
Выборы в Гагаузии, прошедшие в минувшее воскресенье, завершились убедительной победой пророссийского кандидата Ирины Влах. Гагаузия, являющаяся автономией в составе Молдовы, напомним, выбирала на очередные 4 года своего главу – башкана. Ирина Влах, поддержанная Партией социалистов Молдовы, получила уже в первом туре 51% голосов избирателей. Это в 2,7 раза больше, чем у ее ближайшего конкурента – кандидата от правящей в Кишиневе проевропейской коалиции Николая Дудогло, набравшего 19%.
И. Влах – первая женщина в истории Гагаузии на посту башкана. Во время предвыборной кампании нередко говорилось о том, что гендерный фактор сыграет против нее, что гагаузы, особенно в сельской местности, консервативны и «не пойдут за женщиной». Однако гагаузская история знает примеры успешных женщин-политиков – можно вспомнить, скажем, бывшего председателя Народного собрания (регионального парламента) Гагаузии Анну Харламенко.
Поддержка И. Влах со стороны России в глазах гагаузов перевесила все. В феврале-марте она встретилась со спикером российской Госдумы Сергеем Нарышкиным и председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко, а саму Гагаузию посетили не только российские парламентарии и представители бизнес-кругов, но и Елена Драпеко, Олег Газманов, группа «Любэ», Ирина Роднина, Николай Валуев и Анатолий Карпов.
Голосование за кандидата, поддержанного Москвой, стало естественным продолжением референдума, состоявшегося в феврале 2014 г., на котором почти 99% гагаузов высказались в пользу евразийской интеграции и Таможенного союза. Партия социалистов Молдовы, выступающая за укрепление связей РМ и России и за денонсацию соглашения об ассоциации Молдова–ЕС, на парламентских выборах в ноябре прошлого года получила более половины голосов в Гагаузии.
По последним данным, оппоненты И. Влах, среди которых и Н. Дудогло, требуют пересчета голосов, пытаются оспорить итоги выборов башкана, но что тут можно оспорить, когда разрыв столь велик и воля населения автономии очевидна? По словам еще действующего главы Гагаузии Михаила Формузала, «у этих мужчин-кандидатов, которые с треском проиграли выборы женщине, нет морального права даже заикаться о том, чтобы в судебном порядке оспорить результат выборов». «Думаю, что их заявление – это не что иное, как «проба пера», чтобы посмотреть на реакцию хозяина в Кишиневе, даст он на это согласие или нет», – подчеркнул М. Формузал.
Предвыборная программа Ирины Влах отразила настрой абсолютного большинства гагаузов на евразийскую интеграцию и укрепление связей с Россией
Не умаляя тех усилий, которые приложила для победы сама И. Влах, а также молдавские социалисты, отметим, что эти выборы – одновременно и победа российских политиков. Их популярность не только в Гагаузии, но и вообще в Молдове растет – на фоне провалов «евроинтеграции», краж из молдавских банков и вывода из страны миллиарда долларов (что было бы невозможным без согласия и прямого участия проевропейской коалиции), кризиса на финансовом рынке РМ и падения уровня жизни молдавского населения.
* * *
Конечно, Ирине Влах в условиях партийных и геополитических расхождений Гагаузии и Кишинева придется непросто. Ее политическая перспектива зависит от нескольких факторов. Первое – насколько ей удастся объединить усилия гагаузского общества, в частности тех сил, которые представлены в Народном собрании автономии. Здесь у нее есть много возможностей и вариантов, важно их не растерять.
Второе – насколько удастся улучшить экономическую ситуацию в Гагаузии, укрепить деловые контакты и с Москвой, и с российскими регионами, возобновить и увеличить экспорт продукции в РФ. Это важно, кстати, и для России – продемонстрировать населению Молдовы выгоды взаимодействия с евразийским экономическим пространством. Выгоды должны стать ощутимыми и зримыми. Тогда Гагаузия может стать притягательным примером и для других молдавских регионов.
Третье – нужно снимать проблемы, связанные с доступом гагаузов с молдавским гражданством на российский рынок труда, что потребует усилий не только со стороны башкана автономии, но также и руководства Федеральной миграционной службы России. Гагаузы на российском рынке труда – это капля в море, однако политический эффект будет большим: жители «остальной» Молдовы увидят, что миграционные правила в России для них могут измениться в положительную сторону и, даже если возникнут какие-то сложности, всегда есть кому защитить права трудового мигранта.
Наконец, четвертое: И. Влах необходимо будет отстаивать экономические и национально-культурные интересы автономии перед центральными молдавскими властями, и многое зависит от того, насколько эффективно она станет это делать. У М. Формузала это получалось хорошо. Мы помним, например, как летом 2011 г. Кишинев в очередной раз попытался ущемить Гагаузию по языковому признаку: выпускников её школ тогда заставили сдавать экзамен по румынскому языку и литературе и они получили неудовлетворительные оценки без права пересдачи в течение года. После этого власти автономии решили выдать собственные аттестаты, без оценок по румынскому языку, с которыми выпускники могли поступать в российские и турецкие вузы.
Эти события стали началом затяжного политического конфликта, который на фоне переговоров об ассоциации Молдовы с ЕС в конце концов и привел к местному гагаузскому референдуму по вопросам внешнеполитического курса и отложенного статуса автономии. В нынешних условиях может возникнуть ситуация, когда надо будет поставить вопрос о расширении прав Гагаузии в составе Молдовы.
* * *
Бесспорная победа И. Влах важна и для поддерживавшей её пророссийской Партии социалистов – выборы в Гагаузии развивают тот успех, которого ПСРМ достигла на парламентских выборах 30 ноября 2014 г., получив самую крупную фракцию в молдавском законодательном органе. Кампания в автономии, безусловно, хорошо скажется на имидже социалистов и может стать трамплином к новым достижениям. Впереди – местные выборы, в частности выборы мэра Кишинева. Позиции нынешнего мэра – представителя крайне правой Либеральной партии Дорина Киртоакэ – сомнительны. Многие говорят о его непрофессионализме, дилетантизме, говорят, что преуспел он лишь в борьбе с историческим советским наследием города. И, скорее всего, градоначальником ему в третий раз не быть. Кстати, Д. Киртоакэ мог не стать им и в 2011 г. – до сих пор есть большие сомнения в том, насколько честно он тогда выиграл выборы. Оппонентом Киртоакэ на тех выборах был как раз нынешний лидер Партии социалистов Игорь Додон, и разница между ними составила всего около 1% голосов.
На наш взгляд, на предстоящих местных выборах у молдавских социалистов будет хорошая возможность укрепить свое положение не только на юге и севере Молдовы, но и, очевидно, в центре страны. ПСРМ сегодня постепенно захватывает инициативу, и в молдавской политике может начаться такой же «левый цикл», как и в конце 1990-х годов.
Стоит также сказать, что победа пророссийского кандидата в Гагаузии влияет и на общие региональные расклады. В первую очередь, она снижает уровень военных угроз в регионе. Если у кого-то в Кишиневе есть агрессивные планы в отношении Приднестровья, то теперь реализовать их будет труднее. Возможно, нынешняя правящая коалиция в РМ рассчитывала сначала привести на пост башкана «своего» кандидата и, «прикрыв тылы» на юге страны, затем уже усилить давление на Приднестровье. Не получилось. И в Кишиневе это понимают – недаром президент Николай Тимофти срочно созвал Совет безопасности Молдовы после победы Ирины Влах.
____________________
Фото – http://ria.ru/world/20150323/1053924189.html