Российско-европейские санкции принесли резкий спад торговли ЕС и России, а значит, и грузопоток между РФ и РБ уменьшился. «Шелковый путь» и альтернативные ему маршруты становятся для белорусов единственным шансом сохранить реноме главного транспортного уз - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.06.2023 |

Избежит ли Белоруссия соблазна участвовать в невыгодных для России схемах транзита?

Ни для кого не секрет, что развитие экономики на всем евразийском пространстве, так или иначе, связано с торговыми отношениями с Китаем. ЕАЭС и Евросоюз уже начали соперничать между собой, предлагая Пекину как можно более выгодные условия для совместной работы. В свою очередь, китайское правительство, которое давно сделало ставку на экономическую экспансию, рассматривает это противоборство в качестве одного из инструментов расширения своего влияния в Европе. При этом одним из основных путей китайского продвижения на европейский рынок был выбран проект создания транспортного, энергетического и торгового коридора Новый шелковый путь (экономический пояс Шелковый путь), который сегодня существует в нескольких вариациях, но имеет одинаковую суть – увеличение китайского товаропотока в западном направлении.

Необходимо отметить, что в нынешних нестабильных условиях, связанных с ростом напряженности между ведущими игроками в Евразии, большинство стран постсоветского пространства с огромной надеждой смотрят на китайский проект, рассчитывая с его помощью восстановить собственные экономики. Например, Белоруссия и страны Прибалтики рассчитывают на транзит китайских товаров через свою территорию, что позволит им не только увеличить поступления в бюджет, но и, как считают некоторые аналитики, повысить степень независимости от России.

Белоруссия, как известно, живет сегодня за счет не только перепродажи российской нефти и нефтепродуктов, но и за счет транзита благодаря своему географическому расположению. Не обладая собственными выходами к морю, республика при этом имеет весьма разветвленную систему транспортных путей, создающую, пожалуй, самый выгодный маршрут Восток – Запад – Восток. Именно по этому пути из стран Евросоюза в Россию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона поставляются различное оборудование, потребительские и продовольственные товары, а в обратном направлении перевозятся уголь, металлы, нефтепродукты, удобрения, сжиженный газ, лес и т.д. Поэтому участие белорусов в китайском Шелковом пути является абсолютно предсказуемым. Только в 2014 году при участии белорусской стороны было реализовано пять проектов по доставке грузов прямыми ускоренными поездами из Азии и Европу и обратно, а на сегодняшний день по Белорусской железной дороге регулярно курсируют 19 контейнерных поездов.

В Минске не скрывают своей заинтересованности в дальнейшем наращивании транзитных перевозок и готовы стать для Пекина своеобразным торговым хабом. Это подтверждается хотя бы тем, что перевозки в направлении Китая за последний год выросли более чем в 3,5 раза, а нашумевший в республике несколько лет назад белорусско-китайский проект «Великий камень» уже начал свою трансформацию: вместо огромного технопарка с высокотехнологичными предприятиями он, по сути, становится логистическим центром, где главную скрипку будут играть китайцы. Правда, сегодня сложно сказать, доходят ли идущие через Белоруссию контейнеры и прочие грузы до КНР, или они «теряются» на бескрайних российских просторах, однако факт остается фактом – в республике делают все, чтобы сохранить за собой роль стратегически важного центра в китайском Шелковом пути. При этом интересы партнеров по ЕАЭС отходят на второй план.

В сложившихся обстоятельствах не только белорусы, но и другие партнеры России по ЕАЭС продолжают проводить независимую экономическую политику, несмотря на достигнутые в рамках объединения договоренности. Например, в конце ноября Казахстан совместно с Турцией, Азербайджаном, Грузией и Китаем создали консорциум по транспортировке грузов из КНР в Европу в обход России (транспортный маршрут Китай – Турция – Европа). Предполагается, что в течение 2016 года первые тысячи контейнеров из Китая направятся через территорию Грузии в Турцию (в последующем и через Украину) в страны Европы. Насколько удачным и реализуемым на практике является данный маршрут, сегодня сказать сложно, так как существует множество политических, географических и иных факторов, которые вполне могут оставить его на бумаге.

Однако это не означает, что желание подключиться к транзиту китайских товаров у стран ЕАЭС пропадет. Тот же Казахстан уже приступил к строительству своего второго терминала в литовском порту Клайпеда, а также запустил проект по созданию мультимодального евразийского трансконтинентального транспортного коридора. Не отстают от своих казахстанских коллег и белорусы, для которых китайский транзит представляется манной небесной. Тем более если учитывать, что значительный поток товаров через республику идет за счет контейнерных перевозок.

Дело в том, что перевозки при помощи контейнеров крайне удобны, так как последние можно перевозить и по морю, и по суше различными видами транспорта. Поэтому эксперты предрекают их дальнейший рост, тем более что в этом заинтересованы и в Китае. В данном случае Белоруссия может выиграть не только из-за своего географического положения и весьма разветвленной системы путей сообщения, но и за счет еще одной специфики контейнерных перевозок. Контейнеры крайне удобны для транспортировки контрабанды или санкционной продукции, которая запрещена к ввозу на территорию России. И если при перегрузках в российских гаванях таможенный контроль в последнее время только усилился, то в прибалтийских или украинских портах, особенно в нынешней ситуации, этого не происходит. А все это означает, что Белоруссия, являясь открытым партнером Украины и стран Прибалтики, так или иначе будет наращивать свое участие в контейнерных перевозках в качестве перевалочного пункта для европейских, а теперь и турецких товаров, запрещенных в РФ.

И, по всей видимости, белорусы уже готовятся к этому. Не случайно в августе глава МИД Белоруссии В. Макей ездил в Одессу, где договаривался в том числе и о расширении сотрудничества с местным портом (к слову, в прошлом году доля белорусских грузов в общем объеме грузов, переваленных через южные порты Украины, превысила 12%). И уж тем более не случайно идет расширение сотрудничества с прибалтийскими республиками и Польшей. Например, белорусские и польские железнодорожники сегодня вместе работают над проектом нового контейнерного поезда «Волот», который должен будет курсировать между портом в Гданьске, Белоруссией и далее на восток. С Литвой и Латвией у белорусов еще более тесные и продолжительные связи: Минск транспортирует через порты в Риге, Вентспилсе и Клайпеде большую часть своего экспорта, обеспечивая их загрузку.

И неудивительно, что недавно Литва и Белоруссия подписали меморандум о сотрудничестве в сфере транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом. Это должно в следующем году только увеличить грузооборот двух стран (к сентябрю он составил 3,2 млн. тонн). Более того, Вильнюс и вовсе планирует при помощи белорусов получить место одного из транспортных операторов в китайском Шелковом пути и уже вовсю рекламирует преимущества своего контейнерного поезда «Викинг», маршрут которого проходит через Украину, Белоруссию и Литву и соединяет цепь морских линий Балтийского региона с аналогичной системой региона Черного моря. В литовских планах продление маршрута от украинского побережья в направлении Турции с дальнейшей перспективой его выхода в Азербайджан и через Каспийское море в Казахстан. При этом, как можно видеть, во всех вышеперечисленных проектах и маршрутах России отводится роль стороннего наблюдателя. Печально то, что в этих транзитных схемах самое непосредственное участие принимает и Белоруссия, по территории которой уже курсируют 8 контейнерных поездов в сообщении Европа – Китай.

Необходимо отметить, что сложившаяся ситуация в транзите грузов через территорию Белоруссии является следствием вполне объективных причин. Российско-европейские санкции принесли резкий спад торговли ЕС и России, а значит, и грузопоток между двумя сторонами также уменьшился. В этой связи Шелковый путь и альтернативные ему маршруты являются для белорусов практически единственным шансом сохранить реноме главного транспортного узла Восточной Европы. Прискорбно только, что учет интересов российских партнеров уходит на второй план. Более того, Минску и вовсе оказывается выгодно, чтобы санкционное противостояние продолжалось. В таких условиях он имеет гораздо больше шансов стать важнейшим транспортным хабом в китайском Шелковом пути и без ущерба пережить уменьшение российского товаропотока (в нынешнем году импорт грузов, перевозимых в контейнерах, в направлении России сократился практически на треть).

Тем более что Москва делает все больше усилий, чтобы переключить грузопоток из прибалтийских портов, а значит, и через белорусскую территорию на порты в Новороссийске, Приморске и Усть-Луге. По словам главы администрации президента РФ Сергея Иванова, перед Россией «стоит двуединая задача – полностью прекратить экспорт через прибалтийские страны нефтепродуктов и угля и увеличить возможность приема через наши порты оборудования, продовольственных товаров и других грузов».

В целом же нынешняя ситуация с участием белорусов в схемах транзита товаров из ЕС на Восток и обратно выглядит двояко. С одной стороны, Минск продолжает позиционировать себя как верный друг России и даже обещает ввести фитосанитарный контроль на своих границах с РФ, чтобы не допустить проникновения на российский рынок запрещенной продукции. Однако с другой – Белоруссия продолжает участвовать в весьма сомнительных проектах, от которых за километр пахнет политикой и экономическая целесообразность которых в ряде случаев практически равна нулю.

Конечно, сегодня республика просто вынуждена искать любые способы заработать, но вопрос о том, приведет ли это ее к благополучию, остается открытым. Прискорбно то, что белорусы, как и казахи, позиционируют себя не как часть ЕАЭС, а как самостоятельные акторы, что не только вредит союзу, но и рано или поздно столкнет их между собой. Более того, наблюдающееся увеличение сотрудничества с Польшей и Украиной, которые уже видят себя главными поставщиками контрабанды на российский рынок (одни из Западной Европы, а другие из Турции и с внутреннего рынка), вряд ли положительно скажется на отношениях Минска и Москвы, где лишь до поры до времени готовы закрывать глаза на происходящее.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3930
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика