
На Украине развязан очередной неонацистский шабаш – масштабное празднование 110-летия со дня рождения Романа Шухевича, главаря УПА и убийцы многих тысяч поляков, евреев, украинцев и представителей других национальностей в годы Великой Отечественной войны.
Но для нынешних киевских властей он – национальный герой. Указ о присвоении палачу звания Героя Украины был подписан еще Виктором Ющенко. Торжества в украинской столице прошли на проспекте, который до недавнего времени носил имя освободителя Киева генерала Н.Ф. Ватутина, а ныне переименован в проспект Шухевича.
А западноукраинские власти пригласили жителей на «Шухевичфест» – название сокращено специально в молодежном стиле, ведь главная аудитория – молодые украинцы. Среди почетных гостей – воевавшие на стороне Гитлера участники УПА.
Фрагмент программы «празднества»
Национальный вопрос и Шухевич – понятия нераздельные. Шухевич был болен вопросом чистоты украинской нации. Его познания в истории были скудными, иначе он бы понял, что нет смысла говорить о чистоте крови там, где намешано много кровей.
Украинские националисты упрекают русских в кровном родстве с финно-угорскими народами. Этим они демонстрируют пренебрежение не только к русским, но и к финно-уграм. И ладно бы к российским финно-уграм, это привычно для украинствующей публики. Но финно-уграми являются также финны, эстонцы и венгры – народы, живущие в ЕС, куда Киев так стремится! Было бы неплохо, если бы финны, эстонцы и венгры получше узнали, какое весьма непочетное место в идеологии украинского национализма занимает сам факт принадлежности к финно-уграм.
В этногенезе украинской нации заметную роль сыграл тюркский фактор. В составе украинской крови, о чистоте которой так заботился Шухевич и ему подобные, так много крови тюркской, что говорить о присущей ей будто бы чистоте не имеет смысла. Торки, печенеги, берендеи и другие тюркские племена были ассимилированы предками современных украинцев, считавших себя тогда русскими, ибо даже слова «украинец» еще не существовало. Искать в этом смешении кровей какую-то особенно чистую украинскую кровь было глупостью, а преследовать тех, кто не соответствовал понятиям украинских националистов о её чистоте – преступлением. Р. Шухевич совершил и то и другое.
Пока Украина с размахом чествует гитлеровского коллаборациониста Шухевича, западная дипломатия, на удивление чуткая к вопросам толерантности, молчит. Украинским националистам Запад разрешает все – пропагандировать неонацизм, расизм, экстремизм и прочие шалости. Сотрудники западных посольств на Украине «оглохли» и «ослепли».
Как-то в Львове мне пришлось увидеть, как здание напротив консульства Германии украшали красно-чёрными флажками УПА. Что мешало немецким дипломатам выступить с протестом, заявив, что чествование союзников Гитлера недопустимо? Вопрос риторический. Флажки эти, наверное, до сих пор там висят.
Культ Шухевича на Украине разрастается и раздувается. Далеко позади осталось время, когда чествование этого палача локализовалось исключительно в границах Западной Украины. Сегодня режимом Порошенко фигуре Шухевича придаётся общегосударственный масштаб. В Киеве организовали торжества с участием преподавателей вузов, артистов, главы Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука и врио министра здравоохранения Ульяны Супрун. «Мы воспитаны в духе Романа Шухевича, Юрия Шухевича – великих рыцарей Украины», – заявила У. Супрун.
Во Львове прошел целый фестиваль «Шухевичфест», причём дата его проведения (с 30 июня по 2 июля) совпадает с датой львовского погрома 1941 г. 30 июня, через неделю после начала войны, гитлеровцы захватили Львов, и украинские националисты под руководством немецких офицеров принялись истреблять львовских евреев и поляков. В расправах активное участие принимал батальон «Нахтигаль», где Шухевич занимал командирскую должность. Точное количество жертв погрома неизвестно, исследователи говорят о 4-7 тыс. убитых евреях, в т. ч. женщинах, детях, стариках.
В 1943 г. Шухевич повторит это преступление, но в гораздо больших масштабах. УПА под его командованием развернёт массовый террор против польского населения Волыни. Волынская резня унесёт жизни по меньшей мере 100 тыс. поляков. Современные украинские историки стыдливо называют её Волынской трагедией. Удобная формулировка, позволяющая изобразить действия УПА в более мягком свете.
Однако вот что писал о действиях ОУН-УПА западноукраинский писатель-антифашист Ярослав Галан: «Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев… Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков». Я. Галан будет убит оуновцами в 1949 г. не менее жестоким образом: ему нанесли 11 ударов топором. Так украинские националисты мстили тем, кто посмел сказать о них правду.
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, которого в Польше называют «волынским лжецом» за фривольное обращение с историческими фактами на тему Волынской резни 1943 г., аккурат накануне «Шухевичфеста» оказался в центре скандала. На своей страничке в «Фейсбуке» она разместил с помощью фотомонтажа фигуру президента Польши Анджея Дуды рядом с президентом Украины Порошенко, министром обороны Степаном Полтораком и… Романом Шухевичем! Инсталляция называлась «Шухевич сегодня».
Какое отношение польский президент имеет к убийце поляков Роману Шухевичу, непонятно. Возмущение польских СМИ подобной выходкой украинского чиновника можно передать одной фразой: «Да как он посмел!»
Так пану Вятровичу видится связь между поколениями
Культ ОУН-УПА, Бандеры и Шухевича активно поддерживается Украинской грекокатолической церковью. Не зря же её предстоятель Святослав Шевчук присутствовал на торжествах в Киеве. Вопрос о вовлечённости УГКЦ в пропаганду неонацизма – тема отдельной статьи. Здесь лишь приведём мнение профессора Ягеллонского университета (Краков) Анджея Зембы: «Флирт УГКЦ с крайним украинским национализмом зашёл так далеко, что, кажется, УГКЦ утратила всякую связь с христианством, поставив на свой алтарь светских героев. Мало того что светских, так ещё и с сомнительным прошлым».
Далее проф. А. Земба указывает на тревожную тенденцию: «На Украине мы наблюдаем серьезное ухудшение межконфессиональных отношений. Вырисовывается внутрикатолический конфликт, а это уже сигнал приближающейся опасности».
Речь об опасности конфликта украинских грекокатоликов с польскими римокатоликами. Возведя в пантеон героев ОУН-УПА, практически полностью состоявшей из униатов, Киев спровоцировал конфликт с католиками-поляками, потомками тех, кто пал от рук боевиков ОУН-УПА.
Этот конфликт вышел далеко за рамки просто религиозного недоразумения. В 2015 г. УГКЦ пролоббировала в Ватикане начало процесса беатификации (причисления к лику святых) митрополита Андрея Шептицкого, почитателя Адольфа Гитлера. В 2016 г. УГКЦ заговорила о том, что причислить к лику святых надо Андрея Бандеру, отца Степана Бандеры.
Затем появились мнения, что святым можно сделать и Бандеру-сына. Польская римско-католическая церковь возмутилась, но было ли её мнение услышано в Ватикане? Последний дважды, в 1950-х и 1960-х, отказывался начинать процесс беатификации Шептицкого. Память народов Европы об ужасах нацизма была ещё слишком свежа, чтобы лепить святого из такой канальи, как Шептицкий. Но где гарантия, что лет через двадцать святым не сделают Степана Бандеру или Шухевича? Ведь для УГКЦ они – преданные униаты и уж никак не преступники. Кстати, на Западной Украине уже есть иконы с изображением Бандеры-отца с нимбом и нацистской символикой.
К слову, совсем недавно на Украине с помпой отмечали 125-летний юбилей со дня рождения кардинала УГКЦ Иосифа Слипого, духовно опекавшего в годы войны украинскую дивизию СС «Галичина». В священники Слипого рукоположил митрополит Шептицкий, а Слипый, в свою очередь, рукоположил недавно скончавшегося верховного архиепископа УГКЦ Любомира Гузара. Нынешний глава украинских грекокатоликов С. Шевчук служил у Гузара личным секретарем: налицо пронацистская идеологическая преемственность глав УГКЦ.
Для возрождения нацизма на Украине есть все – государственная идеология, замешанная на культе Бандеры и Шухевича, грекокатолическая церковь, находящая богословские оправдания преступлениям ОУН-УПА, светские власти, заинтересованные в нацификации общества, население, одурманенное антироссийской пропагандой. Только станет ли от этого лучше самой Украине?
Страна и народ, где нацистских подонков делают святыми, исторически обречены.