
По устойчивой традиции в российских вооруженных силах в конце года подводятся итоги выполнения боевых и учебных задач, подвергается ревизии обеспечение войск боевой техникой и вооружением, определяются рубежи развития в году наступающем. Делается это – опять же по традиции – на расширенном заседании коллегии Министерства обороны с участием первых лиц государства.
Состоявшееся в минувший четверг заседание было ознаменовано заявлением Владимира Путина о том, что российские вооруженные силы в настоящее время сильнее любого потенциального агрессора. «Уже сегодня, – сказал он, – с учетом очень многих факторов, включая не только военные, но и нашу историю, географию, внутреннее состояние российского общества, можно с уверенностью сказать: на сегодня мы сильнее любого потенциального агрессора. Любого».
Как показала вся речь Верховного главнокомандующего, Президента России, в такой оценке нет ни тени бахвальства, она опирается на конкретные цифры и факты. Не только профессиональные военные, но и все население страны, некогда удрученное падением мощи армии и флота вследствие т.н. сердюковских реформ, не может не встречать с удовлетворением реализуемые в последние годы меры по развитию вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. С большим позитивом встретили оценку, прозвучавшую из уст В. Путина, в странах-союзницах России по ОДКБ, ЕАЭС, ШОС – и это тоже понятно: будут российские ВС сильнее и оснащеннее – значит проще станет решать задачи коллективной безопасности в Евразии, эффективнее бороться с международным терроризмом.
Расширенное заседание коллегии МО РФ прошло в Национальном центре управления обороной
Не удержались от реагирования и за океаном. Свои «пять копеек» внес представитель Госдепартамента США Джон Кирби в ответ на просьбу журналистов прокомментировать слова российского президента. Не согласившись с этими словами, спикер Госдепа заявил: «Я не думаю, что за всю историю человечества были вооруженные силы столь же обороноспособные, умные и сильные, как Вооруженные силы США сейчас».
Поторопившись застолбить американский приоритет, Дж. Кирби явно упустил из виду, что в речи нашего президента мощь российской армии соотносилась с возможностями не любой страны, а потенциального агрессора, к каковым спикер госдепа, выходит, вольно или невольно причислил свою страну. Прозвучавшую в начале года оценку Барака Обамы, назвавшего российскую армию «второй по мощи в мире», в госдепе, судя по всему, готовы разделить, но первенства уступать не желают никому.
Между тем в Москве никогда не относили США к потенциальному агрессору, тогда как заявления об агрессивности России, о признании её в качестве врага и источника опасности не перестают раздаваться из самых высоких кабинетов в Вашингтоне. Этим, вероятнее всего, и объясняется фрейдистская оговорка Кирби. Что же, если американцы сами готовы записать себя в потенциальные агрессоры, кто будет им мешать?
Для россиян и их друзей гораздо важнее быть уверенными в мощи собственных вооруженных сил, в их способности дать отпор любым попыткам подорвать нашу военную безопасность. С этой точки зрения прошедшее в Минобороны заседание дало много пищи для рассуждений и оценок.
Так, в завершающемся году на должном уровне поддерживалось состояние ядерной триады, которая играет ключевую роль в сохранении стратегического паритета. Доля современного вооружения в ядерных силах составила почти 60%. Такого уровня оснащенности отечественные СЯС не знали за все постсоветское время.
Также впервые в современной истории России по ее периметру создано сплошное радиолокационное поле систем предупреждения о ракетном нападении.
В завершающемся году существенно вырос уровень боевой подготовки войск, что убедительно показали итоги стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016». Его успешное проведение помогло отработать организацию территориальной обороны в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, способствовало повышению защищённости южных рубежей России, в том числе от террористических угроз.
В течение года высшее военно-политическое руководство страны четырежды прибегало к внезапным проверкам боеготовности войск. Об их масштабности можно судить, например, по такого рода акции, осуществленной в августе. Тогда внезапной проверкой были охвачены войска Южного, часть сил и средств Западного и Центрального военных округов, Северного флота, Главного командования Воздушно-космических сил, командования Воздушно-десантных войск. По оценке В. Путина, проведенные проверки «подтвердили, что части и подразделения могут оперативно перебрасываться на большие расстояния и в короткие сроки создавать группировки на стратегических направлениях».
Самолеты дальней авиации выполнили почти два десятка полетов на воздушно-патрулируемые этапы Норвежского, Северного, Черного, Японского и Желтого морей, западную часть Тихого и северо-восточную часть Атлантического океанов, а также в арктическую зону.
Потенциал российских ВС основательно проверен и в реальных боевых условиях в борьбе с международными террористами в Сирии. Начиная с 30 сентября 2015 г. РФ по запросу президента Башара Асада наносит авиаудары по объектам террористических организаций ИГ и «Джебхат ан-Нусра». Тем самым сирийская армия получила ощутимую поддержку, благодаря которой провела ряд успешных операций против боевиков, последняя из которых – освобождение Алеппо.
Министр обороны РФ С. Шойгу (третий слева) во время посещения авиабазы Хмеймим, САР
В Вооруженных силах РФ пусть не без трудностей, но в целом планомерно выполняется программа перевооружения. Как проинформировал участников заседания министр обороны Сергей Шойгу, оснащенность частей постоянной готовности современными образцами вооружений и военной техники в нынешнем году доведена почти до 60%.
Министр обозначил некоторые важнейшие шаги в этом направлении:
- поставлена в соединения СЯС 41 новая баллистическая ракета;
- завершены государственные испытания трех новых радиолокационных станций высокой заводской готовности «Воронеж», которые в 2017 г. заступят на боевое дежурство в Орске, Барнауле, Енисейске;
- заступили на боевое дежурство четыре новых полка ракетных войск стратегического назначения, вооруженных подвижными комплексами «Ярс»;
- пополнились четырьмя модернизированными самолетами – двумя Ту-160 и двумя Ту-95МС авиационные стратегические ядерные силы;
- усилена ракетным подводным крейсером стратегического назначения «Владимир Мономах» группировка морских стратегических ядерных сил Тихоокеанского флота;
- поставлены для нужд воздушно-космических сил 139 современных летательных аппаратов, четыре зенитных полка перевооружены на зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф»;
- поставлены в войска 105 комплексов, включающих 260 беспилотных летательных аппаратов, сформированы 36 воинских частей и подразделений беспилотной авиации.
Выдвижение на боевую позицию пусковых установок зенитной ракетной системы С-400 «Триумф»
Не менее серьезные задачи поставлены Верховным главнокомандующим, Президентом РФ и на будущий год. Требуется обеспечить сбалансированное развитие всех видов и родов войск, продолжить освоение высокоточного оружия, современных средств связи, разведки, управления и радиоэлектронной борьбы.
Предстоит укреплять боевой потенциал стратегических ядерных сил, прежде всего за счёт ракетных комплексов, способных гарантированно преодолевать существующие и перспективные системы противоракетной обороны. Стратегические неядерные силы должны быть выведены на качественно новый уровень, позволяющий нейтрализовать любые военные угрозы России.
Важнейшей, ключевой задачей названы четкое отслеживание любых изменений баланса сил и военно-политической обстановки в мире, особенно по периметру российских границ, и своевременная корректировка планов по нейтрализации потенциальных угроз России.
В этом контексте уместно прозвучало предупреждение В. Путина по поводу того, что при всех очевидных достижениях расслабление недопустимо: «…если мы позволим себе хотя бы на минуту расслабиться, допустить хотя бы один существенный сбой в модернизации армии и флота, в подготовке войск, ситуация может очень быстро измениться с учетом скорости происходящих в мире событий».
____________________________
Фото http://mil.ru/