Реалии «гибридной войны»: в Литве не прочь снести памятники советским солдатам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.12.2022 |

Реалии «гибридной войны»: в Литве не прочь снести памятники советским солдатам

В Литве ведётся дискуссия о том, чтобы убрать из центров крупных городов монументы и захоронения советских воинов, погибших во время войны с нацистами. В частности, мэр курортного города Паланги Шарунас Вайткус заявил, что вопрос о переносе солдатских могил должен решаться государством на законодательном уровне и на эти нужды должно выделяться финансирование.

«Захоронениям и могильным памятникам место на кладбище»

Ранее депутат сейма Кястутис Масюлис («Союз Отечества – Христианские демократы Литвы») обратился к своему однопартийцу Ш. Вайткусу с просьбой перенести мемориал и могилы советских солдат-освободителей, находящиеся напротив католического храма в центре Паланги. «Захоронениям и могильным памятникам место на кладбище, а центр города не должен быть заложником прежней идеологии и войны, которую Литва не начинала и не заканчивала. Ни одна из сторон, которые участвовали в войне, не были в военное время друзьями Литвы, а принесли только несчастья», – сказал депутат.

Это обращение не содержало ничего нового. Власти Паланги давно уже собирались перенести в другое место солдатские могилы и обелиск, Масюлис всего лишь решил их «подтолкнуть». «В Литве за века прошло много войн, и, должно быть, не осталось ни метра земли, где когда-то кто-то не был убит. Но нельзя же обставиться памятниками. Захоронения должны быть на кладбище, а городские площадки и улицы предназначены для людей. Паланга должна определиться, выбирает ли она современный образ города будущего, или будет сохранять призраки чьей-то войны», – прокомментировал депутат свое предложение.

Отметим, что в Паланге захоронено 106 солдат Красной армии, погибших в 1944 году, их могилы и памятник внесены в реестр культурного наследия Литвы. Мэр города подчеркнул, что вопросом переноса памятников должно заниматься государство на законодательном уровне. «Такие захоронения солдат, которые расположены в неподходящих местах с использованием советской символики, находятся и в других городах», поэтому, дескать, «проблему» необходимо решать комплексно. Вайткус напомнил, что ранее тема переноса памятника советским воинам уже поднималась и властями другого литовского города – Шяуляя.

По словам вице-мэра Шяуляя Домаса Гришкявичюса, существуют три варианта плана предстоящих работ. Первый – не реконструировать часть площади с могилами и памятником. Второй – перенести захоронения. Третий – убрать из центра и могилы, и обелиск. Что касается горожан, их мнения разделились примерно поровну. Одни возражают против переноса могил, вторые доказывают, что «нужно со всеми почестями перезахоронить оккупантов, которым не место в центре города».

«Мы прекрасно понимаем геополитические и щепетильные вопросы, поэтому идут дискуссии. Мы также консультируемся с российским посольством и с нашим МИД», – заявил Д. Гришкявичюс. Он пояснил, что до утверждения плана работ на этой части площади городские власти хотят прийти к политическому соглашению среди депутатов самоуправления. Завершить работы на площади Воскрешения в Шяуляе планируется к 2019 году.

Пресса предполагает, что в случае переноса памятника в Литве могут вспыхнуть волнения, аналогичные бунту в Таллине в те дни, когда из центра города убирали «Бронзового солдата». Ш. Вайткус подчёркивает, что в Шяуляе могилы советских солдат с обелиском находятся на центральной площади города. В связи с этим мэр Паланги считает, что парламент должен принять отдельный закон, который регламентировал бы перенос таких могил и предусматривал бы соответствующее финансирование.

По логике «гибридной войны»

Посольство России в Литве не оставило эту дискуссию без внимания. Там отметили, что «позиция российской стороны остаётся неизменной и заключается в том, что все советские воинские захоронения и памятники на них должны оставаться в неизменном виде на своих исторических местах». В посольстве также политкорректно добавили: «В Литве в целом цивилизованно относятся к памяти воинов, погибших при её освобождении от немецко-фашистских захватчиков. Настойчивые попытки отдельных литовских политиков "заняться" вопросом захоронений советских воинов-освободителей явно не вписываются в эту атмосферу и вызывают серьёзную обеспокоенность».

Недавно российский посол в Литве Александр Удальцов совместно с ветеранами возложил венки и цветы к монументу в Шауляе. А. Удальцов высказал мэру города Артурасу Висоцкасу несогласие с планируемым сносом памятника и призвал местные власти к поиску альтернативных решений. «Посол говорил о том, что нельзя трогать монумент, но, согласно плану реконструкции, как раз всё это изменится, примет другую форму. Я в тот же день беседовал с главой департамента охраны культурного наследия уважаемой Дианой Варнайте и с местным инспектором – они заверили меня, что этот памятник не считается культурным наследием, что мы можем реализовать наш план», – сказал мэр Висоцкас.

Градоначальник подчеркнул, что монумент погибшим красноармейцам совершенно не вписывается в новую архитектурную концепцию. «Вместо обелиска мы намерены сделать красивое и привлекательное место, куда люди смогут прийти, посидеть, полюбоваться Кафедральным собором. Мы ни в коем случае не хотим уничтожать то культурное наследие, которое у нас есть», – сказал Висоцкас.

Обращает на себя внимание такая многозначительная деталь. На монументе, которому угрожает демонтаж, есть надпись по-русски и по-литовски – она гласит, что памятник посвящен советским воинам, погибшим в войне 1941−1945 гг. На этот счет А. Висоцкас сказал: «Там похоронены не только советские воины, но и другие люди. Поэтому нечестно оккупировать все это место, утверждая, что там лежат только солдаты советской армии. Я надеюсь, что у них (надо понимать – российских дипломатов. – Ред.) нет какой-то цели – играть в политические игры там, где не следует. Я объяснил Удальцову простую вещь. Сказал: уважаемый посол, это место находится в центральной части города, сейчас оно непривлекательное, люди сюда не приходят, разве что на 9 мая. А хочется, чтобы горожане приходили в такое привлекательное место – для этого мы хотим изменить форму этой площади, и всё».

Так кто же играет в эти самые политические игры, не сами ли местные власти? Оказывается, по их мнению, могилы советских солдат, павших за освобождение литовской земли от немецких захватчиков,  – это тоже оружие «гибридной войны», которую якобы ведет против Литвы Россия! При таком накале пропаганды остаётся лишь удивляться, что местное население само не бросилось сносить монументы «завоевателям» и «оккупантам» – случаи такого рода еще довольно редки. Так, в сентябре прошлого года в Алитусском уезде (на юге страны) неизвестные вандалы изуродовали гранитный памятник советскому Воину-освободителю, залив ему лицо краской. Монумент, находящийся у деревни Мирославас, литовские националисты из организаций крайне правого толка предлагали демонтировать уже неоднократно. В 2015 году мэрия Алитусского района получила просьбу вышеупомянутого К. Масюлиса убрать скульптуру. В этом предложении ему было отказано – в самоуправлении подчеркнули, что памятник стоит с 1985 года и никого не раздражает. После того как вандалы залили скульптуру краской, власти распорядились привести памятник в прежний вид.

Как видно, в здешних краях ещё остались люди, которые чтут коллективный подвиг победителей гитлеризма. Отметим, что в районе Алитуса тяжёлые кровопролитные бои за переправы через Неман шли во время Великой Отечественной войны дважды – в 1941 и 1944 годах. Известен район и тем, что летом 1944 года на местном полевом аэродроме базировались французские лётчики из полка «Нормандия–Неман».

«Война» со скульптурами «Зелёного моста»

Тремя годами ранее неизвестные испачкали краской монументы советским воинам в городе Акмяне и в деревне Кропяй (в том же районе). Правда, в этом случае, возможно, «поработали» украинские «гастролёры»: памятники были залиты желтой и синей краской. Но наиболее драматичная судьба сложилась у скульптур, ещё недавно служивших украшением «Зелёного моста» в Вильнюсе. Четыре скульптурные группы, изображавшие солдат-освободителей, рабочих, крестьян и студентов («Сельское хозяйство», «Учащаяся молодежь», «На страже мира» и «Промышленность и строительство»), были установлены с четырёх сторон вокруг моста в 1952 году. Простояв там более 60 лет, они были сняты в июле позапрошлого года – по словам представителей властей, по причине их аварийного состояния. Впрочем, в последние годы своего пребывания на мосту скульптуры воинов привлекали нездоровое внимание вандалов – каменных солдат обливали краской или выводили на постаменте брань, вроде «Ruskiai lauk» (смягчённо: «русские – вон»), рисовали красную звезду и виселицу. Никого не смущало (а может, как раз поощряло), что в нескольких десятках метров от монумента расположено здание правительства Литвы.

Сторонники демонтажа заявляли, что «скульптуры были частью советской пропаганды и оскорбляли людей, боровшихся за освобождение Литвы от оккупации». Архитектор Аудрюс Амбрасас даже предлагал заключить скульптуры в металлические клетки – чтобы подчеркнуть, дескать, уход Литвы от «постыдного советского прошлого». Оппоненты, в свою очередь, утверждают, что скульптуры являлись неотъемлемой частью моста, и обвиняют власти в политиканстве и сведении исторических счетов. В настоящий момент скульптуры находятся на площадке одной из самоуправленческих структур. Их судьба решается, но уже ясно, что на мост они не вернутся в любом случае: в лучшем случае попадут в музей или будут проданы на аукционе.

К слову, лидер партии «Движение либералов Литвы» мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс, отдавший приказ о снятии с моста «ненавистных» советских скульптур, политкорректностью не отличается. Он сам же и подогревал скандал на странице в сети Facebook, написав: «Солдаты воевали не на своей войне, не на своей земле. Им наливали водку перед безнадежной атакой, а за спиной, если они задумают отходить, стоял приготовленный своими же пулемёт».

Недавно он отличился вновь, написав на своей странице, что, мол, «единственное хорошее в России - это люди, которым не нравится, что творится у них в стране». И тут же добавил: «Я бывал там, обошёл много чего. Был за Уралом, Камчаткой и Алтаем. Красиво. Там, где людей нет». Вот он – «европейский политик» XXI века!

Мэр Вильнюса, он же – главный либерал Литвы, он же – один из наиболее активных борцов с последствиями «советской оккупации»  

Стоит ли напоминать, что под руководством таких лидеров, как Шимашюс, Литва уверенно держит первые места в ЕС по депопуляции, самоубийствам и алкоголизму! Впрочем, литовским властям, похоже, не до решения социальных проблем: для них первоочередной задачей была и остается борьба с памятниками Красной армии и другими последствиями «советской оккупации».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3084
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Тюркский совет Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика