
На днях Сейм Латвии утвердил громкий законопроект, разработанный министром образования и науки Карлисом Шадурскисом. Теперь в стране узаконено отстранение от работы тех педагогов, которых посчитают «нелояльными». При этом чёткие критерии «лояльности» не определены, что позволяет разгуляться «патриотам» всех мастей. Впрочем, первые жертвы нового закона появились еще тогда, когда он не был утвержден: в Риге отобрали лицензию у частной школы, одного из учителей которой уличили в участии в акции «Бессмертный полк».
«Подвиги» Чёрного Карлиса
Отметим, что упомянутый К. Шадурскис является в Латвии личностью очень известной, у русской общины страны он известен под прозвищем Чёрный Карлис. Пост главы местного «Минобраза» он занимает уже второй раз. Когда этот человек распоряжался министерством впервые, в уже далёком 2004 году, именно он «продавил» печально памятную «реформу» русских школ. Её изначальный план заключался в том, чтобы полностью перевести учебные заведения нацменьшинств (а русскоязычные составляют в государстве около 35% населения) на латышский. Тогда русская община поднялась за свои права – политики, общественники, педагоги, родители и ученики. Люди выходили на многотысячные митинги, скандируя: «Эй, Карлис, это не прикол – руки прочь от русских школ». В итоге тогда удалось вырвать у власти частичные уступки: преподавание в русских школах перевели на латышский не полностью, а «всего лишь» чуть больше, чем наполовину.
Когда в начале этого года Чёрный Карлис вновь возглавил «минобразину», русские напряглись – ожидали новых каверз и подвохов. И действительно, Шадурскис развил на вновь обретённом посту бурную деятельность. Её итоги ярко описал мэр Риги, глава оппозиционного «Согласия» Нил Ушаков, находящийся в непримиримой вражде со ставленником коалиционного «Единства» Шадурскисом. Недавно рижский градоначальник в эфире радио Baltkom обвинил министра в том, что введенная последним новая система начисления учительских зарплат привела к ощутимому падению доходов педагогов. Чтобы отвлечь внимание от последствий своих неумелых действий, Шадурскис начал выдвигать различные скандальные инициативы. «Он говорит, что дети должны идти в школу с шести лет. Все сразу забывают про зарплаты и обсуждают это. Потом он предлагает ввести понятие «лояльность» и увольнять за нелояльность учителей – при этом с запретом занимать данную должность в течение пяти лет. В принципе ещё чуть-чуть и получится полноценная 58-я статья советского кодекса (враг народа. – Р.Х.)», – возмущается Н. Ушаков.
Парламентская фракция «Согласия» предложила отправить Шадурскиса в отставку, но коалиционное большинство отказалось сдать «своего». Словно издеваясь, Чёрный Карлис сказал, что на посту министра он может «принести ещё много пользы» и намекнул на связи своих политических противников с вездесущей «рукой Москвы». При этом предложенные Шадурскисом поправки о «лояльности» отказались поддержать даже некоторые его однопартийцы, сочтя их не соответствующими духу демократического государства. «Нынешняя редакция законопроекта, которую представило к рассмотрению Кабинету министров Министерство образования – это чистый брак. Такой закон не должен получить одобрения в Сейме», – заявила, в частности, депутат парламента, экс-глава Министерства благосостояния Илзе Винькеле.
Однако коалиционное большинство все же проголосовало за скандальный законопроект. О последствиях поведал сопредседатель партии «Русский союз Латвии» Мирослав Митрофанов: «Это инструмент запугивания учителей. Латвийские педагоги и так являются одной из наиболее уязвимых категорий работников. У них небольшие зарплаты, перегрузки на работе, большой объём бюрократической отчётности, а также постоянное давление со стороны администрации и родителей. Сейчас добавится ещё и идеологический прессинг со стороны государства. Новый закон ещё больше загоняет педагогов в угол, ограничивая возможность отстаивать своё мнение перед администрацией школ и Министерством образования. Ещё одним последствием закона может стать опережающее изъятие из школ учебной литературы на русском языке, особенно если эта литература имеет какое-то отношение к современной России. В законе об этом ничего не говорится, но в процессе его принятия депутаты в негативном контексте обсуждали использование русских книг в школах Латвии».
Латвийский министр – в роли жандарма, и это его не смущает
«Нелояльным» – дрожать-бояться!
Четыре года назад выступая на радио, учитель русского языка и литературы рижской 40-й школы Владислав Рафальский заявил: «Я готов честно говорить, что к этому государству нелоялен. Я этот режим презираю просто-напросто. Он отторгает в том числе и моих детей и создает им много проблем». Педагог добавил, что государство должно заслужить лояльность своих жителей. После этого члены праворадикальной партии ВЛ-ТБ/ДННЛ провели пикет, требуя увольнения Рафальского. Выгнать его из школы рекомендовала и государственная Служба контроля качества образования. Однако дерзкого педагога школе удалось тогда отстоять.
Однако в 2014-м уже не повезло коллеге Рафальского по той же 40-й школе, учительнице младших классов Татьяне Арсентьевой. Она, неосмотрительно поставив «лайк» в «Фейсбуке» под карикатурой, высмеивающей государственные праздники Латвии, была вынуждена подать заявление об увольнении. «Патриоты» отследили преступный «лайк» и «стукнули» куда надо – и Арсентьевой настоятельно порекомендовали во избежание пущих неприятностей уйти из школы самостоятельно.
А уже в этом году Шадурскис внезапно озаботился: «Даже один нелояльный государству педагог может испортить жизнь десяткам молодых людей». Разработанные и одобренные правительством в октябре поправки предусматривают, что, если выяснится, что какой-либо педагог проявит признаки «нелояльности» государству, работодатель должен будет немедленно его уволить. В течение последующих пяти лет учителю, получившему такое клеймо, будет запрещено работать по специальности. Как нелояльность могут быть расценены действия, которые «в ходе учебного процесса формируют неправильное отношение к себе, другим, труду, природе, культуре, обществу и государству». «Нелояльный к Латвии учитель, целью которого является подрыв государства, в тот момент, когда инспектор находится в классе, преподнесёт все, как нужно. Но есть инструменты, позволяющие понять, как отличаются «фасад» и реальная ситуация в школе», – подытожил бдительный чиновник.
К слову, разработанный его министерством законопроект не предусматривает конкретного порядка оценки лояльности учителей. Как пояснил Шадурскис, «в таком тонком деле, как образование и воспитание, часто мы не сможем найти столь точные формулировки, как в физике или математике». И теперь педагоги опасаются, что критерием для выявления «нежелательного элемента» может послужить что угодно. Сам Шадурскис не видит в этом ничего страшного: «Если инспектор получил жалобу или выявил грубые нарушения в ходе плановой проверки, составляется административный акт. Его можно оспорить, направив жалобу главе Службы контроля за качеством образования; если она оставит акт в силе, оспорить можно у министра; если и он оставит документ в силе, акт можно оспорить в суде. Все проходит в рамках административного процесса, все строго регламентировано законом».
16 ноября бюджетная комиссия сейма большинством голосов поддержала предложение Шадурскиса об увольнении «неблагонадежных» директоров школ. Депутат сейма от «Согласия» Игорь Пименов горячо возражал: «Наказывать учителей за отсутствие лояльности, критерий которой нигде не описан, значит выдавать школе чёрную метку. Подумайте о том, какого дьявола мы запускаем в систему образования!» – призывал депутат. Пока всё же ещё нет твердой уверенности в том, что сейм окончательно утвердит законопроект в том виде, как он предлагается.
Списки «нелояльных» уже составляются. Праворадикальное издание Latvijas avīze пишет, что известно как минимум о тридцати школьных учителях и директорах, которые дают основания сомневаться в своей преданности государству.
«Обсуждаемый закон большая часть латышей восприняла без восторга. И увольнение Рафальского или кого-нибудь ещё из тех тридцати педагогов покажет, что все худшие опасения как раз реализуются. Характерны комментарии со стороны тех латышей, которые имеют вполне национальные убеждения и не испытывают никакой ностальгии по советской власти: они считают, что этот закон возвращает Латвию во времена коммунистических репрессий против инакомыслящих. Это значит, что вопреки усилиям антирусской пропаганды среди большинства жителей страны спрос на репрессии так и не был сформирован. И правящие политики должны считаться с возможной негативной реакцией своих избирателей.
Что касается механизма увольнения «нелояльного учителя», то, кроме общего обвинения в нелояльности, нужно ещё доказать, что его действия (или бездействие) вредят воспитанию у учеников патриотизма и «принадлежности к Латвии». Эта небыстрая процедура требует инспекций в школу, наблюдений на уроках, экспертных советов и так далее...» – подчеркивает М. Митрофанов.
Кара за «Бессмертный полк»
Руководимые известным педагогом Брониславом Зельцерманом школа Innova и учебный центр «Эксперимент» уже давно числилось «неблагонадёжными», ведь государство заинтересовалось ими ещё в 2011 году. Тогда они осуществляли программу «Лидер гражданского общества», заключавшуюся в обучении талантливых представителей русской молодежи из разных уголков Латвии. Параллельно Б. Зельцерман и его помощники были замечены в числе активистов, принимавших участие в подготовке состоявшегося в 2012-м референдума за признание русского языка вторым государственным в Латвии.
Руководитель школы Innova Бронислав Зельцерман
А уже недавно официозные СМИ «разоблачили» одного из педагогов Innova Маргариту Драгиле – оказывается, молодая мать участвовала в подготовке акции «Бессмертный полк-2016» в Риге. В связи с этим она попала в объектив камеры скандальной телепередачи Nekā personīga» («Ничего личного»), используемой властями для шельмования неблагонадежных. Автору этих строк М. Драгиле рассказала: «Они представили нас, как убогих и ничтожных людишек, использовав для этого все средства: и съёмку (сверху вниз, плохой ракурс), и вырезки из интервью, и... Но это не самое страшное, ведь они зацепили дело жизни и семьи одного из тех, кто помогает акции... А дело это – частная русская школа... Самое печальное во всей этой ситуации, что в школе учатся дети, у которых родители и знакомые, а у знакомых – друзья и т.д. Учащиеся и выпускники школы являются победителями международных и республиканских олимпиад, студентами лучших вузов мира... В общем, началось преследование по политическим убеждениям».
М. Драгиле поведала, что 9 мая (дата, судя по всему, оказалась выбрана не случайно) школе пересмотрели аккредитационный протокол – в соответствующий акт был вписан пресловутый седьмой пункт: «преподаватели, учредитель и выпускник школы участвуют в нелояльных государству мероприятиях, и это ставит под сомнение то, что в данной школе могут быть воспитаны лояльные ученики». Самой Маргарите пришлось уволиться, чтобы не ставить школу под удар, но аккредитацию учебному заведению так и не вернули. Более того, 30 сентября её лишили и лицензии. Дело в декабре будет решать суд, а пока ученики покидают школу… Но не все, самые стойкие родители шлют педагогам письма: «Скажу сразу: мы остаемся. Вы это и так знаете, но лишних нервов у вас нет, поэтому сразу и ещё раз подтверждаю – мы остаемся до тех пор, пока Вы не попросите нас о другом. Желаем Вам сил в борьбе за школу, потому что наша школа – лучшая в Риге».
Сам Б. Зельцерман сказал автору этих строк: «Если отслеживать СМИ, то впервые свои идеи о наказании «неблагонадежных» педагогов Шадурскис высказал именно тогда, когда у нас возникли проблемы с аккредитацией. В ответ на наши жалобы Министерство образования дважды заявляло, что принятое решение об отказе в аккредитации объясняется недостатком «лояльности» и возникающими в связи с этим «политическими рисками». Кроме того, от нас сейчас требуют вернуть 18 600 евро госдотаций за апрель, май и июнь – хотя мы закончили учебный год с прекрасными результатами. Мы сейчас боремся и за лицензию, и за аккредитацию: будем решать вопрос в суде лицом к лицу с нашими гонителями. Но даже если мы и выиграем, я боюсь, что к тому времени школы уже фактически не будет…»
Неравнодушные общественники разместили в интернете петицию на имя президента Латвии Раймонда Вейониса с призывом остановить преследования школы Innova. Ее текст, в частности, гласит: «Наш товарищ, основатель и руководитель рижской школы Innova Бронислав Зельцерман, лишен возможности продолжать работу. Школе отказано в лицензии. Причина в том, что он и его ученицы, Маргарита Драгиле и Елизавета Кривцова, стали организаторами проведения в Риге «Бессмертного полка», международной неполитической гражданской инициативы – и тем самым, по мнению чиновников, проявили «нелояльность» к Латвийской Республике. Мы, инициаторы движения, не согласны с такой точкой зрения, считая выводы комиссии по аттестации поспешными и субъективными». На данный момент под петицией стоят уже 1572 подписи...
_____________________
Фото – http://www.infotop.lv/article/ru/russkaja-chastnaja-shkola-innova-v-rige-okazalas-nelojalnoi-k-latvii-i-ei-otkazano-v-akkreditacii