мире сем – этот вздох Цветаевой о несбыточном разделила и Бибигуль Ахметовна. Трижды она была замужем, а оглянулась – и вспомнить нечего, все ее бывшие супруги уже в ином мире. Самая короткая глава в ее воспоминаниях – о мужчинах, которых называла мужьями и спутниками. Хоть Алма-Ата и самый большой город Казахстана, но не скрылось от пристальных горожан ее самоотверженное одиночество. А ведь Тулегенова всегда сама детей из садика забирает, никто ей не помогает, судачили горожане в 70-е годы.

Алибек Днишев не мог не поздравить своего наставника и коллегу

Красивая, талантливая, сильная женщина – такой и супруг должен быть подстать. Хотя уже чем-чем, а звездной болезнью Тулегенова не страдала никогда. Делала все по дому, что должна делать жена и мать, часто еще и без всякой помощи, терпя понукания и истерики мужей, вызванные, наверное, завистью к статусу звездной супруги. Было и так, что, натерпевшись, убегала куда глаза глядят, прихватив детей, не собрав даже вещи. Что ж поделать, не каждой Синявской выпадает счастье встретить своего Магомаева.

Бибигуль Ахметовна своей самой главной любовью называет сцену. И сегодня, в 85 лет, ее голос удивительно молод и силен. При виде этой маленькой, уже совсем старенькой женщины с неуемной энергией подумалось: жизнь ей дает силы петь или песня дает ей силы жить? Так или иначе, по сей день она – художественный руководитель и председатель жюри Международного конкурса вокалистов Бибигуль Тулегеновой, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, любимица и безотказный собеседник для прессы, глава большой и талантливой семьи. Певица, которую считают своей и любят не только в Казахстане, но и на всем пространстве нашей бывшей общей родины.

_______________

Фото – classic-online.ru и автор

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2539
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» 1025-летие Крещения Руси G20 G7 Human Rights Watch OPAL SWIFT Waffen SS Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Бронзовый солдат» «Великое русское слово» «Волошинский сентябрь» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «НОВАТЭК» «Новая волна» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия бизнес Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дагестан Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Закарпатье ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киевская Русь Киргизия Китай КНДР Красносельский Крым КСОР Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС Олланд ООН ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Санкции Саргсян СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд ТАПИ Татарстан Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция Центральная Азия ЦРУ Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Эквадор энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония Яценюк
Видеоматериалы
все видеоматериалы

При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика